Светлана Петрашова Дебютант

Нужно ли писать лекции современному студенту?

На дворе XXI век, время информационных технологий и инноваций. Но процесс получения высшего образования еще далек от совершенства. Вузы не поспевают за появляющимися новшествами и в большинстве своем работают по старинке.

Фото: Depositphotos

Подрастающее поколение стремится за новыми разработками и технологиями, а вот преподаватели не спешат изменять своим устоявшимся, привычным методам преподавания. Поэтому в большинстве учебных заведений преподаватели требуют от студентов написание лекций. Как же поступить?

Писать или не писать лекции, каждый для себя решает сам. С одной стороны, это действительно огромная трата времени, иногда и в самом деле бесполезная. Но есть в этом требовании и обратная сторона, которая играет на руку студентам.

Приведу несколько причин, по которым лекции писать все-таки следует:

1. Уже сам процесс написания лекции дает вам плюс. Большинство преподавателей смотрят, пишет студент лекции или нет. Во время лекции они ходят по аудитории и наблюдают. Если первокурснику кажется «нас — много, он — один, буду незаметным, он и не запомнит, кто писал, а кто нет», то студенты старших курсов уже точно знают, что к концу семестра преподаватель практически всех своих студентов знает в лицо, а к концу курса помнит всех по именам. Поэтому, придя на зачет, знайте, преподаватель прекрасно видел вашу работу на его лекциях и уже составил о вас определенное мнение.

2. Еще один плюс процесса написания лекции. Поскольку при записи приходится сосредотачиваться на смысле того, что пишешь, то волей-неволей запоминаешь то, что написал. Пусть не все, пусть всего несколько фраз, главное, что уловил смысл и он отложился в памяти. Уже то, что вы запомнили хотя бы тему лекции, дает гарантию не попасть в анекдотическую ситуацию, когда на вопрос преподавателя: «Какого цвета учебник?» раздается возмущение студенчества: «Во валит гад!».

Нужно ли писать лекции современному студенту?
Фото: Depositphotos

3. Тетрадь с конспектами лекций может послужить пропуском на зачет или экзамен. Некоторые преподаватели ставят условие: приходить на зачет (экзамен) и предъявлять преподавателю свой конспект. При этом преподаватель может расписаться практически на каждой странице вашего конспекта, чтобы его повторно не принес другой, менее старательный студент.

4. Хорошо написанный конспект может увеличить шансы на получение зачета автоматом. В моей практике были случаи, когда имея полный конспект и парочку плюсов за работу на семинарах, я получала зачет автоматом. Правда, было еще несколько нюансов. Конспекты выглядели достаточно красиво, т. е. при написании использовались разные чернила, цитаты были выделены, мысли в тексте разделялись по абзацам. В некоторых местах даже были вклеены дополнительные странички с выдержками из других источников по данной теме. Конечно пришлось приложить немного больше усилий, но результат того стоил. Вид конспекта произвел должное впечатление на преподавателя — зачет был получен автоматом, и не пришлось тратить время на зубрежку. Ну и естественно, стопроцентная посещаемость данного предмета.

5. Некоторые преподаватели разрешают во время сдачи экзамена пользоваться конспектом открыто. Единственное условие — конспект должен быть написан именно вами. Плюс, после ответа по билету, несколько вопросов по другой теме.

6. Конспект можно использовать на экзамене как шпаргалку. Есть такие шпаргалки «бомбы», когда на экзамене чистый листок незаметно заменяется на заранее заготовленный ответ на вопрос. Но в этом случае лекции следует писать только одним цветом чернил и каждый вопрос начинать с новой страницы. Недостатком такого применения конспекта является то, что у преподавателя достаточно опыта, чтобы определить, учили вы или воспользовались шпаргалкой. Поэтому дополнительные вопросы будут далеки от тех, которые были в вашем билете.

7. Еще один плюс от того, что у вас будет полный конспект лекций, в том, что в ночь перед экзаменом общую тетрадь прочитать гораздо легче и быстрее, чем стопку учебников.

Нужно ли писать лекции современному студенту?
Фото: Depositphotos

8. После использования конспекта по назначению не спешите его выбрасывать. Ведь на следующий год на ваше место придут другие студенты, и среди них наверняка найдутся не такие ответственные, как вы. Вот тут-то и пригодится ваш конспект, который можно будет обменять на более полезные для вас вещи.

9. Необходимо определить нужность предмета, по которому у вас остался конспект. В некоторых случаях его хранить просто необходимо. Простой пример из моей студенческой жизни. На пятом курсе, перед последней преддипломной практикой нам зачитали список предметов, которые вынесли на госэкзамен. Большинство студентов было в шоке — из семи предметов два были пройдены на втором и третьем курсе, а конспекты по ним благополучно выброшены. Причем один из этих двух предметов сдавали только по лекционному материалу, поскольку учебников не было совсем, а автором лекций являлся сам преподаватель.

Возможно, что в процессе обучения у вас появятся свои не менее важные причины, по которым необходимо писать лекции. А может быть, вас не убедили даже эти, и вы своими прочными знаниями, полученными с помощью современных технологий, сумеете убедить преподавателей в бесполезности рукописных лекций.

Удачной вам учебы!

Нужно ли писать лекции современному студенту?
Фото: Depositphotos

Что еще почитать по теме?

