Дмитрий Шомин Мастер

В чем проблемы музыкальной школы?

Почему в некоторых школах падает набор? Почему многие дети бросают музыкальную школу на полпути? Почему у них в душе остается обида на музыкальную школу, а часто и неприятие «серьезной» музыки?

И, тем не менее, многие еще хотят, чтобы их дети учились музыке. Может быть, они найдут ответы на свои вопросы в этой статье.

Факторов, влияющих на указанные проблемы, несколько. Во-первых, это внешние факторы. Такие как популяризация потребительского отношения к музыке, падение в обществе интереса к «серьезной» музыке вообще. В этой области каждый из нас мало что может сделать. Поэтому более внимательно рассмотрим другие факторы, внутренние. Для этого посмотрим, что же преподается в музыкальных школах, и как это делается.

Музыкальная школа

К основным предметам, преподаваемым в музыкальной школе, относятся: специальность (игра на одном из музыкальных инструментов), сольфеджио (основы музыкальной теории), музыкальная литература (изучение как жизнеописания, так и творчества композиторов в основном классического периода, а также основы анализа музыкальных произведений), фортепиано (для тех, у кого специальностью не является фортепиано), хор, ансамбль.

Кроме основных предметов, в зависимости от уровня школы, могут преподаваться и дополнительные (факультативные), чаще творческого направления, например, композиция, аранжировка и др.

Основным результатом учебы в музыкальной школе является, во-первых, грамотное исполнение музыки (специальность) и, во-вторых, грамотное восприятие музыки (музыкальная литература). Также могут быть и творческие проявления.

Исполнение и связанные с ним трудности

Основной задачей ученика как исполнителя является, во-первых, полное понимание замысла композитора и, во-вторых, техничное донесение этого замысла на эмоциональном уровне до слушателя. Понятно, что как первое, так и второе не может быть выполнено учеником самостоятельно не только в шесть-семь лет, но и в 13−14.

С точки зрения исполнения музыки одной из основных трудностей является разобщенность всех предметов. Только на преподавателя специальности ложится ответственность по интеграции всех теоретических знаний ученика при подготовке к исполнению. Часто преподаватели либо не хотят тратить на это время, либо сами плохо понимают необходимость применения теории при подготовке к исполнению. А непонимание учеником того, что он делает, приводит к потере мотивации к занятиям.

При первоначальной подготовке к исполнению преподаватель должен с учеником проводить детальный анализ исполняемого произведения. Во-первых, с точки зрения сольфеджио (в плане определения используемых тональностей, построения мелодии). Во-вторых, с точки зрения музыкальной литературы (определение замысла композитора, проведение анализа формы произведения, определение фактуры, выявление отдельных тем и их развития, возможных повторений и др.).

Особняком стоит анализ технических аспектов произведения. Сюда входят все технические приемы, применяемые для передачи определенных настроений, динамика произведения, его темп и размер.

Все перечисленные выше элементы анализа необходимы для полного понимания замысла композитора. И без их детального разбора практически невозможно грамотное исполнение, в том числе и технически.

После анализа должны выполняться подготовительные упражнения. К ним относится проигрывание гамм и арпеджио по всем выявленным тональностям. Это нужно для привыкания пальцев к определенному положению, так как в разных тональностях положение различается. Исполнение специальных этюдов и упражнений на выявленные технические приемы (трудности). При этом перед каждым упражнением преподаватель должен убеждаться в понимании учеником того, что он делает.

Все вышеперечисленное ученик должен уметь в доступной форме и сам объяснить родителям. Если он этого не может, то явно видна недоработка учителя. После (а лучше до) можно побеседовать с преподавателем специальности на указанные выше темы. При этом совершенно необязательно детальное понимание родителями указанного материала. Важно, чтобы учитель на просьбу изложить кратко методику подготовки к исполнению обрисовал примерно все вышесказанное. Если он этого не делает, значит либо не хочет, либо не может. Вывод — надо искать другого преподавателя.

