• Мнения
  • |
  • Обсуждения
Лаура Ли Грандмастер

Почему закрывают школы и что из этого получится? Информация к размышлению на опыте США

«У меня есть мечта…» — я всегда, как стихи, мысленно прогоняю в мыслях и душе слова (не из речи, а из гимна-молитвы) доктора Мартина Лютера Кинга. И как много поводов для таких моментов дает мне сегодняшняя действительность…

В 1985 году после десятилетий борьбы за равноправие и десегрегацию американских школ, правительство страны отменило раздельное обучение обязаловкой совместного обучения. Легко издать указ на бумаге и перестроить законодательство на «фас» нарушителей закона. А чернокожие родители еще долго сопровождали своих детей в школы, сидели на уроках в качестве наблюдателей, встречали, конвоировали школьные автобусы. Было дело под Полтавой. Было, что в классах как мелом по полу провели: черная половина и белая половина. Хорошо, что парты у нас одиночные, а то бы и так же парами одного цвета рассаживались. Но победил господин закон: школьная сегрегация ушла в прошлое.

Зато никуда не делась социальная сегрегация. Как и в России, есть школы, и есть школы, хоть обзови ее лицеем, гимназией или еще как. Богатенькие хотят для своих детей школу, где они с детьми плебса презренного не пересекались бы, где обучение покачественней, условия получше. Никуда от этого не деться. А поскольку обучение в США идет строго по микрорайону жительства ученика, остается или частная школа или переезд в благополучный район, где дома меньше чем за миллион не купить. Вот там и школа подходящая. И если там цветные дети и появятся, то это уже другого цвета дети, цвета зеленого доллара.

Пусть не такой методой, но точно так же выглядит социальная сегрегация на постсоветском пространстве. (Вот сейчас как яичко ко Христову дню преподнесли СМИ благую весть, что открыта спецшкола-академия для девочек — дочурок военной элиты. Смольный такой институтик. Нового ничего не изобрели — я сама такую школу кончала в Одессе, и называлась она ESBS номер 2, но была она задумана для сирот или полусирот участников войны, а не для военной элиты). Проблема, которая сегодня возникла в США, неизбежно коснется и России — доступные бесплатные школы будут закрываться. .

И Канзас — первая ласточка-зачинщица. Штат Миссури — черный-пречерный. Социальные ножницы тут особенно заметны. Публичные школы довольно приличные. Бюджет неплохой. (Да и на десегрегацию в свое время было выделено и освоено 2 миллиарда). И вот сегодня в Канзасе закроют 26 школ! (Наши школы — не ваши школы. Это 50 тысяч учеников на 26 школ приходится!). Для страны такое событие — это ЧП и социальный шок — закрыть школу! Это же как сжечь книги, как разрушить Храм!

Но вот разрушили. И устроили для 50 тысяч семей школьников вырванные годы. Кто не знает, скажу: наши школьники пешком в школы не ходят — для этого школьные автобусы. А если кто не в автобусе из малолеток, то не имеет права без сопровождения взрослого, а кто уже может без конвоя, то для них задействована целая армия дорожной полиции: в радиусе четырех кварталов по всем четырем векторам от школы на каждом углу стоит по регулировщице-квочке в оранжевых курточках-фуражечках и в белых перчаточках. Если ребенок ступил на мостовую, квочка лично переводит его через дорогу. И так дважды в день!

Теперь подсчитаем: город потерял свыше 3000 учительских рабочих мест, сотни позиций секьюрити, поваров, официантов, уборщиков, дворников, садовников, тренеров, истопников… Многие родители школьников потеряют свои рабочие места из-за необходимости самостоятельно отвозить своих чад в школы и обратно. Многие бизнесы потеряют своих заказчиков в лице учебных заведений. В общем, цепная реакция домино. Мамай прошелся по Канзасу и явно нацелился на другие города и веси славных Соединенных Штатов.

А теперь зрим в корень: так ли уж хорошо социальное равенство, как его малюют? Так ли уж хороша была мечта убиенного Мартина Лютера Кинга? Нужно ли было десегрегироваться, или все же оставить пространство выбора для нежелающих совместного обучения? Радость от победы за отмену табличек «только для белых» быстро поувяла — не очень-то хотели дети из автосегрегированных черных общин учиться совместно с белыми и у белых преподавателей. Ну не любят они нашего брата! Ну не комфортно черному ребенку в белом классе, где он самый тупенький и бедненький! А самоидентифицироваться приходится. Чем? Антисоциальным поведением, вызывающими поступками, бандитизмом (да, школьные банды — обычное дело в черной среде!). Цветные преподаватели также не подняли уровня комфортности, зато снизили уровень успеваемости.

