Дмитрий Шомин Мастер

Как освоить струнный гриф? Обучаемся игре на музыкальных инструментах

В этой статье речь пойдет о грифе только струнных инструментов. Иногда место расположения кнопок баяна или аккордеона тоже называют грифом. Но речь не о нем.

Конечно, может показаться, что нет ничего общего между гитарой, балалайкой и скрипкой. Но нет, все законы едины. Упражнения будут немного отличаться, сама постановка пальцев. А суть одна. Струны и пальцы на них.

Tad Denson, Shutterstock.com

Вся музыка, с которой мы имеем дело, состоит не из нот, а из интервалов. Вот их-то и следует тренировать на грифе. Интервалы могут быть мелодическими, когда звуки следуют один за другим, или гармоническими, когда звучат одновременно. Если складывается несколько интервалов, то получается уже аккорд.

Что имеется на грифе?

В первую очередь, конечно, это — струны. Их может быть разное количество. На гитаре — 4−7, на скрипке (домре, мандолине) — 4, на балалайке — 3. Количество струн показывает нам, сколько одновременно звуков может издать наш инструмент. Понятно, что если струн больше двух (на некоторых восточных инструментах их именно две), то инструмент пригоден для аккомпанемента аккордами.

Во вторую очередь — рабочая поверхность грифа. Она бывает разной. Бывает с врезными металлическими порожками (ладами), как на гитаре. А бывает чистая и гладкая, как на скрипке или безладовом басу. У народных инструментов бывают еще навязные лады, которые можно перемещать, но это — экзотика.

Музыкальная теория

Музыкальная теория, необходимая для освоения грифа, весьма проста. Это первые страницы учебника по элементарной теории музыки. Все, что нужно знать — интервалы, какие они бывают. Остальное — по желанию. Так же как нельзя ребенка научить говорить без слогов, так и музыку нельзя выучить без интервалов. А вот научить ребенка говорить можно и без орфографии с пунктуацией. Так же и в музыке. Необходимо подражание. Хорошо, когда папа — цыган-скрипач. А вот если нет, то необходимо слушать диски, радио или друзей-музыкантов. Ну и немного лишней теории тут уже не повредит, чтобы малость разбираться в нотах.

Основы

Первое, что необходимо понять — это то, что гриф — система координат. На грифе обозначены минимальные интервалы, из которых складываются большие интервалы. Вот, собственно, и все. Как на географической карте могут применяться разные системы координат, так и на разных инструментах.

В отличие от географии на нашей карте (грифе) идет значительное дублирование звуков. Они повторяются на нескольких соседних струнах. Эту особенность надо уметь использовать при выборе «распальцовки». Иногда удобнее играть в одном месте, иногда — в другом.

Основной единицей счета на ладовых инструментах является один лад. Он соответствует интервалу в полутон. Если на гитаре играть натуральную гамму (мажор или минор), то расстояния между соседними пальцами не будут превышать двух ладов (шаг через лад). В любой натуральной гамме будет всего два шага на соседний лад, остальные — через лад.

Труднее с безладовыми инструментами. Там ладов-то нет совсем. Считать вроде нечего. Но тут надо уже привлекать собственный слух, чтобы определять положение пальцев. И когда пальцы встанут на места, надо будет считать «пальцами» вместо ладов. Это не совсем удобно. Так как между одними ступенями широкое расстояние (как через палец, тон), а иногда пальцы стоят рядом (полутон). Но невидимыми ладами (можно и так при наличии воображения) считать неудобно, так как их нет. Особенно это явно в верхних позициях. Как туда попасть (не считая) новички вообще плохо понимают. И счет позиций идет как раз по пальцам, а не ладам. На самом же деле счет идет не «пальцами», а ступенями гаммы. Но «пальцами» нагляднее, так как пальцев четыре, а ступеней в гамме от пяти до 12.

