Чиновников от образования эта книга не вдохновила, учителей тоже. В книге нашли множество недостатков: не соответствует школьной программе, не так расположены темы, неточные формулировки. Короче, учителя, которых я просила дать отзыв, пользоваться ею не советовали. Зато ученики, рискнувшие с ней поработать, добились прекрасных успехов.
Сегодня наше образование переживает кризис. Учебники написаны так, что без учителя-комментатора в них не разобраться, а грамотных и, главное, умеющих интерпретировать материал учителей, в силу объективных причин, маловато. Услуги репетитора достаточно дороги: профессионалы умеют ценить свой труд и свое время. А дешевые репетиторы — это те же учителя (только в профиль), и зачастую обучение заменяется натаскиванием.
Поэтому самое время вспомнить о методике изучения, который позволяет ученику обойтись без учителя вообще, то есть о программированном обучении.
Его принципы:
1) последовательность;
2) доступность;
3) систематичность;
4) самостоятельность.
Почему эти принципы не всегда реализуются в школьной программе?
1. Последовательность. Школьная программа представляет своего рода спираль: основы предмета закладываются еще в начальной школе, новая углубленная информация опирается на базовые знания. Если они по какой-то причине не усвоены, эта информация окажется висящей в воздухе. Попробуйте объяснить ребенку, почему при умножении дроби на дробь результат оказывается меньше, чем исходное число, а при делении — больше, если он не усвоил, что такое дробь вообще и чем больше знаменатель дроби, тем она меньше.
2. Доступность. Ее отсутствие объясняется качеством школьных учебников, написанных суконным языком, перенасыщенных терминами, заумными словами. Кроме того, достаточно часто и учебники пишут, и программы составляют преподаватели вузов, не знающие и не учитывающие особенностей детской психологии.
3. Систематичность. Это не просто регулярность уроков. Система — это нечто целое, связанное, взаимообусловленное. Школьная программа, отмеряя дозу знаний, которую необходимо довести до ребенка на уроке, не предусматривает механизма установления связей с уже полученными ранее знаниями: заучивая правила, ребенок не умеет их применить, не видит в них необходимости.
4. И наконец, самостоятельность. Это то, что не предполагается при классно-урочной системе обучения. Самостоятельно ребенок должен выполнять домашнее задание, на уроке ученик самостоятелен только на контрольной, а контрольная — это итог.
Программированное обучение — обучение с заранее предполагаемым результатом.
Принципиальное отличие программированного учебника от обычного в том, что его нельзя читать подряд. Весь материал в нем разбит на мелкие части, или рубрики. В первой рубрике дается маленький кусочек информации, а затем человек должен эту информацию применить: либо вставить пропущенные слова, символы, формулы, либо решить задачу, аналогичную разобранной, либо найти правильный ответ из нескольких предложенных вариантов.
- Если он был достаточно внимателен, усвоил информацию, то в соответствующей рубрике (например, 25) получает подтверждение своей правоты, а затем новый кусочек информации.
- Если же выбор сделан неправильный, то ему объяснят, в чем он ошибся, и вернут в исходную рубрику, давая возможность повторного выбора.
Таким образом, ученик «обречен» найти правильный ответ. Весь вопрос в том, сколько времени у него займет его поиск.
Каждый работает в своем темпе: на него не навешивают ярлыков (ты тупой!), ему не нужно доказывать свою конкурентоспособность, ему не мешают думать те, кто понял быстрее, и не тормозят те, до кого еще не дошло.
Он не связан рамками урока и получает удовольствие от самого процесса обучения, поскольку сам находит правильный ответ.
Материал в программах расположен по принципу от простого (давно понятого) к сложному и позволяет акцентировать узловые моменты темы (что как раз и должен делать учитель, объясняя суть вопроса). Это и есть принцип систематичности.
Все это — плюсы программированного учебника.
Минусом может быть неумение, нежелание читать или, что хуже всего, ридингофобия — страх перед чтением. В последнем случае ребенку нужна помощь квалифицированного психолога.
Второй минус — отсутствие мотивации. Однако это проблема не только программированного, но обучения вообще.
Людмила Ливина, я могу подтвердить эффективность этого метода. В моем подразделении готовили радистов. Использовался именно этот метод. Результаты отличные. Ведь кроме кода надо было еще уметь обслуживать мат. часть.
0 Ответить
Людмила Ливина,
Замечательная статья. Описанные элементы хорошо зарекомендовали в системе последипломного образования (в частности, - врачей).
