Если кто-то со мной не согласен — поспорьте, но сколько раз я пыталась проводить подобный «эксперимент», всегда оказывалось, что большинство не может вспомнить больше 3−4 строк, и почему-то чаще всего это оказывались строчки
И педагоги, и большинство родителей знают и понимают, что стихи учить надо, это один из наиболее действенных методов развития детей. Заучивание стихотворных строк расширяет кругозор, учит восприятию поэзии, совершенствует устную речь, способствует формированию общего уровня культуры человека. Но самое главное — заучивание стихов способствует развитию памяти! А современные дети стихов учат мало, редко встретишь ребенка, школьника, который знает много стихов. Потом сетуют, что у них память плохая.
Когда начинать учить с ребенком стихи? А чем раньше, тем лучше! Младенец лежит в люльке, вы ему напеваете колыбельную — это ведь тоже стихи. Декламируете ритмичные: «Идет бычок, качается», «Я люблю свою лошадку», «Наша Таня громко плачет»,
Мой старший сын в два с половиной года знал уже много маленьких детских стихов, особенно Агнии Барто, и с удовольствием их рассказывал, когда мы ходили гулять. А еще ему нравилось, когда мы записывали его «выступление» на магнитофон (тогда еще бобинный). Был стимул — мы отправляли запись папе в море. Не все, но некоторую часть записей мне удалось сохранить, переписав на кассету. А при нынешнем обилии всевозможной аудио- и видеотехники в семьях, легко можно увлечь детей заучиванием стихов, затем устраивая с ними запись, импровизированные концерты.
Большинство детей очень любят такие мероприятия, и стихи учат с большой охотой. В 4−5 лет дети уже могут выучить по 3−4 четверостишия. Если дети ходят в детский сад, там обычно к праздникам поручают выучить несколько строчек, но не все малыши могут читать стихи при скоплении людей, многие очень стеснительны. Поэтому надо заниматься с детьми дома. Причем учить нужно как можно больше — это самый лучший способ сформировать необходимый для последующего школьного обучения объем памяти. Идете в выходные дни гулять — по дороге читаете стихи, потом повторяете вместе с ребенком под счет шагов — ведь стихи так ритмичны!
Идеально воспринимаются и подходят для заучивания произведения Корнея Чуковского, Самуила Маршака, Агнии Барто, Елены Благининой, Сергея Михалкова, а из классиков — отрывки из произведений
Хвастаться, конечно, не хорошо, но скажу, что, несмотря на солидный возраст, у меня отличная память. Я помню дни рождения всех своих многочисленных родственников (а их около 80 человек) и подруг, помню формулы из математики, и американскому внуку-десятикласснику помогаю решать задачи, знаю множество стихов и тексты песен. И все это благодаря тому, что в раннем детстве мама и бабушка учили меня тем стихам, которые знали сами, а также русским народным песням, пословицам и поговоркам. Конечно, они не знали стихов ни Чуковского, ни Барто или Маршака. Да они вообще не знали, кому принадлежат те или иные строки. Но мне очень нравились и остались в памяти стихи про незадачливого слугу, который не знал, как чай варить:
Раз прислал мне барин чаю
И велел его сварить.
А я отроду не знаю
Как проклятый чай варить.
Взял я все на скору руку,
Чай весь высыпал в горшок,
На приправу перцу, луку
И петрушки корешок.
На огонь его поставил,
Все лучинкой помешал,
Потом мучкою заправил
И начало чай принял.
Чай мой вышел объеденье!
Раза два прокипятил
И немного, в украшенье,
Сверху маслица подлил.
Снял я пену понемногу,
Принес в горницу на стол,
Положил тарелку, ложку,
Тут и барин подошел.
«Чай готов, извольте кушать», —
Снял я с барина пальто. —
«Молодец, всегда так слушай, —
Он сказал — хвалю за то».
Стихотворение длинное, с печальным концом — барин наказал слугу и поколотил его. Кое-что уже позабылось, но не так давно, подбирая стихи для своих учеников, нашла его в интернете полностью. Так обрадовалась, как будто снова услышала голос бабушки. А еще врезались в память «Тень-тень, подтетень, выше города плетень…», «Раз морозною зимой, вдоль опушки лесной шел медведь к себе домой в теплой шубе меховой…», «А, попалась, птичка, стой! Не уйдешь из сети, не расстанемся с тобой ни за что на свете!», и многие другие.
Сейчас, занимаясь русским языком с детьми в Хьюстоне, я непременно даю им учить стихи. Меня удивляло, когда дети впервые приходили ко мне на занятия, что почти никто из них не знал ни одного стихотворения. В американских школах стихов не задают учить, а родители, видимо, тоже не учили ничего с детками. Учим мы с детьми 5−7 лет стихи так. Сначала я читаю вслух. Потом объясняю значение новых, непонятных слов (двуязычным детям часто не все русские слова понятны). Потом читает ученик, иногда медленно, по слогам. Потом еще раз читаю сама. А потом пробуем повторять вместе, по строчке. «Начерно» стихотворение из 2−3 куплетов выучиваем довольно быстро, потом дома ребенок доучивает, и на следующем занятии уже проверяю его. Можно еще дать переписать, некоторые дети лучше запоминают, когда переписывают. Если стихотворение переписать крупными буквами и повесить дома у кровати ребенка или над рабочим столом, то оно невольно читается многократно и легко запоминается.
