Поступление в школу подвергает малыша серьёзным испытаниям: он становится учеником и начинает заниматься незнакомым видом деятельности, причём в абсолютно новых условиях. Школа прежде всего работает на получение образования, выполнение программы обучения, здесь царствует диктат учителя, направленный на воспитание коллектива — Вы отдаёте детей в подчинение чужого взрослого человека. Хорошо, если детям повезло, и они попали под руководство прогрессивно мыслящего и человечного педагога, а если нет?
Давно известно, что малыши, посещающие детский садик, адаптируются в школе легче домашних — они приучены жить в коллективе, слушаться воспитателя, могут самостоятельно одеться, раздеться, пользоваться туалетом, заводить знакомства с детьми, общаться с ними, и поэтому довольно легко включаются в школьную жизнь. Где-то в подсознании у них живёт ощущение, что это новый детский садик, только посуровее, с другими требованиями. Такие дети приходят в школу, как правило, с иммунитетом против детских инфекций и редко пропускают занятия по болезни, а значит, не отстают в учёбе, им не надо догонять остальных.
У Вас не было возможности отдать малыша в детский сад, и к школе Вы готовили его самостоятельно — учили счёту, чтению по складам и надеялись на успешную школьную адаптацию. За эти полгода Вы уже выяснили, что Ваш ученик первого класса медленно читает, не аккуратно пишет, не внимателен в классе, вертится на уроках, забирается под парту во время объяснения — из чего делаете вывод о плохой подготовке его к школе. Вы очень расстроены, недовольны, и это может отразиться на психике ребёнка. Постарайтесь собраться с силами, спрячьте своё раздражение и вспомните, что Вы упустили при подготовке к школе.
В первом классе не ставят формальных отметок. Оценка ответу малыша или его письменной работе даётся только словесная: «Молодец», «У тебя сегодня не получилось», «Неплохо написано», и дети стремятся заслужить симпатии учителя… Бесполезно расстраиваться родителям, срывать своё раздражение на малыше, если он отстаёт в чём-то от одноклассников — ребёнок меньше всего виноват в недостаточной подготовке к школе. Кроме обучения буквам и счёту его нужно было подготовить к контактам с учителем и учениками, научить пониманию обращений, умению следить за речью и командами, выдерживать очень длинный урок, познакомить с местом учёбы, поиграть в школу: посадить ребёнка за воображаемую парту вместе с игрушками, задавать вопросы, отдавать распоряжения…
Все Ваши опасения и тревоги насчёт отставания в учёбе могут оказаться преждевременными, и в следующие полгода малыш успешно наверстает умение читать, писать, вычислять. Для домашнего чтения полезно приобрести детские книжки с очень коротенькими рассказами или стишками и всегда просить пересказывать своими словами содержание, чтобы ребёнок вдумывался в его смысл. Вместе со своим малышом организуйте дома его рабочее место так, чтобы не терять времени на поиски различных предметов. Если нет специальных приспособлений для хранения учебников, тетрадей, ручек, фломастеров и других важных вещей первоклассника, можно сшить из остатков ткани (лоскутков) или склеить из картона разноцветные карманы, расположить в них богатство малыша для школы, подписать и повесить рядом с партой для занятий.
Компенсировать временный неуспех в учёбе можно занятиями в кружках при школе, спортивных секциях, попробовать активно включать в процесс домашнего обучения игровые элементы. Интересные мысли насчёт игрового обучения высказывал ещё древнегреческий философ Платон: «Не насильственно преподавай детям науки, а посредством игры». Можно попросить малыша поделить яблоки или сладости между членами семьи, раздать по одному определённое количество орехов, учиться таким образом операциям сложения и вычитания…
Очень неплохо стимулируют развитие мышления и сообразительности шахматно-шашечные кружки при условии регулярного их посещения или использование шахмат для математических игр. Возможность выбора и игровой подход усиливают память и сообразительность. Нужно, чтобы у малыша изменилось отношение к учёбе, чтобы ему важно было учиться, потому что это очень интересное занятие. Но если, несмотря на все Ваши усилия, ребёнок капризничает, не хочет идти в школу, испытывает страх и сильную тревогу, то необходимо срочно побеседовать с учителем, ведь он будет с ним ещё три с половиной года…
В случае если разговоры не помогают, и ребёнок всё так же страшится школы, панически боится преподавателя, выходом может стать перевод его в другой класс или даже другую школу, не допуская развития «школьного невроза». Уровень тревожности первоклассников зависит от того, насколько гармонично им удаётся сочетать требования семьи и школы. Если учитель не помогает малышу приспособиться к новой жизни и противопоставляет его другим детям, то у него могут развиться серьёзные нарушения здоровья, проявляющиеся в истериках с повышением температуры, головными и желудочными болями.
