Занятия могут проводиться с любым малышом дошкольного возраста, меняется лишь подход: игровая форма, тональность, время
Несколько полезных советов перед началом занятий:
- Становитесь на уровень малыша, чтобы он с легкостью мог смотреть вам в глаза и следить за вашими действиями.
- Самых маленьких можно брать на колени и самим делать массаж лица, а остальные задания — не больше пяти-семи минут в игровой форме.
- Занятия желательно проводить ежедневно, затрачивая не более 15 минут, в зависимости от возраста ребенка.
- В любом возрасте применяйте игровую форму, иначе даже самый спокойный ребенок перестанет вас слушать.
- Не старайтесь выполнить за один раз все нижеперечисленное: массаж, артикуляционную гимнастику обычно делают полностью (но на свое усмотрение, чтобы занятие не наскучило ребенку), а произношение букв и скороговорок можно разделить по дням.
Массаж лица
Массаж лица сам по себе, конечно, большой роли не сыграет, но при совмещении с артикуляционной гимнастикой и голосо-речевыми тренингами очень полезен для чистоты нашей речи.
Поставьте ребеночка перед собой и, показывая и озвучивая свои действия, делайте вместе с ним массаж лица.
1. Подушечками пальцев нежно поглаживаем надбровные части лба, приговаривая: «Вот как мы себя любим, вот как мы себя голубим…» Переходим к крыльям носа и гайморовым пазухам, не забывая приговаривать: «А вот какой у нас носик, вот какой у нас курносик…» Затем разглаживаем область вокруг губ, скулы до ушей и обратно: «Ротик наш роток, ты совсем не молчунок! Ушки наши ушки, ушки на макушке!»
2. Легкое постукивание подушечками пальцев в тех же зонах. Как поглаживание, так и постукивание осуществляется двумя руками, движения идут то навстречу друг другу, то в противоположную сторону. Не забывайте все время разговаривать с ребеночком: «Вот какие мы красивые! Вот какие мы послушные! Вот как мы себя погладили!»
Артикуляционная гимнастика
1. Воздушный шарик.
«А какой бывает воздушный шарик? Ну-ка, надуем щечки! Вот так!» Надуваем щеки, как воздушный шарик, и в той же последовательности, теми же движениями делаем массаж.
2. Паровозик.
«А как у нас паровозики дудят? Ту-ту, вот так губки в трубочку сложим! Вот какие молодцы!» Вытягиваем губы трубочкой, делаем ими вращение по часовой, затем против часовой стрелки. Затрачивая одну-две минуты в одну сторону, столько же — в другую.
3. Улыбка.
«А как мой малыш улыбается? Как он маме улыбается? Вот как он улыбается!» Растягиваем губы в улыбку и стягиваем трубочкой, примерно одну-две минуты.
4. Поцелуйчик.
«А теперь давай поцелуемся с мамочкой вот так!» Имитация поцелуя: губы вытягиваются в трубочку, становятся упругими, раздается звук поцелуя и губы расслабляются. Также примерно одну-две минуты.
5. Лошадка.
«А как мы говорим лошадке „Стой“? „Тфпр-тфпр!“ — Вот как мы говорим лошадке!». Расслабляем губы и произносим звук, похожий на тот, которым останавливают лошадь — тфпр-тфпр, только без перерыва и забора дыхания. Упражнение очень сильно раздражает губы, поэтому со временем его выполнения определитесь сами.
6. Ротик.
«А теперь давай себя погладим язычком, вот так!» Погладьте губы языком, по часовой стрелке и против.
7. Язычок.
«А давай посмотрим, у кого язычок длинней, у мамы или у тебя, ну-ка, повторяй за мамой!» Дотрагиваетесь языком сначала до верхней губы, потом до нижней, затем уголок левой стороны и уголок правой стороны рта.
И напоследок, двумя руками имитируя умывание, погладьте свое лицо и шею, аккуратно, подольше, растирая от лба, по гайморовым пазухам, к шее.
После артикуляционной гимнастики произносим гласные звуки. Чаще всего, гласные произносятся детками гораздо правильнее и учатся без особых проблем. Но и над ними не мешает поработать.
