Это очень печально, особенно если вдруг на экзамене по литературе, а на гуманитарных факультетах бывает по два экзамена на семестр (литература зарубежья и литература русская), вам придётся вспомнить главного героя или сюжет художественного произведения. Если же речь идёт о какой-либо публицистической книжке, то тем более важно? чтобы в вашей голове осталась какая-то структура того знания, которое в ней содержится.
Как же записать и организовать своё чтение для досуга и для профессиональной деятельности в систему, чтобы не затерялось в памяти ничего полезного и важного и чтобы при надобности оказалось под рукой? Как структурировать эти записи и как ими пользоваться впоследствии? В мире информации мы уже не супергерои, потому что наш мозг не всегда достаточно натренирован на то, чтобы запоминать, хватило бы времени обработать поданное. Это становится всё очевиднее, особенно для жителей мегаполисов.
Как известно, у нас есть память оперативная и долговременная, но для того чтобы включилась вторая, требуется некоторое усилие. Выучить стихотворение и прочитать его на следующий день несложно, а вот вспомнить его спустя две недели или месяц уже практически невозможно, тем более если всё это время оно было не востребовано вами, то есть не прочитывалось заново.
Система читательского дневника работает некоторой шпаргалкой, которую вы будете использовать, чтобы заставить работать вашу долговременную память. Для этого вам потребуется завести специальную тетрадь, в которую вы будете заносить свои мысли о прочитанных книгах, а также краткое их содержание и некоторые выбранные вами цитаты, если, конечно же, такие будут. Самой простой схемой заполнения такой тетради можно назвать «Список прочитанного». В ней вы можете просто перечислять все те книги или произведения, которые вы читали, и давать краткий комментарий в одну-две строки о ваших впечатлениях. При таком методе вы не всегда сможете быть уверены в том, что вспомните спустя время о содержании книги. Хорошо, если она есть у вас на полке, а если она была взята в библиотеке или у друга, то уже будет сложнее пересказать кому-либо, в чём её суть.
Более сложная модель читательского дневника предполагает не только названия и ваши впечатления, но и краткое содержание, в котором имеются имена главных героев и общая сюжетная линия. Для людей, обладающих гуманитарным знанием, я думаю, будет полезно выделить тему произведения, его идею и определить композиционную структуру. Для тех же, кто читает художественную литературу исключительно для собственного удовольствия, можно и опустить эти пункты.
Литературу нехудожественного характера лучше запечатлевать в дневнике тезисно, то есть выделяя основные моменты и при необходимости проясняя их. Записывать своё впечатление о таких книгах не так важно и почти не имеет смысла, а вот определять их значимость для вас и возможности применения стоит обязательно.
Не забывайте и того, что читательский дневник лучше заполнять сразу же после прочтения или же на следующий день, и желательно иметь под рукой текст, чтобы подглядывать в него, освежать в памяти важные места.
Спустя какое-то время нужно пролистать свой дневник, перечитать важные или нужные страницы, чтобы закрепить впечатления в долгосрочной памяти. Также лучше всего в самом конце тетради составлять список тех произведений, которые вы занесли в дневник, с указанием номера страницы, где идёт описание. Это поможет вам в будущем легко ориентироваться по дневнику чтения.
Расширяйте свой кругозор и помогайте своей памяти, чтобы она вас не подводила.
Очень полезный совет. Я вела дневничок. В нём был просто список книг, которые я хотела прочитать и по прочтении я ставила галочку или оценку. Но полезно записывать хотя бы имена героев. Сюжет ещё вспоминается, но имена у меня не закрепляются в памяти совершенно.
Ещё можно приспособить для ведения дневника какую-нибудь програмку-каталог.
Оценка статьи: 5
0 Ответить