Понятно, что для начала надо выучить расстояния между соседними ступенями гаммы. Это основная канва музыки. В академической музыке и в джазе эти интервалы могут плавать, так что не надо удивляться, что расстояния между одними и теми же ступенями в одной и той же пьесе оказываются разными на разных участках. Примерами таких плавающих структур являются гармонические и мелодические лады. Русские романсы в подавляющем большинстве написаны именно в гармоническом или мелодическом миноре.

Гамму можно играть на одной струне, перемещая руку. Но удобнее переходить с одной струны на другую. Для этого необходимо понимать, где находится эта точка перехода. А это как раз упомянутая выше точка повторения звука соседней струны. В данном случае открытой. Такое дублирование звуков называется «унисон». Это, кстати, тоже интервал.

Для того чтобы понимать, где находятся такие унисоны, надо знать интервалы между струнами. Например, на скрипке четвертый палец (чистая квинта) — унисон более высокой струны. А на гитаре пятый порожек. Исключение на гитаре составляет третья струна (считая от самой тонкой). Там унисон — четвертый порожек. Соответственно, это интервалы — чистая кварта (пятый лад) и большая терция (четвертый лад). Если принимать во внимание унисон на скрипке не только с открытой струной, но и с любым положением (первого пальца), то это будет пятый палец (которого нет в аппликатуре). Таким образом, понятно, что на скрипке без смены позиции унисон взять невозможно в позициях выше нулевой (открытые струны). Но это и не требуется. Для того и нужны унисоны, чтобы выбирать, где удобнее (иногда просто возможно) играть.

Для того чтобы откладывать большие интервалы, из которых и состоит музыка, надо уметь их получать сложением простых (тонов, полутонов). Понятно, что октава состоит из кварты (пять ладов) и квинты (семь ладов). На скрипке октава к нажатому первому пальцу получается из квинты (соседняя струна тем же первым пальцем) и кварты (расстояние между первым и четвертым). Нажаты первый и четвертый пальцы.

Для того чтобы получить октаву на гитаре (на нижних, толстых струнах), надо октаву представить как две кварты (через струну) и тон (шаг через порожек). А можно растянуть пальцы и на квинту (семь ладов) на соседней струне.

Таким образом, ясно, что надо научиться считать интервалы в ту или другую сторону от интервалов между струнами. Полезно хорошо понимать, что такое обращение интервалов. Тогда все станет еще проще. Это все есть на тех же первых страницах учебника.

Аккорды строятся аналогично. Только выстраивается несколько интервалов одновременно. Для более удобного расположения пальцев необходимо использовать переносы некоторых звуков на октаву вверх или вниз. Это позволит использовать открытые струны. Вот тут и пригодится знание октавных расположений.

Как тренироваться?

Для тренировки не стоит зацикливаться на гаммах. Это делу не поможет, особенно в сложной музыке с альтерациями (изменениями) ступеней. Тренироваться надо, сначала подбирая небыстрые мелодии. Надо уметь слышать интервал в мелодии и автоматически сопоставлять ему положения пальцев (по началу, конечно, придется посчитать немного). В последующем то же надо тренировать и на аккордах. Используя ноты, надо видеть в них те же интервалы.

Одну и ту же мелодию необходимо начинать с разных положений пальцев и с разных позиций. Это позволит лучше освоить гриф. Так же надо уметь играть мелодию с любого места. Это особенно важно при ансамблевой игре. Так как можно ошибиться и сбить общую игру. А умение вступить в нужном месте после ошибки — обязательный навык.

Для удобства хорошо выучить последовательность не только ступеней в гамме, но и последование терций. Это септаккорды первой и второй ступеней. Они покрывают весь звукоряд. Терция и секунда — основные интервалы большинства мелодий. Так что — это основа теории. Можно так же выучить и трезвучия каждой ступени. Например, в натуральном ладу три мажорных, три минорных и одно уменьшенное трезвучие. А можно просто запомнить терции на каждой ступени. Или все вместе.