Что же делать не цветным? Бежать без оглядки! Они и побежали в богатые белые районы с нормальными публичными школами, или из последних деньжонок раскошелились на частные школы. (Оглянитесь, не происходит ли этого сейчас у вас за углом? Все ли школы равные или есть более равные, чем другие?). Что делать муниципалитету? Заманивать обратно, конечно. А чем? Шикарными школьными бассейнами, спортзалами, персональными компьютерами, всякими роскошествами… Вбухивание денег в муниципальные школы результата не возымело. Обассейненные школы остались полу-укомплектованными и с контингентом цвета Африки. А городское управление школ — с дыркой в бюджете и угрозой банкротства к следующему учебному году.

И вот результат: 26 школ вольют в существующие 58 школ города. Белые, которые остались еще в школах города, побегут дальше и быстрее. (Вопрос в ОВИРе: а тем евреям, которые остались, льготы будут?) И придем мы назад в пампасы: в сегрегированное обучение. И произойдет это в самой демократической стране, руководимой цветным Президентом, дай ему бог здоровья.

Произойдет натуральная, вызванная простыми и понятными причинами, естественная автосегрегация, отвечающая интересам обеих социально-этнических групп. И как бы политкорректировщики не корячились в своих либерально-демократических судорогах, здесь сработает социально-экономическая данность. Так стоило ли копья ломать и мечты строить? А что Канзас? По всей стране ситуация одинаковая. Страшно бывает только в первый раз, как говорила девственница. Теперь пойдет и покатит.

К чему я это написала для российских и иных читателей? Расовых прелестей жизни вы, вроде, пока лишены (хотя с наплывом из азиатских республик мигрантов их никто не стерилизовал), но вот ножницы в социальном расслоении общества на постсоветском пространстве куда более зримые: взгляните на результаты подсчета богатеньких в мире по Forbes. То, что их дети не учатся и не будут учиться с детьми моих читателей, ни для кого не вопрос. Возьмите свой город, поселок: что, есть школы и школы? Возьмите ставшие платными спортивные школы: все ли могут себе позволить растить детей спортивными, а следовательно более здоровыми? (И то, как наваляли России на Олимпиаде — не результат ли недоступности обычным детям роскоши физкультуры и спорта? Не в воровстве же чиновников все дело, и не чиновники рекорды ставят…)

Так что грядет образовательный апартеид — манящий и когда-то запретный плод интеграции постсоветского пространства в западную модель общества. И это не есть ни хорошо, ни плохо. Это есть натюрлих. Но только не в России. Это — плата за право быть богатым и очень богатым (и за это ничего не будет!) и за честь быть очень бедным, но честным. Причем, это не тот случай когда платят исключительно взрослые — платят и дети. Они-то, глупенькие, ранимей и наивней: то, что осетрина бывает только первой свежести, а они вынуждены сидеть на ржавой селедке третьей свежести, они сообразят быстро. И то, что они получают второсортное образование за то, что родители не умеют воровать по-крупному, они вычислят как дважды два.

Мы-то — взрослые, все понимаем, но вот что мы им скажем? Приятных размышлений.

Статья опубликована в выпуске 5.05.2010
Обновлено 6.07.2019

Комментарии (21):

Чтобы оставить комментарий зарегистрируйтесь или войдите на сайт

Войти через социальные сети:

  • Лаура Ли, Как я такую чудесную статью пропустил?

    Оценка статьи: 5

  • Заключительная фраза отвратительна. Всё остальное - фуфло!

    Оценка статьи: 1

  • Лаура Ли, спасибо за аналитическую и весьма отрезвляющую статью!

