Анастасия Гулькова Дебютант

На заочном или на дневном? Плюсы и минусы, опыт и образование

Многие ученики старших классов задумываются, что лучше: пойти работать после школы, поступить на заочное отделение и после 5−6 лет иметь и «вышку», и опыт работы, или же спокойно провести 5 лет в университете на дневном отделении, испытать, так сказать, все радости и горести студенческой жизни.

Рассмотрим все за и против.

Чем хорошо заочное отделение вуза? Тем, что посещение университета (института) занимает лишь пару недель за полгода, к заочникам относятся лояльно, смотрят, в первую очередь, на знания (если таковые имеются), а не на посещаемость. То есть можно спокойно работать, отпрашиваясь лишь на время сессии, которая длится не так уж долго.

Однако минусы такого вида обучения имеются: за 6 лет заочного отделения студенты учатся в общей сложности всего полгода. Таким образом вряд ли можно получить хороший объем основательных знаний по выбранной специальности. Исключения составляют учащиеся, серьезно занимающиеся во время учебы самостоятельно, но таких, к сожалению, единицы.

Еще одним минусом является место работы. Возможно, после школы и можно устроиться работать продавцом-консультантом, секретарем или же в лучшем случае менеджером по работе с клиентами, то есть вы найдете работу, которая не требует специальных навыков.

Редко в 17 лет кого-то берут в крупное PR-агентство, даже на должность «помощник помощника помощника руководителя». Есть только один выход: устроиться по знакомству, но если в компании пройдет слух об этом, вам вряд ли удастся сохранить хорошие отношения с коллегами.

Итак, вы заканчиваете заочное отделение университета с опытом работы в 6 лет, допустим, помощником менеджера. У вас есть и «образование», и опыт работы. Куда двигаться дальше?

Если вас за это время не повысили в вашей компании, значит вряд ли это сделают теперь. Надо менять место работы.

А куда вы можете устроиться с опытом работы «помощник менеджера»? Правильно, наверняка вам предложат ту же должность. Образовывается замкнутый круг: есть и образование, и опыт, но не факт, что вам повезет с достойной работой. Однако я основываюсь на опыте лишь нескольких знакомых людей. Бывали, вероятно, случаи, что после окончания университета студенты выходили сразу в директора, но обычно «помощники» так и остаются в своих рядах.

Обучаясь на очном отделении, приличный опыт работы вряд ли можно будет получить. В нормальном учебном заведении выходные дни — лишь суббота и воскресенье, а компаний, которые работают по выходным, очень мало. И еще меньше тех, которым нужны работники только на эти дни.

Возможности получить нормальную работу во время обучения у «дневников» практически нет: либо придется пропускать учебу, что негативно отразится на успеваемости, либо работать только в вечерние часы. В любом случае опыт работы по специальности при таких обстоятельствах вряд ли получится, однако работодатели относятся к студентам очного отделения с большим доверием, нежели к заочникам (в крупных фирмах, в мелких же будут рады любому диплому).

Однако при этом практически в конце каждого курса у «очников» проходит производственная практика, то есть существует возможность отправиться на стажировку в хорошую компанию, отлично зарекомендовать себя и вернуться туда трудоустраиваться после окончания всего периода обучения.

Если же нет такой возможности, можно воспользоваться стажировкой, которую практикуют многие фирмы: то есть после защиты диплома студент может пойти на 2−3 месяца поработать бесплатно. Здесь также будет возможность реализовать знания, полученные в университете, и остаться на хорошей должности.

Самым оптимальным вариантом для «терминаторов» будет вечернее отделение университета, если в дневное время работать. Так вы сможете получить и достаточно хорошее образование, и возможность по будням работать по специальности. Таким образом, по окончании вуза вы будете иметь и образование, и опыт.

