Природа не терпит пустоты, и, пожиная плоды воспитания детей улицей, власть активно начала способствовать развитию детского движения. Сегодня оно многолико, разнообразно. В большинстве школ появилась возможность для ребенка посещать детское общественное объединение (ДОО) на добровольной основе. Казалось бы, если есть в школе ДОО, то родители с радостью будут способствовать, чтобы их ребенок начал его посещать. Увы, в жизни отнюдь не так.
Условно родителей можно поделить на две категории:
1. «Согласные» — от активно поддерживающих, участвующих в мероприятиях, акциях, проводимых ДОО, до считающих «чем бы дитя ни тешилось, лишь бы не вешалось».
2. «Несогласные» — от выражающих мнения о бесполезности посещения ДОО, до категорично запрещающих ребенку участвовать в жизни детского движения. Причины указывают следующие:
— занимает время, которое можно было бы потратить с пользой,
— «Опять к коллективизму потянуло! Личности надо воспитывать, а не стаю!».
В данной статье мы и будем говорить на тему современных детских объединений. Их пользе, прежде всего, для самих детей.
Начнем с понятия. Согласно словарю-справочнику 1998 года издания «Детское движение», «детское общественное объединение — объединение граждан, в которые входят граждане в возрасте от 8 до 18 лет и совершеннолетние граждане, объединившиеся для совместной деятельности».
При этом деятельность детских общественных объединений понимается как составная часть социального движения, представляющая совместные действия детей и взрослых, объединившихся с целью накопления социального опыта, формирования ценностных ориентаций и самореализации.
Следует различать по своей природе и предназначению детское общественное объединение. Это может быть объединение детей (учащихся) по интересам в системе дополнительного образовании,
Деятельность детских общественных объединений гарантируется Конституцией Российской Федерации, Конвенцией о правах ребёнка, федеральными законами от 19 мая 1995 г. № 82-ФЗ «Об общественных объединениях» и от 28 июня 1995 года № 98-ФЗ «О государственной поддержке молодёжных и детских общественных объединений».
Что дает ребенку участие в ДОО (разных типов)?
1. Помогает в социализации, самореализации, понимании того общества, в котором ребенок живет.
2. Учит общаться с разными людьми, договариваться, отрабатывать коммуникативные навыки, решать проблемы путем переговоров.
3. Развивает лидерские качества, организаторские способности. Самоорганизацию.
4. Способствует развитию навыков самопрезентации.
5. Получение новых знаний, приобретение нового опыта (совместные походы, поездки в лагеря, слеты, проведение различных акций и пр.).
6. Учит работать в команде.
7. Воспитывает чувство социальной ответственности, нравственные качества.
Кроме вышеперечисленного, стоит добавить, что ребенок получает удовольствие от общения с ребятами, у которых те же интересы, что и у него. Обычно занятия общественно-полезной деятельностью в ДОО повышают успеваемость в школе — дети учатся организовывать свой распорядок дня так, чтобы все успеть. И им помогают выработанные навыки и полученные в ДОО знания.
Благодаря занятиям в детском движении, многие дети начинают ходить в школу с большой радостью (ведь там есть друзья, любимое дело!). Конечно, существуют ситуации с конкретными учителями, которые неодобрительно относятся к пропущенным урокам в связи с общественной деятельностью, но всегда можно с ними договориться.
Если ребенку это не удается, то руководитель ДОО и администрация школы (которая в обязательном порядке пишет приказы о направлении учащихся на какое-либо мероприятие) решают этот вопрос — и учитель дает задание, проводит дополнительное занятие…
Участие в ДОО дает ребенку много возможностей для самореализации, открывает множество перспектив в будущем, позволяет ему попробовать себя в общественно-значимой деятельности, укрепить свою самооценку — стать личностью.
Ольга Князева, в идеале, конечно, было бы здорово, коли всё это было бы так идеально.