    Оценка статьи: 5

  • Олег Вальковский Олег Вальковский Дебютант 8 мая 2010 в 04:57 отредактирован 8 мая 2010 в 05:12 Сообщить модератору

    Лаура Ли, проблема в сильных мира сего. Тяжело им бедненьким управлять нами грамотными. А неграмотными они управлять и вовсе не смогут. Напрашивается вывод - управляемая биомасса должна быть малограмотная! Или грамотная ну в очень узкой специальности, что в принципе, тоже самое. На западе узкая специализация действует давно. Сейчас и мы такие становимся. Близкие или смежные специальности, а то и направления, не говоря о научных знаниях или дисциплинах, уже не под силу такому "специалисту". Надо вызывать другого более узкого спеца для решения проблемы. Так медики могут поциента до смерти из рук в руки передавать. Есть на эту тему интересный американский фильм, когда мать посадили в тюрьму за отравление ребёнка. А оказалось ребёнка осматривал инфекционист, вмето педиатра. Выяснилось после рождения второго ребёнка, у которого такая же наследственная болезнь. Вот к такой системе образования нас ведут. Вымрем мы все!

    Оценка статьи: 5

    • Олег Вальковский, каждый горазд обвинять кого то другого, все думают, раз платят налоги, за них все должно быть сделано, да вот только не надо забывать, что главную роль в воспитании и образовании ребенка играют РОДИТЕЛИ.

      Необходимо внушить своим детям желание учится, если надо, взяться за ремень, иногда поощрять пряником. Если родители этого не сделают, никто больше не сделает, и ребенок просто не захочет учиться.

  • Лаура Ли,
    Многое сбывается сегодня. ,Это как шпроты с молоком - какой будет эффект увидим и почувствуем вскорости
    Около темы:
    • В школе детей новых русских:
    - Коля Вованович, если одна пятёрка стоит 20$, то сколько будут стоить 4 пятёрки?
    Коля протягивает сто баксов: - на все

    • На уроке литературе учительница:
    - Ну вот, дети, мы прочитали рассказ Чехова "Ванька". Вы понимаете, что сегодня, конечно, таких писем дети не пишут...
    Встает Вовочка: - Пишут-пишут. Я сам видел, как Изя Шихман писал на уроке: "Дорогой дедушка, Соломон Израилевич, забери меня отсюдова..."

    • По инициативе министерства просвещения в школах России будет проведён Путинский урок. Во время урока каждый ученик сможет подойти в коридоре к любому преподавателю и показать ему приём дзюдо.

    • Объявление: 1+2=3. 5+10=15. 30-22=? Срочно! Тел. 29-38-88.

    • Ловкой мошенницей оказалась директор школы № 707. Получив от гороно деньги на капитальный ремонт школы, она истратила их на покупку килограмма мясо-капустных пельменей.

    • Учительница приходит к директору школы:
    - Вы знаете, до сих пор я могла существовать на мою зарплату - но мои дети где-то узнали, что другие дети едят каждый день...

    Оценка статьи: 5

  • 5

    Лаура Ли, "ну что сказать, мой старый друг.." мы в этом сами виноваты - бороться со злом не хотим или уже разучились, или уже некому бороться за права детей на полноценное образование. А государству выгодно иметь массу недоучек, малограмотных, такими легче управлять, у тому же кто-то должен улицы подметать и горшки в больницах убирать. Может, фантазии Рея Бредбери из "451 градус по Фаренгейту" сбудутся и в части отношения к книгам? Ведь кое-какие его предсказания сбылись.

  • Лаура Ли, как всегда остро...

    Оценка статьи: 5

  • Недавно слышал про то, что мудрые чиновники, из министерства образования, пытаются продвинуть закон, по которому в школах останется несколько базовых бесплатных уроков, все остальные будут выборочными и платными.
    Надеюсь всё обойдётся слухами )

    Оценка статьи: 5

    • Тимур Шакиров, Все обязательные предметы, включая математику, физику, астрономию, химию, биологию, историю, иностранный язык, географию, русский язык, литературу, физкультуру, информатику, будут бесплатными для учеников. Но только в том объеме, который предусмотрен стандартом, - комментирует Ирина Абанкина. - К примеру, в школе, которая стала автономной, преподается три иностранных языка. Один для детей будет бесплатным, а за уроки второго и третьего предложат заплатить. РГ 5 мая 2010 г.

      • Игорь Абрамов, а кто определяет тот объем знаний, тот стандарт? 2 часа математики в неделю, 1 географии и т.п.? А музыку, рисование, черчение совсем исключат, и физкультуру вряд ли оставят. Неучей уже и сейчас выпускается достаточно, а если половина предметов будет платной, то образование будт доступно только богатым. А как же в сельских школах? на чем они будут зарабатывать, чтобы быть автономными? Все страны идут вперед, а мы назад, в крепостное право?