Стоит ли конспектировать лекции?
Как подружиться с конспектом и заставить его работать?
Как правильно конспектировать? Информация и блоки памяти

Обновлено 8.10.2017
Статья размещена на сайте 12.09.2010

Комментарии (7):

Чтобы оставить комментарий зарегистрируйтесь или войдите на сайт

Войти через социальные сети:

  • Не знаю, пишут ли современные студенты хоть что-то "из головы", а не качают из интЫрнета..
    Большинство из них - гении Гугла. Иногда пообщаешься (кон-но, в нете) с такими, и покажется, какое грамотное поколение. А отведешь на метр от компа (планшета, смартфона) и "Вторая мировая война началась в 1941 году", и Гоголя от Гегеля не отличат.

    Еще есть проблема - зубрежка и муштра: в голову вбивается непостижимое кол-во "инфы". И уничтожение самостоятельного мышления. Подведение воображения к общему знаменателю.
    И если кто-то из нынешних студентов станет выдающимся в чем-то человеком, то, скорее, не благодаря полученному образованию, а очень даже вопреки.

  • Дмитрий Сергеев Читатель 18 июня 2017 в 23:25 отредактирован 19 июня 2017 в 01:05

    Считаю, что такой подход справедлив лишь отчасти. Писать лекции можно для профильных предметов, знание которых пригодится в будущем. А вот всякую лабуду можно найти не выходя из дома или проведя интернет на дачу почитать то, что требует преподаватель.

  • Технарям лекции действительно писать необходимо, там сплошь формулы и определения - краткое изложение необходимого материала. Я училась на гуманитарном, и качество некоторых лекций было отвратительно, а писать их было бесполезной тратой времени. Причем чем бестолковее препод, тем трепетнее он относится к записи своих лекций. А принимать зачет, ориентируясь на дизайнерское разноцветие конспекта со строго заданной шириной полей именно с правой стороны на каждой странице, прочерченных простым карандашом, и не дай Бог ручкой (да-да, такое было!)... Маразм крепчал, короче говоря.
    Скажу честно: как только я защитила диплом, с чистой совестью выбросила всю эту макулатуру к такой-то матери.

    Оценка статьи: 3

  • Светлана Петрашова,
    Очень хорошая статья получилась, спасибо!
    Сам давно не студент, но прочитал с удовольствием.
    Кстати насчет пункта 6 - про "бомбы", если предмет не гуманитарный, а технический или, назовем условно, "вычислительно-доказательный" - это лучшая шпаргалка. В таких вопросах изложение темы на лекции и ответ на экзамене, как правило, должны совпадать почти на 100%, поэтому придраться к Вашему листоку как к шпаргалке экзаменатору несколько сложнее. Лично меня это выручало многократно

    Оценка статьи: 5

  • Светлана Петрашова,
    Лекции писать надо!
    ОКОЛО ТЕМЫ:
    ОПРЕДЕЛЕНИЕ:
    • Лекция - это пpоцесс пеpехода записей лектоpа в записи студента без пpохождения чеpез чей-либо мозг.
    • Важность пары в универе зависит от того какая она по счету...

    ЗАПИСЫВАЯ ЛЕКЦИЮ, НАДО УЧИТЫВАТЬ СТИЛЬ ИЗЛОЖЕНИЯ МАТЕРИАЛА ЛЕКТОРОМ:
    • Лекция в институте. Лектор читает лекцию и пишет формулы на доске.
    А доска такая - ее можно прокрутить по кругу (т.е. написал, опустил немного - пишешь дальше,...).
    Hедовольная студентка лектору:
    - Я еще не кончила, а Вы уже спустили.

    Идет лекция. Учитель пишет что-то мелким текстом на доске бледно-голубым мелом. Откуда-то сзади:
    -Профессор, голубым не видно!
    -А голубые могут сесть поближе

    СТИЛЬ ЛЕКТОРА НЕ ВСЕГДА ПОДХОДИТ ПОД ЗАПИСЬ:
    • Преподаватель на лекции:
    – Записываем определение: матрица – это прямоугольная таблица с числами. В этом определении все хорошо, кроме трех вещей: матрица не прямоугольная, она не таблица, и в ней записаны не числа.
    • Лекция по теормеху. Лектор:
    - Представим себе трёхмерный объект в форме параллелепипеда, установленный на четыре моноциклических агрегата. Иными словами представим себе телегу.

    ЗАПИСЫВАЯ ЛЕКЦИЮ ЖЕЛАТЕЛЬНО НЕ ОТВЛЕКАТЬСЯ САМОМУ И НЕ ОТВЛЕКАТЬ ЛЕКТОРА:
    • Лекция в институте.
    Профессор, обращаясь к кучке студентов:
    — Я был бы вам очень признателен,
    если бы вы хоть раз сдали вашему товарищу нормально,
    чтоб он перестал наконец орать: "Мизер!"

    Оценка статьи: 5

  • Светлана, очень полезная статья

    Оценка статьи: 5

  • В своё время начинала с того, что записывала все лекции на диктофон. Но потом поняла, неудобство этого метода в том, что на расшифровку уходит гораздо больше времени. А если нужно подготовиться к зачёту или к экзамену, то просушать 10 лекций по 1-2 академических часа каждая в авральном режиме - это весьма проблематично. В итоге, конспект, как краткая выжимка основного и важного материала, является самым наиболее удобным вариантом для подготовки.