Заключение

Знать надо немного. Интервалы и их обращения. Последование интервалов в ладу (мажор, минор). Для начала секунд и терций.

Необходимо знать, где располагаются унисоны соседних струн. Унисоны надо знать не только к открытым струнам, но к любому положению пальца на струне. При этом учитывается музыкальный интервал между соседними струнами.

Необходимо знать, как располагаются октавы к любому положению пальца на струне.

От этих точек, зная мелкие интервалы, строить в обе стороны любые большие интервалы мелодии и аккордов.

Также в ходе тренировки необходимо всегда помнить, где находится основной тон (тоника). Он является ориентиром всех построений. При отсутствии понимания, что такое лад (не порожек на гитаре, а теория), можно ориентироваться на первую ноту мелодии.

Обновлено 13.03.2012
Статья размещена на сайте 6.10.2008

Комментарии (59):

Чтобы оставить комментарий зарегистрируйтесь или войдите на сайт

Войти через социальные сети:

  • Alexuc Kiev Читатель 2 июля 2013 в 14:48 отредактирован 27 мая 2018 в 19:35

    Зачем так все усложнять? Зачем исполнителю знать интервалы, стараться определить их в аккордах? Есть много исполнителей, которые создали новый стиль в игре на той же гитаре, но при этом не имели понятия о нотной грамоте! Главное - слышать музыку, а не интервалы в ней! Я знаю интервалы, но реальную ценность они представляют для композиторов и музыкальных теоретиков. Да для тех, кто мучился в музыкальной школе, изучая интервалы, вот они и хотят нагрузить других, чтобы жизнь медом не казалась! Нет абсолютного слуха - не парься интервалами, просто слушай музыку, потому что, разлагая музыку на интервалы. потеряешь саму музыку!

    • Alexuc Kiev, для справки: у кого есть абсолютный слух тот не парится интервалами, он знает, что звучит, например, до малой октавы на пять центов ниже. Хотя он может и не знать этого названия, если не обучен. И так весь аккорд. У подавляющего числа музыкантов нет абсолютного слуха. Зато он попадается у не музыкантов.

      А совсем необученный музыке человек тоже умеет отличать интервалы. Ему джаз не нравится, а нравится попса именно потому, что он там слышит разные интервалы, хотя и, в отличие от вас, и не знает их.

      Музыканты самоучки, совсем ничего не зная про интервалы и аккорды тоже пользуются ими очень резво. Просто для них это соотношение ладов на грифе гитары, например, которое выливается в ощущение в пальцах. Именно в пальцах и находится музыка хорошего исполнителя. А попадает она туда из сердца. Но только через постоянный тренинг и теорию, пусть и "доморощенную". Чем, кстати, отличается массовая музшкола. Она не умеет загонять музыку в пальцы. А про сердце я вообще молчу. Оно в школе и не ночевало. Добавлю, еще фунт "изюма". В массовой музшколе и музыка не ночевала. И это самое прискорбное для музыки.

  • Для любознательных и внимательных рассказываю.

    Трембита - длинная карпатская труба с натуральным звукорядом. Никаких кнопок у нее нет. Звукоизвлечение - как у фанфар, передуванием.

    Китайский эрху - аналог "скрипки". Шейка у него есть, а грифа - нет. Струны прижимать некуда. Соответственно звукоизвлечение - флажолетное. Но флажолеты - "грязные". Высота звучания полностью соответствует другим струнным с грифом. Звук глухой и сиплый, флажолетный.

    Перечисленные выше "лады" скрики, да и не только её (5,7,12) соответствуют чистым флажолетам. Это самая нижняя часть натурального звукоряда, как в трембите.

    Ладов у скрипки, конечно же, нет. Хотя как исторический курьез такие скрипки были. Но как "нормальному" человеку объяснить, что седьмой лад - это первый палец четвертой позиции?! Нормальные скрипачи считают пальцами, а не ладами. И цветные шашечки им не нужны на грифе. И вообще скрипка самый простой и понятный инструмент. Но страх рулит!