К сожалению, 20 лет реформ привели к тому, что число педагогов-энтузиастов не увеличивается (мягко говоря). Справедливо для всех стран СНГ - "Геннадий Зюганов назвал три угрозы для безопасности России - это "депопуляция, деиндустриализация и дебилизация".
Но, как говорил Л.И.Брежнев: "В будущее мы смотрим с надеждой и перспективой!"
Оценка статьи: 5
0 Ответить
Людмила Ливина,
Вы абсолютно правы этот метод очень эффективен и хорошо зарекомендовал себя. Но к сожалению он не получил развития. Когда он появился, точно помню, что в 70 он уже был известен, компьютерная техника только появилась и соединить методику с формой было очень сложно. А результат был бы классный. Есть ещё одна особенность у этого метода. Чтобы сделать на основании этого метода учебники нужно использовать метод, который используется в программировании систем - программирование сверху вниз, а затем снизу вверх. Если в этом не будет заинтересовано Государство это просто не пропустят. Это очень серьёзная и большая по объёму работа. А просто печатать учебники пошевельнув только одной ногой и получив при этом хорошие финансовые вознаграждения это выгодно всем во всех министерствах образования.
С уважением бывший методист и директор школы.
Оценка статьи: 5
0 Ответить
Татьяна Варта, спасибо за отзыв. Вы правы, но если ждать подачек от государства, до-о-олго дело будет делаться.
Кстати, если интерес есть, могу порекомендовать программированный учебник по русскому языку (по синтаксису). Он вышел в апреле в издательстве "Школа XXI века" в Алматы. Называется "Сам себе репетитор". Правда, отзывов пока нет. А еще мы готовим такой же учебник по основам математики.
0 Ответить
Людмила Ливина, Химческий тренажер - супер! Лучший учебник, который видел. С таким удовольствием его в свое время пользовал.
0 Ответить
Людмила Ливина, Вы не совсем правы. О "программированном обучении" в СССР заговорили ещё в середине 60-х. Я с 1968 работал в лаборатории технических средств обучения ЛИТМО и участвовал в разработке таких учебников и программ, а так же в эксплуатации обучающих и экзаменационных машин. По моему мнению, основанному на знакомстве с достаточно большим числом таких учебных пособий (учебники, программы, решебники т.д.) по различным направлениям, этот метод обучения приемлем в достаточно узких направлениях приобретения профессиональных знаний. Обычно для такой профдеятельности не требуется глубоких теоретических знаний и хорошего понимания технологии процесса, а достаточно знать алгоритм действий для достижения результата.
А вот тестовый контроль - один из элементов программированного обучения, оказался достаточно эффективным методом массового контроля знаний. Несмотря на большие временные и интеллектуальные затраты, связанные с подготовкой тестов, этот метод позволяет в короткое время с высокой долей достоверности оценить знания обучаемого. Сегодня это - ЕГЭ.
0 Ответить
Здравствуйте, Вячеслав, спасибо за комментарии.
Я не знаю, что такое ЛИТМО, но полагаю, вы знаете, о чем говорите.
Вопрос: почему вы считаете, что "этот метод обучения приемлем для приобретения преимущественно профессиональных знаний"?
Тренажер по химии дал возможность двум десяткам учеников получить очень хорошие результаты, и их знания были выше, чем у тех, кто занимался по обычным методикам.
У нас разработан такой же тренажер по синтаксису русского языка. Им успешно пользуются учителя и ученики ВКО. Ведется работа над тренажером по основам математики. Я возлагаю на него большие надежды. Может быть, напрасно?
0 Ответить
Людмила Ливина, Спасибо за ответ. ЛИТМО - "Лентяем И Тунеядцам Место Обеспечено" или "Лошадь И Та Может Обучиться", а если серьезно, то Ленинградский Институт Точной Механики и Оптики , ныне СПбГУ ИТМО (Информ, технолог, механики и оптики).Сегодня с помощь компьютеров это достаточно легко. Нам приходилось подбирать материал по книгам, фотографировать слайды, делать целые диафильмы, кодировать. настраивать алгоритм работы и т.д. Мы за автоматизированную аудиторию для такого обучения получили медали на ВДНХ (Выставка достижения народного хозяйства СССР) где-то в 70-71 году .
Вы подтверждаете, то о чем я говорю (точнее, что не совсем точно высказал) - для приобретения знаний в достаточно узкой сфере или в дополнении к основным занятиям по теории (восприятие и осознание закономерностей) в широкой области, в виде тренажа в узких или прикладных сферах этой области.
0 Ответить
Вячеслав Озеров, спасибо. Ваш ответ меня вполне удовлетворил.
0 Ответить