Пока ребенок обучается в начальной школе, его надо научить выделять в задаче условие и вопрос. Условие — это то, что известно, а вопрос — это то, что надо найти. Затем в условии и вопросе Вы выделяете главные слова. Как правило, это действия: было, приехали, купили, подарили, осталось
Затем надо показать ребенку смысл этих слов. Было, всего, купили, и, стало, на… больше — эти слова указывают на сложение. Продали, уехали, осталось, на… меньше — эти слова указывают на вычитание. Разложили, раздать, в … меньше — это деление. Если вопрос начинается со слов «На сколько…», то это указание на действие вычитания.
Некоторые учебники по математике оперируют терминами «часть» и «целое». Было, всего, стало — эти слова указывают на «целое», а остальные слова — на «часть». Зная об этом, Вашему маленькому ученику будет проще начертить схему к задаче.
Теперь, когда появилась схема, которая содержит условие и вопрос, подумайте вместе с ребенком: можно ли сразу ответить на поставленный вопрос, все ли нам известно для ответа на этот вопрос или что-то еще требуется узнать? Далее Вы помогаете ребенку выделить промежуточные вопросы в задаче. Ведь сколько ребенок вопросов найдет, столько и действий в этой задаче. Здесь важно обсудить, с помощью какого математического действия будете искать ответ на этот вопрос. Так составляется план решения задачи.
Особую роль в решении задач играет заключительный анализ решенной задачи,
Предложите ребенку решить похожую задачу самостоятельно. Обсудите с ним, чем задачи похожи и чем отличаются. Как эти различия повлияли на решение задачи? Почему задачи решаются одинаково?
Попробуйте дать задачу, которая будет решаться иначе. Дайте ребенку возможность подумать, почему эта задача решается, например, сложением, когда две предыдущие Вы решали вычитанием.
Возникает вопрос, где взять «похожие» и «различные» задачи? Воспользуйтесь сборником задач
Уверена, что Ваши дети полюбят решать задачи. Успехов!
Спасибо за статью, Ольга. Выделение "условия" и "вопроса" - базовые вещи. Занимаюсь с сыном решением задач на логику с 5 лет. Основная сложность, которую я замечал - неумение дробить задачу на несколько подзадач, в каждой из которых свои условия и свой вопрос. Когда сын научился это делать, все стало в разы проще.
Как я это вижу, научиться решать задачи - значит развить навык быстрого и правильного дробления ее на подзадачи и выбора оптимального метода нахождения ответа на каждый из вопросов. Развитие мышления нужно направлять именно в таком русле. Тогда в идеале и жизненные задачи и проблемы ребенок сможет решать по схожему алгоритму:
- оценил ситуацию: какие вопросы перед тобой стоят, исходные данные;
- прикинул возможные пути решения проблем;
- выбрал оптимальный;
- пошагово разобрался с каждым вопросом;
- проблема решена и можно уверенно двигаться дальше .
И без сомнений, научиться решать задачи мало, нужно постоянно тренировать мозг, решая разные типы/категории задачек. Если типовых математических предостаточно в школе, то в поисках нестандартных задач на сообразительность мы выбрали онлайн-площадку, которая наши потребности в задачах закрыла полностью. Рекламировать не буду. Но уверен, что многим может быть полезно. Даю ссылку на дополняющую поднятый вопрос статью в блоге http://logiclike.com/blog/reshaem-logicheskie-zadachi/kak-reshat-logicheskie-zadachi - там подробно освещаются несколько ценных методов решения логических задач.
Полностью поддерживаю цитату Д. Пойя По нашим наблюдениям и рекомендациям от нескольких педагогов, начиная с начальной школы, есть смысл решать по 3-7 разных задачек в день. И будет толк.
0 Ответить
Математика - дело серьёзное!