    И самое смешное на закуску. Все эти "флажолеты" придумали еще древние греки. А из их монохорда (совсем даже не музыкальный, а очень "научный" инструмент) вьетнамцы придумали свой дан-бау. (Как он туда попал?) Там присутствует такая же "научная" шкала делений. Извлекаются из него чистые флажолеты (опять оговорюсь, чистые - это такое название научное, даю без кавычек, а "грязные" - не научное, даю в кавычках ) Промежутки между квинтами и квартами заполняются с помощью гибкой палочки на которой фиксируется струна. Очень красивый и занятный инструмент. В советское время часто звучал по телику.

    Единственно оговорюсь, что монохорд греки использовали не только и не столько для флажолетов, сколько для определения соотношения длины струны и высоты звучания. У них, греков, музыка вообще была разделом математики, то бишь, физики.

    • Склероз... Про хор рожечников забыл. Владимирский рожок - русский духовой деревянный мундштучный инструмент. В основном с грифными отверстиями. НО бывают рога и без них. У каждого рога - свой строй. Из рогов составляли рожечный хор, чтобы заполнить весь звукоряд и создать звучность. На Западе были хоры из охотничьих рогов.

      А наши в 19 веке удивляли народ на парижских выставках и прочих русских сезонах.

      А вообще, рог - сигнальный инструмент. Ему двух звуков достаточно. В крайнем случае трезвучия.

      А еще была сигнальная скрипка! Называлась "скрипка монахинь" или "трумшайт" или "тромба марина". То есть морская труба. Самый настоящий смычковый инструмент, но циклопических размеров, контрабас отдыхает. Устанавливалась на судах для подачи сигналов, пока не выдумали паровые гудки.

      • Дмитрий Шомин, не просто свой строй... рог играет ОДНУ ноту. Теперь представьте, как такой оркестр будет играть гамму тридцать вторыми... адский труд. Неудивительно, что эти оркестры составлялись либо из солдат, либо из крепостных крестьян. Кстати, такой оркестр существует в Петербурге и сейчас (реконструированная роговая капелла); играют там, правда, отнюдь не крепостные, а фанаты-добровольцы.

        • Мария Семенихина, да-да. В оркестре да, для простоты. На каждую ноту сидел один крепостной и дул, когда надо. Но сам рог не одну ноту играет, а натуральный звукоряд в своем строе. Собственно для того он и создавался, чтоб оленей распугивать по лесам и врагов по полям.

          А кстати, на кларнете передувание, наверно, не используется. Я че-то не в теме про кларнеты.

          • Дмитрий Шомин, на кларнете на это клапан специальный есть, который повышает ноту на 12(ага) тонов.

            • Мария Семенихина, Хотя тут подумалось, наверно у кларнета в пределах двух октав есть еще какая-то периодичность. А то думать по две октавы сразу - жуть какая-то...Бррр.

            • Мария Семенихина, значит остальных кнопков хватает на две октавы? Супер! Значит у кларнетистов двухоктавное мышление. А у меня, старого скрипача, квинтовое. Даже не знаю какое лучче...

              Кстати, про картинку. Если кому интересно, то на ней не мой хор рожечников, а совсем даже "западный" оркестр. Наши были в одежке а ля рюс и с деревянными обернутыми берестой рожками.

              Но в народе таких хоров-то не было. В народе обычно по два-три рожка в ансамбле. А вот, когда у исполнителя два-три звука у каждого в арсенале, и таких целый ансамбль - это кувиклы (флейты пана). Чисто женский инструмент. Аж настолько женский, что мужчинам даже нельзя было видеть, как кувиклы изготавливаются. Табу. А рожок и калюка - мужской. Даже здесь разделение было.

              • Дмитрий Шомин, октав там больше (диапазон - от ре малой октавы до си третьей), а нотами это вообще записывается на тон выше реального звучания (и по сравнению, например, с саксофоном, это в плане транспозиции еще не самое страшное).