А — а — а — первый раз произносим коротко и отрывисто. Очень аккуратно, не напрягая челюсть, дабы не получить вывих челюсти!
Аааааа — длинный звук на одном дыхании, не повышая и не понижая интонации.
Проговариваем точно так же и остальные буквы — «о-о-о», «у-у-у», «ы-ы-ы», «э-э-э», «е-е-е», «ё-ё-ё», «и-и-и», «ю-ю-ю».
Тренинг на парные согласные (произносить несколько минут, как скороговорку, для разнообразия можно чередовать скороговорку с напевностью). После каждой буквы желательно проговорить скороговорку с наличием этой буквы.
Б — Бу-бо-ба-бэ-би-бы
П — Пу-По-па-пэ-пи-пы
В — Ву-во-ва-вэ-ви-вы
Ф — Фу-фо-фа-фэ-фи-фы
Г — Гу-го-га-гэ-ги-бы
К — Ку-ко-ка-кэ-ки-бы
Д — Ду-до-да-дэ-ди-ды
Т — Ту-то-та-тэ-ти-ты
Ж — Жу-жо-жа-жэ-жи-жы
Ш — Шу-шо-ша-шэ-ши-шы
З — Зу-зо-за-зэ-зи-зы
С — Су-со-са-сэ-си-сы
Чем хороши эти и подобные занятия — их можно проводить в игровой форме, где угодно: в поликлинике, в самолете, идя по улице.
Мелкая моторика напрямую связана с развитием речи, поэтому не забывайте массировать ладошки ребеночка, т.к. в них находятся точки, отвечающие за это. Можно брать не очень жесткие щетки, массировать по часовой стрелке и обратно, приговаривая:
Ёжики-ёжики
гладят ручки.
Маленькую девочку (маленького мальчика)
говорить научат!
А также занимайтесь с ребенком аппликацией, перебирайте различные крупы, нанизывайте бусы, лепите поделки из соленого теста или пластилина, применяйте старые русские потешки для развития мелкой моторики (такие как «Сорока-белобока», «Мальчик-с-пальчик»).
Если мама будет уделять развитию речи ребенка должное внимание, он очень быстро, а самое главное — правильно, научится говорить.
Разговорились
Владимир Шебзухов
У Полинки пятилетней
Братик есть с недавних пор.
Подойдёт лишь к колыбельки,
С ним заводит разговор.
Как-то разболталась слишком,
Хоть никто не ожидал,
Улыбаясь ей, братишка,
Первый голосок подал.
Удивились папа с мамой –
«Вот, те раз!Не нам тот глас!
С ним общались мы немало,
Думали, не слышит нас!»
Но секрет раскрыт сестрёнкой,
(От чего был молчалив):
«Взрослые вы, дядя с тётей,
Я же – детский коллектив!»
0 Ответить
Статья отличная, но рука не поднимается поставить пятерку: заглавие совершенно сбивает читателя с толку. Как научить ребенка говорить правильно без помощи логопеда, самостоятельно - вот что должно было прозвучать и быть выделено в заглавии. Фраза "в домашних условиях" вызывает не меньшее недоумение: а где же еще мы учим ребенка говорить?
Я бы назвала так: как научить ребенка правильному произношению? Домашний логопед.
Или: Как маме (помочь) исправить речь ребенка.
А в целом статья действительно полезная. Я не знаю, как это работает сейчас, но раньше в садиках была ставка логопеда. И они действительно не столько работали с детьми, сколько с родителями - давали нам домашнее задание с упражнениями и мы дома сами упражняли детей. У меня у всех детей откуда-то выплыло это польское Л, произносимое почти как W, мы шепелявили немножко на С. Я просто до сих пор помню одну тренировку на исправления шипа в С: у лиСы краСивый хвоСт.
Пожалуй дополню статью еще одной методикой, помогающей правильной артикуляции: упражнения ПЕТЬ. При напряжении голосовых связок артикуляционный аппарат работает четче. Эта же методика применима и к маленьким заикачкам - учит работать с дыханием.
Иногда бывает врожденная короткая уздечка языка - это уже специалист должен посмотреть ларинголог.Разрабатывается мимической маской льва.
1 Ответить