0 Ответить
А помните "Занимательную математику" Перельмана (а может не-Перельмана, не помню...) ? Я так хочу найти для своих студентов ! У меня это самый любимый учебник был в детстве! Учиться можно интересно! Главное найти как!
0 Ответить
Помним Занимательную математику" Перельмана - говорят, там в формате DjVu. Если именно "математика", а то ведь были еще алгебра, геометрия, физика, арифметика, и, говорят, биология и астрономия. И не-Перельман был, но не задержался как-то...
0 Ответить
чтой-то не зайти на эту ссылку. Я увидела http://www.koob.ru/perelman/zanimatelnaya_algebra
Все прочие: http://publ.lib.ru/ARCHIVES/P/PEREL'MAN_Yakov_Isidorovich/_Perel'man_Ya._I..html
Только сейчас узнала, что великий Перельман умер в блокаду в Ленинграде, в 1942 году.
Вот моих детей Перельман не пронял. А я - так люблю математику!
Правда, почти безответно. Хорошо помню основное тригонометрическое тождество.
Оценка статьи: 4
0 Ответить
А я почему-то просто обожала в моем пионерском детстве Правда моя дочь читала другое - всякие там квантовые механики и элегантные космосы... Не проняло ее про бассейны и сталкивающиеся поезда
0 Ответить
А мне так геометрия нравилась перельмановская - с такими простыми военизированными задачками!
Оценка статьи: 4
0 Ответить
А так: http://www.koob.ru/perelman/zanimatelnaya_matematika
http://www.koob.ru/perelman - Занимательная физика, Занимательная алгебра, Занимательная математика, Живая математика, Знаете ли вы физику?
0 Ответить
у меня первая ссылка открылась!
0 Ответить
О! А я такую и не видела никогда. Завтра займусь математикой, такое упоенье! Она ум в порядок приводит.
Оценка статьи: 4
0 Ответить
Aх, Марианнна!!!!! Я вас так люлю сейчас!!!!
0 Ответить
Легко сказать - трудно сделать. Мне приходится часто помогать учить детей. Учительницей я точно стать никогда не смогла бы! я просто скоро впадаю в отчаяние. Сама была отличницей, мне никто не помогал никогда. Поэтому не представляю, как можно так плохо соображать.
После часов мучений сводится к тому, что сама сажусь и решаю ребенку задачу, пишу сочинения и т.п... А потом - снова-здорово. Те же ошибки, нежелание понимать что-либо... Блин, как учиоеля это терпят? представить страшно.
0 Ответить
Мне очень понравилось. Только не понятно, к чему такая картинка? Чтобы деньги умели считать?
0 Ответить
Во-во, именно. Для чего большинству и нужна математика - именно для этого, в широком, конечно. смысле.
Поскольку решение задач именно такого, практического, характера жизнь от нынешнего школьника потребует в будущем.
Кстати, многие взрослые, берясь помогать своему дитю осваивать математику, очень быстро принимаются бесноваться, а затем впадают в депрессию: "Мой ребенок - полный идиот". Потому что для родителя никакой проблемы в решении этих практических задач нет - на всякие там рубли-копейки, саженцы и дележку карандашей между Ваней и Машей.
Только родитель не понимает, что именно его жизненный, житейский опыт и дает ему возможность в задачечных ситуациях сразу ВИДЕТЬ ответ. Не решая.
Ребенка этому научит жизнь.
Вслед за автором статьи, берясь советовать учить детей решать задачи (о! какая фраза!), посоветую родителям не следовать каким-то посторонним методикам, а вместе с дитем освоить предшествующий задачам параграф учебника. Поскольку учитель будет требовать именно этого - решения задачи в соответствии с предписанной методикой.
Оценка статьи: 4
0 Ответить
К сожалению, в учебнике по математике для начальной школы нет параграфов и многие родители не понимают, что делать со схемами и картинками на странице.
0 Ответить
Пожалуй, эти знания полезны не только детям
0 Ответить
Конечно.
0 Ответить