                А на картинке - петербургская роговая капелла, а вовсе не хор рожечников.

                • Мария Семенихина, дык и я об том же. Просто я писал про русский рожок, а появилась иллюстрация из западных рогов, хотя и русских. Наши-то в лаптях были с берестяными штуками, а не с органными трубами. И вообще кола - это русский народный напиток.

                  Судя по тому, что вы меня не поняли про дудку, там с периодичностью туго. Я интересовался структурой пальцевого мышления на кларнете. Для меня это что-то заоблачное. Да и гитара - жуть какая-то. Особенно когда по дороге вдруг натыкаешься на терцию ни с того ни с сего. Куда пальцы девать непонятно. При ее мензуре достаточно вообще одного. Рейнхард, помниться и играл всего двумя, остальных просто не было.

                  • Мария Семенихина Читатель 13 апреля 2012 в 23:45 отредактирован 13 апреля 2012 в 23:53

                    Дмитрий Шомин, пальцевое мышление там простое - гаммы со всеми знаками терциями тридцать вторыми, пока не посинеешь... И не путаться в мизинцах - когда правым играешь, а когда левым.

                    • Мария Семенихина, вот что-то такое я и подозревал. От того и отринул мысль подудеть немного на досуге. Уж очень это сложно для меня - на один звук жать всеми пальцами. Неэкономно как-то. Да и синеть пока рановато.

                • Мария Семенихина, "Русская роговая капелла" под упр. Сергея Песчанского. Не поручусь, но подумаю: как многое из как бы восстановленного-возрожденного - чистейшей воды постмодернизм.

                  Оценка статьи: 5

                  • Люба Мельник, Согласен. Лапти где?! Уж хотя бы. Бог с ними с дудками, все равно никто не поймет. Но лапти... А вообще-то я бы возродил такой русский народный инструмент как мандолина. Сегодня это звучит странно, но она в два раза более русский народный по времени, чем домра. Когда-то у балалайки делали парные струны из-за нее (мандолины). Ну, и лапти, конечно...

                    • Дмитрий Шомин, Питер же - какие лапти! Там еще в 19 в. - хоть дырявые, но чтоб сапоги были))
                      Я б вообще все возродила - только чтоб песни пели и пиески играли побыстрее. Народу щас хочется - чтоб в концертах выступающие менялись, как клипы в ТВ. Что подлиннее и помедленнее - мучительно переносится.
                      В начале июня будем ждать "Живую старину" - вдруг да посмотрим на рожечников? Хотя у нас все струнное какое-то съезжается, эта капелла каким путем попала - бог весть. Но красиво дудели!

                      Оценка статьи: 5

                      • Люба Мельник, дудят красиво. Я их вроде по телику и слышал. Но Питер, на самом-то деле, если послушать их говор и посмотреть на этнокарту советскую - чисто поляки. Русские там не ночевали. Любимый поляками народный скрипач Венявский преподавал в Питере.

                        Беда многих русских в том, что не хотят быть русскими. В том числе и музыканты. То ли стыдно, то ли че. Не пойму. А запад говорит, мы не хотим, чтоб вы наш народный джаз перевирали. Свое играйте, нам интересно. А у нас своего осталась тока попса в кокошниках. Там это не интересно. Там интересно грубое этно автохтонное. Но тока, чтоб повеселее. Вот и сидим, с чем есть. Хотя не сидим. С попсовыми автохтонными бабками из нерусской "глуши" в Баку едем. Уж оччень душевно у них про желтую подлодку, или еще че, не помню уже. Чистый удмуртский эндемик.- Подводная лодка в поволжских лесах.