Неблагоприятное протекание адаптации первоклассника может происходить по разным причинам и неготовность к школе лишь одна из них, но могут быть и другие — разлад в семье, например, или сложности с освоением предмета, или конфликты с одноклассниками…
Может возникнуть уже в первом классе и проблема ругани. Услышав от ребёнка ругательства, родители приходят в ужас: «Надо же, за полгода такой гадости набрался!». Не спешите обвинять первоклассника: он ещё не понимает смысла матерной ругани, и, произнося её, возможно, проверяет Вашу реакцию, надеясь узнать от Вас смысл незнакомых фраз. Объясните ребёнку, что эти слова произносят очень невоспитанные дети и попросите не быть такими, как они.
Будем внимательными к своим детям, к состоянию их психики, к их адаптации в школе, и всё у них образуется!
Согласен не во всем но спасибо.
Оценка статьи: 4
0 Ответить
Первая проблема- психомоторная неготовность к школе у 70 процентов нынешних школьников. Не развит речевой слух, быстрая утомляемость,инфантильность и т.д.
Вторая- переполненность классов и перегрузка школьной программы влияет на нервную систему первокласника.
Остальные проблемы производные от этих. Ребенок защищается как может-кто-то старается смыться в буквальном смысле, а кто-то частыми заболеваниями устраивает себе отдых. Бунтари бунтуют, тихони болеют.Смена школы логична только в том случае, если разумно оценивается проблема и ищется достойный выход из нее- снижение нагрузки, малочисленность классов .и т.д.
В остальных случаях меняется только оболочка,то есть щкола, а суть остается. Может повезет, и методом тыка найдется лучший вариант, но нервов попортится немеренно.Вот об этом надо писать.
0 Ответить
Статья неплохая! В школу рвался просто неимоверно - Детский сад для меня казался хуже всякой каторги (если бы знал... ) Да и до третьего класса в школу ходить любил...
Лично у меня вообще проблем в первом классе не было - единственное, хотелось на первую парту (а сидел я на последней). А так, всё просто и понятно - новые люди, новая информация, новый социальный статус в конце концов.
0 Ответить
Школа это вообще вред!
0 Ответить
У первокласника проблем столько. что писать не переписать. Вы ухитрились вообще обойти стороной их, настоящие проблемы. Да и совет, поменять школу ну ,очень уж сомнительный.
Может все же лучше о шахматах?
0 Ответить
интересно а какие проблемы? По моему самая главная проблема для первокласника, это даже не успеваемость как таковая. а правильная адаптация в школе (ему еще 10 лет учиться!) Если с первого класса тобить охоту к учебе или внушить что все арвно тупой и из тебя не будет толку, то вряд ли в дальнейшем он будет учиться. И статья направлена, по моему именно на это! а остальные проблемы, это скорее проблемы взрослых, у которых ученик-первоклашка! А смена школы это иногда единственный выход. другой разговор. что это крайняя мера, так автор и не призывает по любому поводу менять школу! Мне статья понравилась, и даже если не все аспекты отражены то для данного формата все написано правильно и ничего лишнего нет, 5 баллов!
Оценка статьи: 5
0 Ответить
Остальные аспекты - в предыдущей статье автора, вышедшей полгода назад.
0 Ответить