Мы писали. Как могли. Учитель подходил к нам по очереди и что-то подправлял: мазок здесь, мазок там — и картины оживали. Мы глядели на него почтительно и восторженно, словно на волшебника… Но не могли понять главного: как он это делает?
За год я так и не разгадала секрета волшебства. Конечно, я чему-то научилась. Возможно, через пять-десять лет я бы тоже почувствовала, куда именно нужно класть животворящий мазок. Но к этому времени я уже научилась рисовать — причем не за десять лет, и даже не за год, а за шесть дней. Нас научили основным принципам, а дальше оставалось только совершенствовать их постоянной практикой.
«Наверняка у живописи тоже есть что-то вроде алфавита и грамматики, — думала я. — А сейчас мне словно предлагают читать текст на незнакомом языке».
Интуиция меня не подвела. У живописи действительно есть алфавит и грамматика. Их можно изучить достаточно быстро — а затем применять всю жизнь.
Три характеристики цвета
Для того чтобы правильно воспроизвести цвет, нужно правильно определить три параметра:
- Оттенок.
- Место на шкале от белого к черному — иными словами, степень «светлости» или «темноты».
- Насыщенность.
Несмотря на то что человеческий глаз различает около 256 миллионов оттенков — для хорошей добротной передачи цвета достаточно всего лишь двенадцати оттенков, двенадцати ступеней перехода от белого к черному и двенадцати градаций насыщенности.
12×12×12=1728
Этих 1728 оттенков достаточно для художника, желающего писать реалистичные картины.
Оттенок
Давайте посмотрим на гениальное изобретение Иоганна Вольфганга Гете — цветовой круг:
В центре круга расположены три первичных цвета: желтый, красный и синий. Они называются первичными потому, что невозможно получить их путем смешивания других цветов — зато все остальные цвета образуются из них.
Три цвета, окружающие желто-красно-синий треугольник, называются вторичными: оранжевый, фиолетовый и зеленый. На круге ясно видно, как образуются эти цвета из первичных.
И наконец, цвета, расположенные между первичными и вторичными, называются третичными: желто-оранжевый, оранжево-красный, красно-фиолетовый, фиолетово-синий, сине-зеленый и зелено-желтый.
А как же розовый? Коричневый? Сиреневый? Бордо? Они получаются путем осветления или затемнения этих двенадцати цветов. Розовый — это красный цвет плюс белила, коричневый — оранжевый плюс черный.
Белый и черный называют ахроматическими цветами. Белила и черную краску используют в основном либо для фона, либо для того, чтобы сделать цвет светлее или темнее.
Для того чтобы запомнить последовательность цветов, художники используют мнемонический прием: они нумеруют цвета от 1 до 12 по часовой стрелке.
Вам тоже следует запомнить эту последовательность с помощью циферблата: 12 — желтый, 1 — желто-оранжевый и так далее. Впоследствии, когда вы будете определять оттенок того или иного предмета, вы легко вспомните цветовой круг и сможете точно определить, где именно находится нужный цвет.
Продолжим знакомство с цветовым кругом.
Цвета, расположенные друг против друга, называются дополнительными или контрастными. Их смешивание дает серый или черный цвет.
Любые пять цветов, расположенные подряд на круге, дают гармоничное сочетание. Используйте их, если хотите создать гармоничную композицию. А для эффекта резкого контраста бросьте пятно цвета, дополнительного к центральному из пяти.
Сюда нужно бросить красное пятно, так как в центре — зеленый.
Как видите — объективные и субъективные законы цвета ничуть не противоречат друг другу. Вы можете выбрать свои любимые цвета и создать из них гармоничную или контрастную композицию.
От светлого к темному
Следующая пара кругов — с шестью степенями перехода от белого к цветному и от цветного к черному.
Нужно создать двенадцать таких кругов для каждого цвета.
Когда мы добавляем белила, круги выглядят так:
А когда добавляем черную краску — круг выглядят так:
А теперь внимание! Один из важнейших законов цветовой гармонии гласит:
Любые сочетания оттенков могут выглядеть красиво и благородно — как гармоничные, так и контрастные. Но при этом они должны иметь одинаковую либо противоположную степень света или темноты! Иными словами — соответствовать либо одной и той же цифре циферблата, либо противоположной. Иначе сочетание будет выглядеть вульгарно и аляповато.
Насыщенность
Третья характеристика цвета — насыщенность, или чистота. Чем чище цвет, чем меньше в нем примесей, тем он насыщеннее.
Как же «приглушить» цвет? Для этого нужно добавить дополнительный цвет: в красный добавляем зеленый, в желтый — фиолетовый, в оранжевый — синий. Тогда приглушенный цвет получается интересным и благородным:
Остальные круги предоставляю вам нарисовать самостоятельно. Сначала эта мысль может привести вас в ужас: целых 38 кругов (один основной цветовой круг, один черно-белый, двенадцать цветов от белого к цветному, двенадцать — от цветного к черному, и двенадцать «оглушенных» цветов).
Но зато, один раз нарисовав эти круги, вы великолепно натренируете глаз и научитесь различать оттенок, степень света или тьмы и степень насыщенности.
Глядя на предмет, вы будете задавать три вопроса:
- Какой оттенок выбрать?
- Какова степень светлого-темного?
- Какова степень насыщенности?
И ваш натренированный взгляд вам подскажет: «Желто-оранжевый оттенок, добавить черного до положения цифры 2 и приглушить сине-зеленым до положения цифры 1».
Впрочем, я немного слукавила. Такая цветовая зоркость придет не сразу. Сначала придется применять круги. Вы обратили внимание на щели между цветными секторами? Они нужны для того, чтобы в случае сомнения посмотреть на предмет через щель и понять, к какому сектору он ближе.
«А как же все-таки быть с мазками?» — спросите вы. Точно так же, как и со всем остальным пространством. Внимательно глядя на предмет, вы заметите на нем блик — и положите на это место мазок надлежащего оттенка, освещенности и насыщенности.
А теперь рисуйте свои круги, изучайте с их помощью оттенки окружающего мира — и пишите!
Александр Котов, подозреваю, что информации о заболеваниях, которыми страдали в Средневековье крайне мало еще и потому, что к медикам...