  • Добавлю свои пять копеек про то, как искать ноты на безладовых инструментах. И на ладовых тоже, кстати.
    Открытая первая струна скрипки у нас - ми второй октавы. Если длину струны поделить пополам и прижать в этом месте пальцем, то получим ми третьей октавы, то есть интервал - октаву. На гитаре это - XII лад.
    Если длину струны укоротить на треть, получим си второй октавы, то есть - квинту. На гитаре - VII лад.
    Если длину струны укоротить на четверть, получим ля второй октавы, то есть - кварту. На гитаре - V лад.

    • Кстати, на этом принципе играются флажолеты.

      • Андрей Лебедкин, да-да, узнаю "бывалого скрипача". Вы, часом, с трембитой не перепутали? Абисняю...С прижатыми струнами еще, вроде, ничего. А вот флажолет у вас, Андрей, китайский. На ихних эрху так и выходит. А вот у нас древних греков все не так. На 12 ладу первой струны скрипки (как ни странно, вы правы - это ми) флажолет на октаву выше, как и при нажатии. А вот дальше совсем не так. На 7 ладу - еще плюс квинта, к первой-то октаве - итого си третьей. А вот на 5 ладу - совсем круто - еще плюс кварта! Итого уже ми четвертой, а совсем не ля второй.

        А как же остальные нотки? Неужели у каждого скрипача в оркестре скрипка на свою высоту настроена? Прям какой-то хор рожечников получается.

  • Вот, наконец и сольфеджио для гитары! А дальше - 8 лет совершенствовать технику левой и правой рук .

    • Для верности, я бы не забывал и про ноги. Может придется играть стоя. На самом деле, если за год не научился, не важно по какой причине, лучше не тратить время зря.

  • Ага. Все так "просто" и "понятно " написано, что любой чайник, взяв гитару, заиграет через два часа.

    Оценка статьи: 1

  • Надо только пометить, что у начинающих исполнителей в позициях получается не унисон, а ГРЯЗИЩЩА

    • Мария Семенихина, ну, это скорее на скрипке у оттоптанных медведем. На гитаре, где лад пропилен, то так и будет.. А на скрипке сначала надо моторную память натренировать и слух. Да, и насобачиться смычком. А у нас учат с точностью до наоборот. Вот и разлезаются руки у скрипачей в разные стороны, а под пальцами "грязища".

      • Дмитрий Шомин, неа, на гитаре тоже грязища

        • Мария Семенихина, а как на нормально настроенной гитаре можно выдать не унисон, а грязищу? Только если не те ноты взять.

          • Андрей Лебедкин, ну как-как... недостаточно сильно зажать струну, например... поэтому когда детишки начальных классов ДМШ играют что-то, переходя из позиции в позицию, это мука и пытка для слуха.

            • Мария Семенихина, это естественно. Говорилось то о том, что скрипачи с поставленной техникой выдают грязищу. Так можно и обезьяне дать инструмент, а потом удивляться, чего она не играет то как Ростропович?

        • Мария Семенихина, Нууу... Это у чайников. КОторые лады считать не умеют. Основная задача научиться считать лады (или позиции у скрипачей). Но не мозгами, а пальцами, на автомате. А у нас любой ученик неско лет тыкается, не знает куда пальцы ставить.

          На ладовых инструментах есть еще одна фишка. Куда на ладу палец ставить. Особенно грешат этим мандолины, почему-то. Поставил чуть дальше от порожка - и все не звенит. На скрипке такой проблемы нет. Куда палец не поставь, слушателю без слуха все равно красиво будет.