        • Гертруда Рыбакова, Наверное тот стандарт определяет "ПРИКАЗ
          от 9 марта 2004 г. N 1312
          ОБ УТВЕРЖДЕНИИ ФЕДЕРАЛЬНОГО БАЗИСНОГО
          УЧЕБНОГО ПЛАНА И ПРИМЕРНЫХ УЧЕБНЫХ ПЛАНОВ
          ДЛЯ ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫХ УЧРЕЖДЕНИЙ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ,
          РЕАЛИЗУЮЩИХ ПРОГРАММЫ ОБЩЕГО ОБРАЗОВАНИЯ"
          Поясните "Все страны идут вперед, а мы назад, в крепостное право?" Более конкретно.

          • Игорь Абрамов, вы же очень умный человек, что тут пояснять, ТВ смотрите, жизнь, надеюсь, видите не только в пределах Москвы, у нас уже более похоже на рабовладельчество даже - большая часть населения абсолютно бесправна и не защищена от сильных мира сего( несмотря на законы); спортсменами, и не только, торгуют, как рабами, на стройках и на черных работах трудятся граждане СНГ, в условиях не лучше, чем средневековые рабы, а уж об уровне образования -что говорить. У нас в журнале люди в общем весьма грамотные, но приглядитесь к комментариям - сколько грамматических ошибок! А если на другие сайты зайдете - то порой читать стыдно. В Москве на улице спрашивали молодых( в пределах 20-25 лет) - когда началась ВО война - никто не ответил правильно. Хороший друг моего сына , работающий аналитиком в очень солидном ведомстве, приближенном к власти, рассказал недавно, что у них начальником департамента работает малограмотный бывший официант, ( сумел подсуетиться), без всякого высшего образования. Он даже не знает, где находится остров Сахалин, и Японское море. Ему дали задание подготовить проект строительства туннеля с материка на Сахалин, и он стал доказывать, что его надо вести через Японское море. Таких руководителей у нас более чем, потому и топчемся 20 лет на месте. Через 65 лет после окончания войны у нас 2 млн бездомных детей, а 10%% населения живут в нищете, ветераны войны существуют в лачугах без удобств.

  • Иван Горовой Читатель 5 мая 2010 в 09:19 отредактирован 5 мая 2010 в 09:21 Сообщить модератору
    Мы-то – взрослые, все понимаем, но вот что мы им скажем?

    Именно так. Мой ходит во 2-й класс и уже задаёт вопросы на которые я не знаю что ответить. Как можно учить ребёнка "Мудрому, доброму, вечному" , когда страной правят бандиты? Хорошо-бы ещё "политкорректировщики"!

  • "…открыта спецшкола-академия для девочек – дочурок военной элиты. Смольный такой институтик"
    Что то не слышал об этом. Какой смысл? У дочурок военной элиты другие задачи и цели.
    А то что существует Московский кадетский корпус "Пансион воспитанниц Министерства обороны России" который был создан создан в июле 2008 года, это точно. "Воспитанницами пансиона являются дочери военнослужащих, проходящих военную службу в отдаленных военных гарнизонах, из неполных и многодетных семей, погибших военнослужащих и участников боевых действий, награжденных государственными наградами за выполнение воинского долга.

    В настоящее время в пансионе проходят обучение 314 девочек со всей России, а также из стран СНГ, на территории которых дислоцируются подразделения Вооружённых Сил России. В пансионе помимо общего образования, девочки могут получить художественное и музыкальное образование, для занятий спортом работает более десятка спортивных секций."

    • Игорь Абрамов, я во тут в Чикаге слышу, а ты там не знаешь.

      • Лаура Ли, а на фиг (мягко говоря) мне слушать, что говорят на чикагском "толчке"? Хватит мне реального общения (и виртуального в блогах тут). Женщин в Российской армии мизер. Вот когда их будут призывать в армию и они получат действительно реальные права наряду с мужчинами, вот тогда и можно будет говорить об академии для них. А то наши феминистки заняты решением кухонно-диванных вопросов и у кого "морква больше" , а не решением вопроса об их призыве в армию. Генеральским девицам по.... проблемы российской школы и уж о проблемах американской школы они знают по монологам Задорнова.

        • Игорь Абрамов, чего шумишь? читать дальше →

          ?