В психологической теории мотивации есть один важный момент.
Все наши мотивы расположены в иерархии. Практически это означает, что пока не удовлетворены «базовые» потребности, пытаться заставить себя учиться — дело неблагодарное.
Лучше потратить время на то, чтобы поесть, поспать, организовать себе комфортную обстановку для учебы, а уж потом приступать, толку будет больше. А иначе «борьба мотивов» вам обеспечена, и все силы уйдут на нее!
Если вы занимаетесь спортом, танцами, ходите в бассейн, не бросайте все эти дела на время подготовки к экзаменам, просто немного сократите время на них. Время лучше выиграть за счет сокращения нагрузок на психику — таких как компьютерные игры и просмотр телевизора. А главное, составьте четкий график всех этих занятий, распределите их в течение дня. Когда вы уже садитесь за учебу, ничего вокруг не должно отвлекать вас.
Ходите кругами и не можете заставить себя работать? Скорее всего, это опять проявление борьбы мотивов. Стоит остановиться и задуматься, чего сейчас на самом деле хочется. Может, это не полет в космос, а что-то вполне осуществимое? Тогда стоит потратить на это какое-то время, чтобы потом учить спокойно.
Есть еще один закон мотивации. С психологического языка на русский его можно перевести так.
Желание что-то делать сразу пропадает, как только наш мозг воспринимает объем информации как слишком большой, непомерный.
Но что поделаешь, перелопатить учебного материала перед экзаменами и правда приходится очень и очень много! Попробуйте обмануть свой мозг: разделите весь объем на отдельные смысловые части. Берясь за первую, даже не думайте об остальных. Вплоть до того, что не выкладывайте на стол сразу всю гору учебников и тетрадей и не листайте вперед страницы учебника, ужасаясь, сколько еще осталось.
Аналогичный механизм может сработать, если вы накрутите себя, считая, что предстоящий экзамен — главное дело вашей жизни, от которого зависит все на свете. От такой гиперответственности появляется страх и опускаются руки.
Если это про вас, попробуйте сделать следующее. Задайте себе вопрос: «Что самое страшное может случиться, если я не сдам этот экзамен?» Вы увидите, что даже самый страшный исход далеко не так критичен, чтобы из-за этого так сильно волноваться. Сразу продумайте альтернативы в ситуации, что экзамен не сдан, вы обнаружите, что мир не зациклен на экзамене.
В общем, ленью своей пренебрегать нельзя. Для начала надо разобраться, о чем она говорит, что за информацию несет. Ответьте себе на вопрос: что такое ваша лень — желание отдохнуть или протест против каких-то условий? При правильном подходе эта информация заставит найти наиболее оптимальный способ деятельности и разобраться в собственных желаниях и потребностях.
А если раз от раза у вас возникают приступы лени при каком-то конкретном занятии, то вообще стоит задуматься о том, ваше ли это дело. Чтобы сдать один обязательный экзамен, еще можно постараться замотивировать себя. А вот бороться с этим самым нежеланием всю жизнь будет проблематично.
Так что, каким бы странным ни казался этот совет, еще не поздно четко осознать этот важный момент. Например, если сейчас все предметы вступительных экзаменов вызывают при подготовке жуткую лень и скуку, то так же, скорее всего, будет не только ближайшие пять лет, но и всю жизнь.
Вспомните о том, что вы, наоборот, всегда делаете с желанием и энтузиазмом. Может, еще не поздно подумать о том, чтобы приблизить будущую профессию к этим занятиям?
Александр Котов, подозреваю, что информации о заболеваниях, которыми страдали в Средневековье крайне мало еще и потому, что к медикам...