Проблемное обучение организовывается на основе проблемных вопросов, задач, заданий и ситуаций. Рассмотрим каждое понятие более конкретно.
Проблемный вопрос — это вопрос, на который у ученика нет заранее готового ответа, этот ответ ученик ищет самостоятельно. В отличие от обычного, проблемный вопрос не предполагает простого вспоминания и воспроизведения знаний. Например, вопрос «Какая цифра идет в арифметической прогрессии после 5?» имеет воспроизводящий характер, а вопрос «Почему цифра 5 пишется именно таким образом?» носит проблемный характер.
Проблемная задача — это форма организации учебного материала с заранее заданными условиями и неизвестными данными. Поиск этих данных предполагает от учащихся активную мыслительную деятельность, анализ фактов, выяснение причин происхождения объектов и их причинно-следственных связей. Решение такой задачи может быть в форме словесного рассуждения, математических расчетов, поисковой лабораторной работы.
Проблемное задание дает указания, которые предлагаются учащимся для их самостоятельной поисково-познавательной деятельности. Они направлены на получение необходимого результата. Проблемные задания выполняются в формах поиска, сочинительства, изобретательства, эксперимента, моделирования и других формах.
Проблемная ситуация — это состояние умственного затруднения учащихся, вызванное недостаточностью ранее усвоенных ими знаний и способов деятельности для решения познавательной задачи, задания или учебной проблемы. Проблемная ситуация специально создается учителем с помощью определенных приемов, методов и средств.
Проблемные ситуации бывают следующих типов:
1. Учащиеся не знают способа решения задачи и не могут ответить на проблемный вопрос, то есть не имеют необходимых знаний для решения задачи.
2. Учащиеся поставлены в новые условия решения задачи и располагают лишь старыми знаниями, которых не хватает для решения данной задачи.
3. У учеников возникает противоречие между теоретически возможным путем решения задачи и его практической неосуществимостью.
4. У учеников возникает противоречие между практически достигнутым результатом выполнения задания и отсутствием теоретических знаний.
Структура урока в этом подходе отличается от традиционного урока и включает три этапа:
1. Актуализация опорных знаний и способов действия.
2. Усвоение новых понятий и способов деятельности.
3. Применение их и формирование умений и навыков.
Первоначально принцип проблемного обучения использовался как имитация поиска, когда учитель заранее знал то, что должно быть найдено учеником, и подводил его к правильному ответу. В настоящее время используется более сложный вариант этого подхода, когда образовательный продукт неизвестен не только ученику, но и учителю.
Материал статьи подготовлен по книге А.В. Хуторского "Практикум по дидактике и методикам".
0 Ответить
Представлены рабочие понятия или понятия авторские?
0 Ответить
Вероника! Мне понравился Ваш подход! Более того скажу что возможность обучения с помощью предложенного Вами метода есть и для взрослых. Этот метод применяется для обучения взрослых справляться со своими проблемами, развивать способности и качественно взаимодействовать друг с другом.
Приглашаю Вас и всех, кто заинтересовался вместе со мной сходить на семинар "Транспарентное взаимодействие: право, мораль и нравтсвенность как средства управления социальнрыми процессами".
0 Ответить