          • Мария Семенихина Читатель 15 марта 2012 в 13:30 отредактирован 17 марта 2012 в 02:16

            Дмитрий Шомин, даже если все равно поставить палец куда надо на гитаре (нужный лад и у самого порожка), все равно будет ГРЯЗЗЗЬ. Слушать такое - чистое мучение. Может, дело в недостаточно хорошо настроенной гитаре? Но хорошо настроенные гитары - это, по-моему, миф... даже у тех, кто строит по тюнеру, все равно на одну шестнадцатую тона, да перекос.
            Почему я скрипку и бросила: играть в третьей позиции для моих ушей было пыткой, они сворачивались в трубочку.
            А насчет куда ставить пальцы - так есть же такие приемы игры, когда специально ставишь палец на середину лада (получаются четверти тона... в современной музыке явление не такое редкое)

            • Мария Семенихина, кстати, в том, что мизерный перекос на даже очень хорошо настроенной гитаре бывает - в этом вы правы. Это физика, различные соотношения длин струн, которые должны быть в теории натуральными дробями, на всем грифе абсолютными точными быть не могут. Как-то сложно объяснил.
              Но этот мизерный перекос, кстати, добавляет обертоны. Поэтому гитара всегда "живее" будет звучать синтезатора.

            • Мария Семенихина, нет, все понятно, но что конкретно...
              Настройка гитары - это настройка ее ладов, а не струн. Говорят "гитара не строит". В этом проблема. Самая люкс гитара всегда будет "фальшивой" и для скрипача, и для кларнетиста.
              А вот что там с серединой лада, я не понял. Нет, все понятно... Если струны высокие, а лады низкие, будет дребезг. Но никак не четверть тона. Для того порожки и пропилены, чтоб не было. ИНогда струны тянут пальцем, повышая хоть на тон. Грешат этим в основном блюзмены.

              А вот на скрипке покачал пальцем на грифе - и все поплыло. А ползать по грифу любят джазисты и цыгане (ирландцы), учившие первых джазовых скрипачей.

              • Дмитрий Шомин, я сама слышала гитариста, играющего четвертями тона!

                • Мария Семенихина, он струны подтягивает, как при бэнде. Но не извлекает звук во время натяжения или отпускания, только в натянутом положении. Ничего сложного, по идее. Но вот быстро так играть - замучаешься.

                • Мария Семенихина, дык я не против... При достаточно высоком порожке натяжение струны можно легко регулировать пальцем без всяких бендов. А можно и с бендами. Просто изменить высоту звучания можно изменением натяжения или укорочением струны. Это простая школьная физика. НИкаких чудес не бывает. Я уже писал, что чем дальше от порожка, тем сильнее надо давить на струну. А что там было на самом деле...

              • Дмитрий Шомин, расскажите, пожалуйста, как легче бенды научится делать на полтона и на тон? Я вот, к примеру, слышу, что перетянула, но уже когда, так сказать, ничего не исправишь. Есть какие-то реальные советы в этом плане?

                • Катерина Бачу, тренировка, только тренировка. Тяните сначала очень медленно, чтобы не перетянуть. Потом, когда запомните примерно, где сколько тянуть, сможете тянуть быстрее. Когда тянете быстро и совсем немного не дотягиваете или перетягиваете, то это незаметно большинству.
                  Кстати, знаменитого Эрика Клэптона прозвали "мистер слоухэнд" именно за филигранную точность бэндов.

                • Катерина Бачу, я на гитаре особо не играл. Больше на мандолине. Но общий совет такой. Учиться делать бенды отдельно в разных позициях. Все дело в сочетании моторной памяти и слуха. Тянуть сначала медленно, внимательно слушая и координируя натяжение и результат. И только потом добавлять их в музыку. И музыку играть медленно. Давать нормальный темп только когда медленно будет классно.

            • Мария Семенихина, может потому что не дожимают струну, потому и грязь???

              • Катерина Бачу, кстати, да. Фишка в том, что чем дальше от порожка, тем ссильнее надо давить. Нажимая под порожек можно очень комфортно играть. Особенно это актуально для мандолины с тугими металлическими струнами.

