Пример из собственной жизни.
1993-й год. Меня, в то время технического директора фирмы, продающей компьютеры, начальство обязало провести семинар по работе с компьютерным оборудованием для… банкиров. Компьютер тогда ещё не был бытовой техникой, а в представлении людей был сложным и дорогим промышленным оборудованием. Тема — «Как использовать компьютер в банковской деятельности».
Ну, скажите, кто в Вашем представлении банкир? Для меня это представительный мужчина, пусть в пиджаке и дорогом «пенсне», но уж с компьютерной техникой он, по крайней мере, на «ты». Значит, решил я, проблем никаких не будет. Накидал план теоретических и практических занятий, получил одобрение от руководства и — вперёд!
Войдя в аудиторию, я понял, что лекцию буду читать не банкирам, а банкиршам… Немолодые женщины составляли подавляющее большинство. Начав читать лекцию «по плану», я быстро понял, что это бесполезно. Многие из них, как я потом выяснил, видели компьютер только на столе у шефа. Меня просто никто не слушал. Многие шушукались, выясняя, «кто этот мальчик». Дело в том, что и сейчас, когда мне за сорок, я выгляжу очень молодо (что за беззастенчивая реклама, как не стыдно!). А тогда меня представили как «компьютерного гения» уже после того, как мнение обо мне было сформировано. И не в мою пользу! Кроме того, на первой лекции был наблюдающий от банка, который и оплатил этот семинар для своих работников. Все явно скучали и всем своим видом показывали, «что сюда их загнали» и они просто добросовестно отрабатывают время.
Я замолчал, отложил свой конспект. Через некоторое время это привлекло внимание. После паузы я произнёс: «Жил да был когда-то давно мужик. Звали его Бенджамин Франклин. Это были времена, когда на стодолларовой купюре ещё не было его портрета, да и стодолларовых купюр тогда ещё не было, а были только серебряные доллары. Но банки уже были. Только грабили их часто. И вот, что этот мужик придумал, чтобы усилить безопасность этих самых банок, простите, банков…». Сочинял я на ходу. Внимание ко мне было приковано окончательно и бесповоротно. Боже, как интересно было наблюдать, как эти надутые тётки постепенно превращались в весёлых и задорных «школьниц»! В конце лекции я попросил задавать вопросы. Вопросов «по существу» не было… Единственный вопрос, который мне задали, — «А не женаты ли Вы, Михаил Вадимович?».
На следующем занятии я повторил опыт, но уже основательно подготовившись. В начале лекции рассказал интересную историю. Попросил каждую из слушательниц приготовить отдельный листок и записывать вопросы, возникающие по ходу занятия, какими бы глупыми они ни казались. «Мы пришли сюда учиться. И поверьте, сейчас я учусь вместе с вами. Смеяться над Вами никто не будет, а пользы от вопросов гораздо больше, чем от всей моей говорильни». Действительно, так и получилось. На многие вопросы я не мог вразумительно ответить, и каждое новое занятие (всего их было пять) начиналось с ответов на вопросы, на которые я не мог ответить на прошлом занятии.
Итак, начиная со второго занятия, всё проходило без сучка и без задоринки, проблемы быстро решались, а со многим моими «ученицами» я поддерживаю связь до сих пор. Только не подумайте чего плохого — секса у нас в стране тогда ещё не было…
Подводим итоги.
Так как же всё-таки привлечь внимание при публичном выступлении?
Главные правила.
0. Узнайте состав своей аудитории. От этого практически на 100% зависит Ваш успех в публичном выступлении. Если такая информация известна, этот пункт можно пропустить.
1. Позаботьтесь, чтобы Вас представили незнакомой аудитории до Вашего выхода «на кафедру». Люди больше склонны верить «авторитетам» и «экспертам».
2. Обязательно начните лекцию весёлой и интересной байкой, лучше из своей жизни.
3. Обязательно после этой байки скажите фразу типа: «В конце лекции Вы сможете задать любые вопросы. Даже самые глупые. Мы все здесь учимся, поэтому смеяться над Вами никто не будет».
4. Изложите материал доступным для аудитории языком. В конце — предельно сжатые тезисы по материалу выступления для закрепления материала.
5. Повторите эту фразу: «Вы можете задать любые вопросы. Даже самые глупые. Мы все здесь учимся, поэтому смеяться над Вами никто не будет» в конце лекции. Лучше даже заранее подсадить кого-нибудь, кто задаст первый, абсолютно глупый вопрос.