Вы в курсе сколько энергетических вампиров работает в школах? Попробуйте им это сказать, каждый из них сделает вид, что в школе он ради призвания! Это не голые слова! Я очень близко знаю подобных людей. Они реально не могут жить без ругачек, скандалов, разборов полётов которые они устраивают детям. Именно поэтому, они , будучи пенсионерами, до последнего там находятся. Это же касается и профессоров. Многие из них даже и говорят так, что им не хватает энергии молодых. Работая с ними, они подпитываются, и от того, долго выглядят молодо. Так-же прикрывают свою неустроенность в семейной жизни. И лишь очень немногие, действительно, находятся на своём месте. И реально имеют к этому призвание.
Вот, если, действительно Вам повезёт и у Вашего отпрыска окажется именно такой педагог, считайте Вам несказанно подфартило...
На счёт самореализации тоже, могу сильно поспорить!
Всё своё детство была активисткой,много чего старалась сделать. Была "негласным лидером", как написала в характеристике обо мне кл. рук.
Но, очень часто мне не верили, что это всё я сама придумала, или сделала, нарисовала и т.д. Всегда говорили:"это мама за тебя придумала!" И не засчитывали мой труд. Или, как минимум, начинали откровенно завидовать и вставлять палки в колёса. Старались всунуть своих детей. И т.д., и т.п.
Не уверена что с тех пор что-то изменилось. Педагоги всё те же остались, в основном.
Оценка статьи: 5
0 Ответить
Саида Сафаргалина, я прекрасно знаю, что в школе работают разные люди. Как, впрочем, и везде - есть профессионалы, а есть случайные персонажи.
Я писала про свой опыт- сама прошла через разные ДОО, будучи ученицей до руководителя собственного ДОО. Конечно, самореализация возможна и вне ДОО, но с его помощью значительно продуктивнее, интереснее реализовать свои способности. Больше пользы обществу можно принести. Вам просто не повезло с педагогом ДОО.
И могу сказать, иногда бывает, что я прихожу домой, выжатая, как лимон. Кто энергией питается - вопрос открытый...Но чаще всего происходит взаимообмен. И честно- представить свою жизнь без общения с детьми мне сложно, хотя я счастлива в личной жизни и успешна в карьере( не связанной с педагогикой)...
0 Ответить
Ольга Князева, не знаю, только ли мне с этим так не повезло. Многие люди не любят школу. Хотя, не могу сказать что она не нужна, или то что, она ничему не учит. Но, порой, вспомнишь и вздрогнешь...
Вы, конечно, молоды и полны энтузиазма! Бог Вам в помощь! Пусть в Вашем лице дети увидят не монстра в юбке, а Человека с Большой буквы, нашедшего истинное своё призвание! Я очень рада за Вас!
Оценка статьи: 5
0 Ответить
Саида Сафаргалина, вы правы насчет школы. Многие ее не любят - и есть за что!
По моему убеждению - нельзя разрушить устоявшуюся систему - лучше пробовать ее менять изнутри.
Спасибо за добрые пожелания. И Вам успехов
0 Ответить
Ольга Князева, попробуйте, может быть, у Вас это начнёт получаться. Хоть и будет это каплей в море, но, пусть хоть будет большой и яркой. Спасибо и Вам!
Оценка статьи: 5
0 Ответить
Ольга Князева, ну ладно, пускай будут. Хотя в с вое время пройдя всю пионерско-комсомольскую иерархию от председателя советв отряда в пионерии до секретаря комсомольской организации предприятия могу только сказать: нигде так не учили лицемерию, очковтирательству и припискам. Может конечно в КПСС, но этого не знаю, не пошел. Понерско-комсомольским опытом наелся. Поэтому и за ДОО боюсь, потому что прочитал, что их деятельность гарантирована Конституцией, да еще и Законами.
Дай то бог вашему теляти волка забодати.
Оценка статьи: 5
0 Ответить
Александр Петров, Если бы деятельность ДОО не регламентировалась законами- было бы странно.
Про пионерию могу судить только на основании литературы и чужих воспоминаний- сама успела только побывать октябренком.
ДОО - очень разные. Честно скажу, что из " наших" и различных " молодых гвардий", " медвежат" - сбежала по причинам, которые вы перечислили.
0 Ответить
Только надо следить внимательно за тем, кто там пионервожатыми работают. Педофилы часто стараются устроиться поближе к мелочи.
0 Ответить
Гельмут Курцбах, Вы правы. Родителям всегда надо быть начеку.
0 Ответить