Однако далеко не все смогут «потянуть» такую нагрузку. Работать с 8 до 17, в шесть вечера приезжать на занятия и уходить оттуда в 22−30 в лучшем случае. Этот режим очень сложно долго выдержать, такой график у многих вызывает стресс, переутомление, проблемы со здоровьем. Или же снова пропуски учебы — и тогда, в принципе, какой смысл поступать на вечернее отделение…

Итак, на чем остановиться — хорошее образование или же опыт работы — выбирать вам. Главное, правильно соотнести возможности с желаниями!

Обновлено 25.05.2011
Статья размещена на сайте 16.05.2011

Комментарии (10):

Чтобы оставить комментарий зарегистрируйтесь или войдите на сайт

Войти через социальные сети:

  • Если вы хотите получить реальное образование (знания) на заочном, то в первую очередь нужно заниматься самообразованием! Читать книги, брать информацию у преподавателей. Если вам нужна просто корочка, то заочка это то что нужно. Сама по себе знаю, второе высшее получаю именно так, все заказываю в Центре Дипломов, делают за меня, только ношу в университет.

  • Есть еще и вариант "с частичным отрывом от производства". Сам так учился во втором ВУЗе. Учебных дней всего два - четверг и суббота - зато "от рассвета до заката". В остальные дни работа. И так 3,5 года.

  • У меня другое мнение и опыт по данному вопросу.
    Во- первых, сейчас где Вы по новым стандартам найдете обучение на специалистов - 5 лет в вузе? Перешли на Болонскую систему и теперь 4+2, в медицинских вузах по другому.
    Заочников - называют " заушниками" и реального обучения, особенно первого высшего вряд ли удастся получить, тем более работодатели учитывают форму обучения и заочная не катируется, при смене работы.
    Те, кто желает из студентов на дневном обучении работать - работают. Сама это проходила и красным дипломам работа не помешала, а, наоборот, способствовала лучшему пониманию, что спрашивать с преподавателей и что нужно не для зачета, а для жизни, работы.
    В Москве и того проще, с третьего курса учебная часть идет навстречу студентам и преподавателям ( те тоже работают в других местах, а преподавание зачастую подработка) и занятия начинаются после трех. Поэтому, например, в НУ-ВШЭ практически все студенты работают.
    Я уж не говорю, что часто сами преподаватели дневных отделений предлагают различные стажировки и перспективную работу...

    • Ольга Князева,
      ну про обучение - это да, про новые стандарты не подумала%)
      Ольга, конечно у всех разный опыт и т.д. Но тем не менее все мои знакомые заочники более успешны, и у них не было проблем с трудоустройством...Но конечно, здесь сложно судить. Кому как повезет))
      Работать то работают, но в принципе я базировалась на системе обучения в своем универе, а у нас "хочешь работать - отчисляйся", к тому же учеба до 5 вечера на дневном отделении, а при пропусках из-за работы лишь единицы преподавателей идут на уступки.
      Как в москве не знаю)
      я лишь рассказывала о том, что знаю я и об опыте своих друзе, знакомых...
      А у нас например кто работает, то график совместить с учебой крайне сложно, и люди пашут до ночи, а то и в ночь, вообще кошмар и получают за это лишь 5-6 тысяч, что в принципе достаточно лишь местным студентам, которым не надо тратить на квартиру, на обучение и т.д...

      Оценка статьи: 5

      • Марианна Власова Марианна Власова Бывший главный редактор 26 мая 2011 в 16:10

        Анастасия Гулькова, что кошмарного в том, чтобы студенту работать в ночь? Хорошо бы, конечно, в таких местах, где можно поспать хоть часть ночи. Пока сверстники отрываются по ночным клубам, работающему идет полноценная зарплата.

        • Марианна Власова, что плохого учиться с утра, а потом пахать целую ночь? вы серьезно? вы так работали?
          спать человеку не надо?)

          Оценка статьи: 5

          • Марианна Власова Марианна Власова Бывший главный редактор 26 мая 2011 в 19:32

            Анастасия Гулькова, "учиться с утра, а потом пахать ночь" - а врачи и медсестры как работают сутки?? Сложность ночной работы в обратном - отработать ночь, а потом идти учиться. Но ведь это не каждую ночь. читать дальше →