6. Помните, всегда будут люди, которые Вас либо искренне не поймут, либо постараются Вас унизить! Отвечайте на все, абсолютно все вопросы, какими глупыми, унизительными и провокационными они Вам не казались, с искренней улыбкой и доброжелательно. Тогда, как правило, публика сама одёрнет этого человека.
7. Анализируйте уже прошедшее выступление. Какие ошибки допустили, что публика восприняла «На ура!». Даже если выступление не удалось, это всего лишь опыт. Если его учесть, дальше будет получаться всё лучше и лучше.
8. И — Главное. Похвалите себя! Любое публичное выступление — огромная, тяжелая и часто неблагодарная работа. Даже если Вы справляетесь с ней играючи… Не забывайте искренне похвалить себя.
Удачи Вам. Она пригодится всегда!
Жду и Ваших комментариев и дополнений.
Все эти советы - для непрофессиональной аудитории, так как с профессиональной аудиторией проблем, как правило, не бывает. Но кое-что можно применить и для профессиональной аудитории, за что Вам большое спасибо.
Есть, правда и другой метод - поучиться у Жириновского. Вот кто, буровя откровенную лабуду, умеет тем не менее привлечь внимание любой аудитории.
Оценка статьи: 5
0 Ответить
Господи! Сколько анекдотов и казусов всякихз вспоминается - пишу и ржу, не знаю что выбрать - все смешное и яркое, поучительое. Спасибо!
Оценка статьи: 5
0 Ответить
Отличная статья, 5 баллов. Спасибо.
Оценка статьи: 5
0 Ответить
А как побороть волнение и воспитанное чрезмерно уважение? Как "цыпленку" заставить слушать тетенек пред-пенсионного возраста, когда у них даже дети-внуки почти такого возраста?
Оценка статьи: 5
0 Ответить
Думаю, все с опытом приходит. Но главное, на мой взгляд, все же - РАССКАЗЫВАТЬ (чтение по бумажке никогда не вызывает уважения), передавать суть...
...И потом, возраст - не главное. Если вы вышли перед аудиторией - вам есть, что сказать! Разве бабушкам не интересно бывает послушать тех же своих внучек;)?...
Оценка статьи: 5
0 Ответить
Отличная статья! Примеры из жизни очень освежают...
В публичном выступлении удержать внимание слушателей, действительно, самая трудная задача, и все решают ее по-разному. Ваш "способ" развеселить аудиторию и настроить на позитивный лад очень актуален, однако при злоупотреблении этого приема, мне кажется, может возникнуть привыкание у слушателей к подобному ходу, что может , в свою очередь, ослабить внимание или снизить концентрацию, то есть расслабить с самого начала... Я бы рекомендовала совмещать разные приемы ораторских выступлений, чтобы каждое занятие было для аудитории всегда интригой (а что же сегодня? а о чем сегодня?) Очень помогают дидактические материалы, котрые тренируют зрительную и двигательную память, и , конечно, же схемы, таблицы...
0 Ответить
Замечательно! примеры из собственной жизни намного интереснее туманных абстрактных рассуждений.
Оценка статьи: 5
0 Ответить
Любое публичное выступление - это, в первую очередь, общение.
Если Вы влюблены в тему, то Вам легко будет поделиться с окружающими своей любовью. Но и без знаний не обойтись. Глупо читать лекцию о том в чем сами не разбераетесь. Нужно быть глубоким специалистом в данном предмете, чтобы доходчиво и интересно рассказать аудитории.
Оценка статьи: 5
0 Ответить
Полностью согласен, только хотел бы добавить. Мало глубоко разбираться в предмете, надо ещё и уметь объяснить сложные вещи просто и доходчиво.
А этот дар есть не у каждого лектора.
0 Ответить
Михаил! Ваши правила бесценны!
Любое публичное выступление – огромная, тяжелая и часто неблагодарная работа. Вот поэтому многие и относятся халатно:прочитают быстренько по бумажке и все. А о том, что аудитории не очень интересно рассматривать темечко выступающего, не думают.
Поэтому можно добавить еще одно правило: чаще отрывайтесь от текста выступления и смотрите на аудиторию.
Оценка статьи: 5
0 Ответить
Спасибо за ценные правила. Импровизировать,- это действительно классно! Главное, не выдумывать себе, как ты глупо можешь выглядеть.
По-моему, глупо,- это как раз тогда, когда двух слов связать не получается
0 Ответить