Недавняя ревизия в швейных коробках явила мне давно забытое чудо науки и техники, благодаря которому в стародавние времена экономные модницы приводили в товарный вид порвавшиеся колготы и поднимали спущенные петли.
Можно ли без этого обойтись? При современном обилии и доступности чулочно-носочных изделий — бесспорно, да, во времена тотального дефицита — вряд ли.
Вот и получается, то, что сегодня выглядит насущной необходимостью, завтра становится смешной нелепостью. Не исключено, что и приведенные ниже советы о том, что нужно делать, а что можно пропустить, через некоторое время безнадежно отстанут от жизни.
Впрочем, это будет еще когда! А пока будем «ковать железо» и пользоваться накопленными за многие швейные годы премудростями.
Премудрость 1.
Чтобы сэкономить уйму времени на соединении деталей перед стачиванием, достаточно вместо кропотливой наметки соединить их портновскими булавками. Булавки вкалывают на некотором расстоянии друг от друга и, что очень важно, СТРОГО ПЕРПЕНДИКУЛЯРНО будущему шву. Только при таком расположении булавок можно совершенно безнаказанно шить прямо поверх них, иголка гарантированно уцелеет.
Кстати, перпендикулярность расположения булавок стоит соблюдать и при скалывании скругленных деталей.
Премудрость 2.
Вырезаем бумажную выкройку сразу с припусками на швы. Это позволит в дальнейшем оптимизировать раскрой при минимальных временных и психо-эмоциональных затратах.
Премудрость 3.
Воспитываем в себе хорошую привычку делать закрепки в начале и конце прямой машинной строчки. Поначалу это кажется излишней тратой времени, однако опыт грамотных портних показывает, что закрепки являются залогом прочности строчки, гарантией того, что швы не расползутся.
Выполнить закрепку проще простого, для этого на всех швейных машинках существует «реверс» или рычаг обратного хода. Закрепку делают обычно длиной до 1 см, при этом существует особая категория тканей, на которых такие закрепки делать крайне не рекомендуется, поэтому…
Премудрость 4.
На тонких и прозрачных тканях закрепки не делают, так как они очень огрубляют внешний вид этой изящной и легкой ткани.
Как же быть? Рукодельницы выдумали такой хитрый способ. Верхнюю катушку ниток снимают. Из заправленного челнока вытягивают нить, которую и заправляют вместо снятой верхней катушки. В этом случае никаких закрепок делать не надо, ведь строчка выполнятся одной ниткой, следовательно, по всем законам логики, расползтись не может.
Премудрость 5.
Помимо закрепок рекомендуют в начале и конце строчки концы ниток связывать между собой, а затем близко к узелку обрезать излишки. Это позволяет сделать шов еще надежнее.
Премудрость 6.
Иногда такие узелки приходится вязать на видном месте и после обрезки остаются довольно заметные «усики». В этом случае можно поступить так: завязать узелок, затем все нитки заправить в ручную иглу и вывести их либо на изнанку, либо (если деталь двойная) протянуть нитки внутри между деталями, вывести наружу, обрезать близко к ткани и потянуть ткань в разные стороны, чтобы хвостики спрятались.
Такой несложный прием позволяет «и овцам уцелеть, и волкам насытиться», то есть и надежность шва сохранить, и эстетичность соблюсти.
Премудрость 7.
Если требуется строчить деталь, на которой есть наметка (например, отстрачивать край предварительно выметанного воротника), то машинный шов должен проходить рядом с наметкой, иначе при застрачивании наметки ее потом будет очень сложно удалить, и могут появиться вытянутые стежки, что совсем ни к чему на самом видном месте.
Премудрость 8.
Довольно часто приходится подрезать края деталей, например, на скруглениях или при выполнении «кармана в рамку». В этом случае есть риск обсыпания подрезок, поэтому их лучше дополнительно обработать. Сейчас в продаже можно найти специальный прозрачный клей, но можно воспользоваться и бытовым вариантом, изобретенным в то время, когда приводимый в журнале «Burda Modern» перечень необходимых инструментов и материалов повергал все советское население в тихий ужас (помню, как мы не с первого раза могли прочитать «гленчек», не то что знать, что это за зверь).
Для обработки надрезов можно использовать обычный прозрачный лак для ногтей. Правда, на видимых местах его следует применять осторожно, он оставляет ободок по краю. А вот на внутренних участках можно смело мазать кисточкой, все края будут надежно закреплены рубчиком из лака.
Премудрость 9.
Работая с тонкими тканями, типа шифона, следует помнить, что обрабатывать края деталей лучше все же оверлоком. И не столько потому, что это красиво, сколько из соображений общего вида будущего изделия. Дело в том, что обработка зигзагообразной строчкой на тонких тканях может вызвать скручивание края и формирование грубого рубчика. В ряде случаев это допустимо, когда такой шов является внешним, например, низ широкой юбки-солнце или свободного рукава. А вот для внутренних швов это неприемлемо, ведь при утюжке изделия такие швы моментально отпечатываются на лицевой части, что, согласитесь, совсем ни к чему.
В ряде источников можно встретить рекомендацию обрабатывать швы на тонких тканях, подкладывая тонкую папиросную бумагу, которую потом нужно удалить. Здесь очень важно качество бумаги, при излишней толщине бумага при удалении вытягивает нитки, создавая ненужные затяжки на шве.
Поэтому очень важно провести эксперимент на пробном образце и оценить степень скручивания ткани при обработке края зиг-загом: а вдруг вам повезет, и край не будет скручиваться?
Премудрость 10.
Вытекает из Премудрости 9, и гласит о том, что необходимо иметь нужный запас обрезков ткани, чтобы на них проводить эксперименты. Например, потребуется оценить поведение ткани при обработке зиг-загом, усадку ткани при утюжке и стирке, отношение к различным видам швов, в том числе декоративным (некоторые ткани от ряда швов «морщатся», так они им не нравятся) и так далее.
Пожалуй, на этом можно было бы и закончить, если бы не одно «но», которое мы упомянули в начале статьи. Поэтому приведенный список Премудростей будем считать величиной переменной и изменяемой, и дополнять его в тематических разделах, посвященных выполнению той или иной швейной операции.
Только слышала о такой технологии, говорят ткань отрезанная ими ничем не отличается от обыкновенной, просто не сыплется, поскольку теперь почти в любой ткани есть какой -то процент синтетики. Хотела бы приобрести, но что-то не видела в продаже, а вот в парикмахерских уже такими ножницами у нас пользуются - стригут, чтоб волосы не секлись. Наверное, стоят они слишком дорого, так как отрезать волосы стоит от 20 - 100 долларов. Наверное, пройдет ещё лет 10, пока они у нас будут в широком пользовании, а мы потом будем вспоминать эти времена как мракобесные
Оценка статьи: 5
0 Ответить
Привет Светлана! А обрабатывать края ткани оплавляющими ножницами не пробовали?
Оценка статьи: 5
0 Ответить
Приветствую вас, Елена!
Такая технология больше подходит для платков из тонких тканей, когда обработка даже оверлоком выглядит грубо.
А шифоновую тунику я предпочитаю все же не оплавлять, а обметывать, это более надежно и менее травматично для кожи, так как иногда в процессе оплавки получается жестковатый край..
А как вам такие ножницы?
Оценка статьи: 5
0 Ответить