                • Дмитрий Шомин, и еще один вопрос гриф на моей классической гитаре на болту, последний раз когда меняла струны, обнаружила что гриф ходит, шатается как зуб когда снимаешь все струны. Я подтянула его настолько, чтобы он был нормально зафиксирован, но в результате появилась проблема - дребезжание. Пришлось выбирать из двух зол. Нашла, можно сказать, золотую середину - и струны не так высоко над грифом, и гриф более менее зафиксирован, и дребезжания нет. Но тем не менее расстояние всё равно большое, тем более гриф широкий, играть некомфортно на ладах выше 7го, пальчики быстро устают. Гитара быстро расстраивается.
                  Иными словами, проблемный инструмент. Вот и задумалась насчет целесообразности приобретения инструмента с грифом на клею. Что вы по этому поводу думаете?

                  • Катерина Бачу, ну и что, что ходит, он и должен ходить. Вы же не играете на ней, когда все струны сняты? Вот когда струны натянуты, и он ходит - это уже "прощай, гитара". А гриф подтяните до того положения, в котором струны максимально низко над порожками, но при этом нигде нет дребезжания, даже при громкой игре.
                    Можно "довести" гитару, подточить порожки и так далее, как советует Дмитрий. Но если она у вас быстро расстраивается, то это уже не к добру. У вас чьего производства гитара?
                    А по поводу приобретения, если надумаете брать новую гитару, берите с грифом на клею, то есть "вестерн". Там регулировка тоже есть, такой анкер, который меняет прогиб грифа. Можете в личку написать, помогу выбрать модель.

                  • Катерина Бачу, я уже писал, что гитаристом себя назвать никак не могу. Так что делайте поправку.
                    Как мне кажется классика на болте - это не совсем классика. Была у меня в детстве гитара советская на болте. Я ее разбирал и перепиливал гриф.

                    У вашей явно нужна доводка. Пилить порожки, смотреть посадку грифа. Сам болт. Короче к мастеру хорошему. Комфортна тока игра на предельно низких струнах при данном натяжении.

                    ПОрожки можно пилить самостоятельно надфилем. Сттруны выставляются, и где дребезжит, там пилится. В результате может строить еще хуже, если не спиливать аккуратно на полукруг. Еще у грифа на всех струнных должно быть седло. Небольшой прогиб. Если его нет, то струны приходится задирать выше, чем нужно. Прогиб максимален примерно в середине грифа. Чтобы его увидеть, достаточно прижать струну по концам грифа. Под низкими струнами прогиб и высота больше, чем под верхними. Оно и понятно - амплитуда колебания разная. Так что верхние струны чем ближе, тем лучше.

                    В идеале надо покупать хороший мастеровой инструмент. Или доводить у хорошего мастера фабричный. На всем остальном будут болеть пальцы. Если, конечно, это не руки кузнеца. А болт или вклейка... наверно все равно. Главное, чтобы было хорошо сделано.

  • Хорошая статья.
    На гитаре люблю играть хроматические гаммы под метроном. Хорошая тренировка и разминка для пальчиков. А так меня только на разучивание до-мажорной гаммы хватило

  • и зачем я это читаю, ведь всё равно в музыке ни "бум-бум". Но словосочетания: "чистая квинта", "чистая кварта" и "большая терция" заставляют меня подтянуться, спину выпрямить, да и настроение сразу же меняется спасибо

  • Спасибо большое, давно хотел найти информацию по теории простым языком. Никогда не думал, что я могу её найти на ШЖ.

    Оценка статьи: 5

    • Спасибо,
      ШЖ - это все сложное простым языком. Я придерживаюсь мнения, что если не можешь сложное объяснить просто, то - просто сам не знаешь.

      А с грифом проще работать, если нарисовать все комбинации на бумаге. На скрипке в натуральных ладах вообще всего четыре комбинации пальцев не зависимо от позиции и от тональности. При этом одновременно на грифе не больше трех комбинаций. Одна из них обязательно повторяется. Любая гамма играется на раз.

      На гитаре сложнее. Гриф не регулярен и пальцы попадают в нижних позициях не на ступени гаммы, а на лады. Поэтому-то и любят гитаристы импровизировать в верхних позициях. Под каждым пальцем ступень, как и на скрипке, у которой мензура значительно короче.