…Учится папа за Васю весь год.
Где это видано?! Где это слыхано?!
Папа решает, а Вася сдает!
Смешно, не так ли? Но, как известно, в каждой шутке есть доля истины. Как правило, все начинается с вполне понятного желания родителей помочь ребенку в учебе. Однако постепенно, незаметно для самих себя, взрослые начинают делать уроки за ребенка, вместо того чтобы помогать ему.
Вообще, во всем, что касается учебы детей, родители склонны впадать в две крайности. Одна из них — чрезмерная опека, при которой несчастный ученик даже буковку не смеет написать без разрешения взрослых, а вторая — полное отсутствие не только помощи, но даже и контроля над успеваемостью ребенка. Мол, меня тоже никто не проверял, и ничего — выучился!
Как сохранить «правильный баланс», сопровождая ребенка на пути получения знаний, подскажут полезные советы от психологов.
1. Начало учебы в школе — переломный момент в жизни ребенка, который до сих пор большей частью только играл и никому ничего не был должен. А теперь он должен учиться! Эта все чаще звучащая фраза может вселить в неокрепшую психику ребенка настоящий ужас (страх, панику, оцепенение, неуверенность в своих силах и пр.).
Дорогие родители, в этот трудный период будьте добры и снисходительны к вашим детям, и тогда детско-родительские отношения обретут новую силу и новый расцвет. Конечно же, помогайте им, насколько вам позволит время, только хорошенько определите для себя, в чем конкретно будет заключаться ваша помощь.
2. Остерегайтесь ориентироваться на отметки. Некоторые родители так тяжело воспринимают отметки своих детей, словно они поставлены вовсе не детям, а им самим. По мнению психологов, это происходит потому, что родители бессознательно воспринимают оценку ребенка как оценку своей успешности в родительстве. Но не стоит забывать, что у разных детей разные способности, разный природный темперамент и темп овладения знаниями. Поэтому главным критерием для вас должна быть обратная связь с ребенком, вроде «понял — не понял».
Вам нужно обеспечить ребенку атмосферу безопасного познания, независимо от того, какую отметку он принесет завтра из школы. При каждой возможности старайтесь подчеркнуть, что ваши чувства к сыну, дочке не зависят от успеваемости и что вы не разлюбите его, ее, даже если завтра в дневнике появится двойка.
Уверенность в вашей любви способна сотворить гораздо больше, нежели шантажирующие формулировки, к которым прибегают отдельные родители: «Не будешь хорошо учиться, я тебя разлюблю» или «Если бы ты любил маму, папу, ты бы так не учился». Наоборот, подобные высказывания имеют прямо противоположный эффект. В сознании ребенка школа превращается в то место, из-за которого его могут разлюбить, что порождает страх и перед школой, и перед учителями, и вообще перед любым процессом познания.
3. Никогда не позволяйте себе никаких оскорбительных или обидных высказываний! Старайтесь также оставлять при себе любые оценочные суждения, типа: «неправильно», «я не понимаю, что тебе тут непонятно», «не спеши», «будь внимателен», «разве так можно», «сколько раз тебе повторять», «подумай ещё раз». Если ребенок совершает ошибку, дальше думать должен взрослый. Например, о том, как упростить задачу и придумать новую, решив которую, ребенок смог бы обнаружить свою ошибку, удивиться ей и исправить её.
4. Помогайте ребенку в темпе, естественном и комфортном для него. Здесь неуместно торопить и подгонять. Ребенок, конечно, может под давлением взрослого начать быстрее писать, но вряд ли он от этого научится быстрее думать.
5. Во время выполнения домашней работы наблюдайте за ребенком и при первых признаках утомления организуйте перерыв. Если сын, дочка стали медленнее писать, надолго задумываться над элементарными вопросами или же ерзать на стуле, смотреть по сторонам — значит, пора сделать «переменку». Предложите ребенку размяться (у детей быстро затекают мышцы от сидения в одной позе), посмотреть в окошко (поочередно на дальние и ближние объекты — простейшая гимнастика для глаз) или же сходить на кухню и взять яблочко, попить водички и др. Своевременно сделанный перерыв предотвратит переутомление ребенка и позволит эффективно справиться с уроками.
Как видите, если взять совсем немного психологических знаний, добавить к ним терпение и доброжелательность и сдобрить все это огромным желанием понять своего ребенка — получится тот самый рецепт «правильной» родительской помощи, которая подвигнет ваше чадо на покорение новых вершин и будет постоянно поддерживать в нем огонек любви к познанию.
Очень хорошая статья. Вот не люблю, когда по пунктам что-то объясняют, но здесь все здорово, правильно и с пониманием.
(А "папа у Васи силен в математике" - вообще наш случай.... и наша присказка).
Оценка статьи: 5
0 Ответить
Галя Константинова, спасибо! А мой сынишка, хоть мальчик и хороший, но до сих пор норовит маме так или иначе некоторые предметы "спихнуть". Кстати, ту самую математику Я ее в школе очень хорошо знала, даже и до сих пор помню. А у сына с ней проблемки. Но я стойко держусь и не позволяю себе просто дать списать. Заставляю сыночка думать, чертить, шаг за шагом продвигаться. Хотя он и бурчит, недовольствует.
0 Ответить
Наталья, а я вот - как получится. . Бывает, и делаю вместо.
Но один раз учительница поймала на сочинении по испанскому (а мой честно сказал: "да, мама писала").
Ну посмеялись все.
Оценка статьи: 5
0 Ответить
Толковые, взвешенные советы. 5
Оценка статьи: 5
0 Ответить
Владимир Рогоза, спасибо!
0 Ответить
Наталья, спасибо большое! Ваши советы нам очень пригодятся!
Оценка статьи: 5
0 Ответить
Марина Димитриева, буду рада, если помогут!
0 Ответить