Так что прислушайтесь, молодые родители, к моему совету — учите с детьми стихи, потом дети будут благодарны вам за это.
Конечно, дети будут благодарны потом. Ведь в результате у них развивается речь, а также, быть может, некие актерские таланты. В общем, родители, учите стихи с детьми!
Оценка статьи: 5
0 Ответить
Юлия Литвинова, реклама в блогах запрещена, ссылка удалена.
0 Ответить
Гертруда Рыбакова, ох и не любиля в детстве их учить, и чистописание мне жутко не нравилось. А, оказывается, заучивание стихов развивает память, чистописание развивает мелкую моторику, которая способствует развитию умственных функций, устный счёт тоже полезен.
Оценка статьи: 5
0 Ответить
Я не знаю, зачем это нужно, но по-моему это замечательный способ общения с детьми, от которого и они и я получают огромное удовльствие. Сейчас я постоянно вспоминаю стихи, которые читали мне в раннем детстве мама, бабушка, воспитательницы в детском саду, вспоминаю название, автора, ассоциации, которые у меня возникали при чтении этих стихов в детстве, повод, по которому были прочтены тогда эти стихи. Это всё вешки, которые отмечают разные периоды моей жизни, значимые моменты.
0 Ответить
Денис Леонтьев, Любовь Дубинкина, Галя,Маша, всем большое спасибо за понимание.Стихи украшают нашу жизнь! так приятно перед сном перечитать любимые строчки - то Дементьева, то Заболоцкого, то Есенина, или еще кого-то...
0 Ответить
Зачем учить стихи в детстве? Да пусть даже только за тем, чтобы потом, во взрослой жизни, вдруг вспомнить их и растрогаться до слез...
Оценка статьи: 5
0 Ответить
Да, написали бы вы все, кто неплохо себе представляет систему образования в разных странах. Очень интересно, причем, каждому.
Оценка статьи: 5
0 Ответить
Гертруда, надо же, а в Германии в школах учат стихи. И даже разбирают их детально на уроках немецкого. В гимназиях те, кто выбрал для абитура немецкий как основной предмет, всерьез учат наизусть Гете и Гельдерлина.
Оценка статьи: 5
0 Ответить
Mаша Романофф, это же замечательно! Я о немецкой школьной системе образования слышала много хороших отзывов, как об одной их лучших в Европе. Вот если бы вы написали подробнее об этом!
0 Ответить
без песен, мир был бы пустым и грустным
Это точно. А правда - в Америке не задают? Удивительное дело, как же так
Оценка статьи: 5
0 Ответить
Галя Константинова, не задают, разве что в частных школах и то в старших классах. Вот собираюсь об этом подробнее написать в ближайшее время.У них с литературой более-менее начинают знакомить в старших классах.
0 Ответить
Гертруда Рыбакова, 5
В стихах заложен ключ к человеческой душе -
искренние чувства. Стихи нужны ребёнку, чтобы прикоснуться к магии слова, которая даже в механическом заучивании обязательно оставит след в сознании...
Оценка статьи: 5
0 Ответить
Надя Гаева, спасибо большое, без стихов, как без песен, мир был бы пустым и грустным.
0 Ответить
Очень хорошая статья!
Мне ещё кажется, раньше больше общались, что ли? Не было машин, топаешь на остановку транспорта с мамой или бабушкой и стишки в дороге повторяешь. Много стишков маленьких, таких бытовых, которые можно повторять что-то делая и легко запомнить. Вдруг вашим "американцам" пригодятся?:
(их, наверное, все знают, но напомню - они мне кажутся такими тёплыми.)
умывая детку:
"Водичка-водичка,
умой наше личко,
чтоб глазки блестели,
а щёчки алели,
ротик улыбался,
а зубок кусался."
заплетая косы или расчёсывая (до сих пор, когда веночком заплетаю дочь, приговариваю)
"Расти коса до пояса,
не вырони ни волоса.
Расти косонька до пят - все волосоньки в ряд.
Расти коса - не путайся,
Дочка - маму слушайся"
Оценка статьи: 5
0 Ответить
Танечка, это старинные присловья Приговаривария "водичка-водичка, умой Танюше личко..." мамке полагалось после умывания трижды подолом вытереть оное
Оценка статьи: 5
0 Ответить
Татьяна Павликова, спасибо! Первое , про водичку я читала еще своим детям, а мне мама говорила, что его надо читать обязательно, когда приводишь деток с улицы и умываешь.А так как ни дочек, ни внучек Бог не дал - одни мальчишки, то второе я не знала, про косички, обязательно запишу и моей ученице расскажу.
0 Ответить
Гера, ну, это ж надо: только сегодня с дочкой об этом говорили. Она спрашивала: "Зачем?", я ей в ответ читала стихи, которые помню с детства.
Оценка статьи: 5
0 Ответить
Валентина Пономарева, спасибо! А у меня никогда такого вопроса не возникало, наверное потому, что мои мама и бабушка так много знали всяких русских"побасенок" как они говорили( хотя обе были малограмотными), их речь была напевной, и у меня тяга к стихам с раннего детства.
0 Ответить
ну да) согласна с вами на все сто!))
0 Ответить
Александра Сергиенко, спасибо за такую экстра быструю реакцию и ответ. Я только что на сайт статью выставила.Вот только оценку вы не поставили...
0 Ответить