Проблема может быть еще проще. Учитель не нашел контакта с ребенком. Значит, тоже надо искать другого. Или просто бросать школу, так как уже может быть заложено отрицательное отношение к музыке вообще. Зачем мучить себя и ребенка?

Есть и другая сторона этой проблемы. Хороший преподаватель набирает талантливых учеников. Поэтому надо определять качество педагога по специальности как можно раньше (лучше до поступления, например, посетив отчетный концерт (ы) школы). Иначе никто не захочет возиться с отстающим.

Восприятие музыки

Грамотное восприятие музыки формируется в основном на уроках музыкальной литературы. Это обычно групповые занятия. Отсюда следствие: нехватка времени на индивидуальное общение и понимание возможностей каждого ученика.

Обычно на уроках для иллюстрации проигрываются небольшие фрагменты пару-тройку раз. А это явно недостаточно для нормального запоминания и последующей идентификации, не все же гении. Поэтому необходимо ребенка обеспечивать всеми записями изучаемых произведений, чтобы он мог самостоятельно их прослушивать необходимое количество раз. При необходимости просить преподавателя о дополнительных индивидуальных занятиях с целью проверки знаний ученика.

Результатом занятий должно быть уверенное знание исторического контекста изучаемых произведений (без него невозможно полное понимание) и уверенное понимание, к какой части формы относится каждый прослушиваемый элемент произведения, и где происходит смена ладо-тональности. Необходимо также добиваться понимания замысла композитора. Если у ребенка не отличные оценки, и он неуверенно говорит обо всем перечисленном, то это повод пообщаться с преподавателем и провести дополнительное занятие.

Вывод

Не все так плохо, как может показаться. Главное — вовремя определять возникающие трудности (желательно заранее). Чаще общаться с преподавателями, выявляя их возможности. Не поддаваться на заявления преподавателя, что вы не профессионал и не понимаете. Музыка не химическая физика, музыка существует для нормальных людей, а не узких профессионалов. При необходимости не бояться менять преподавателей. А при невозможности решения проблем вообще — бросать занятия. Последнее может спасти от обиды на музыку вообще.

Удачи Вам в изучении музыки.

Обновлено 31.05.2007
Статья размещена на сайте 11.05.2007

Комментарии (22):

Чтобы оставить комментарий зарегистрируйтесь или войдите на сайт

Войти через социальные сети:

  • главная обязанность педагога - заинтересовать ребенка, потому как , как правило, в музыкалку дети ходят без особого энтузиазма! А как это сделать (заинтересовать), если у педагогов совсем "незаинтересованные" зарплаты?... А ведь вкладывать душу в 10-20, а то и в 30 другие "маленькие" души - дело не из простых...Каждый труд должен оцениваться по достоинству! А что, как не воспитание "тонкой души" и разностороннего развития ребенка является этим достоинством?!!!...Если же заниматься музыкой частным образом (чтобы и у педагога была заинтересованность), тут тоже возникает масса проблем... потому как группа порой явялется лучшим стимулом для обучения. Также, когда ребенок видит, что другие дети заинтересованы, начинает тоже вникать в процесс. Главное, чтоб педегог не забывал поощрать первые (и не только первые!) успехи!

    • Мне на моем длительном пути попалась (по замене) пара отличных преподавателей по специальности. ОНи что зарплату больше получали? Не думаю. Если и так, то рублей на двадцать-тридцать, не больше. Да еще и заменяли у меня, то есть вообще никакого резона на меня и смотреть-то у них не была. Ан нет. В два притопа, три прихлопа они меня за одно занятие продвигали ого-го как. И сейчас даже помню. Правда это были мужики, а не замученные плитой тетки. Так что все-таки нужна реальная любовь к музыке самого преподавателя и понимание им того, что он делает. (А также свобода от быта.)

      А поскольку рядовой преподаватель сам учился у таких же как и я, то и результат такой же. А продвигаться сам не каждый может, увы.
      Так что главное - искать хорошего препода по специальности, причем еще до начала обучения ребенка. А если не получается заниматься - менять преподавателя, чем быстрее, тем лучше.

      • на Вашем веку, как Вы говорите (и на моем, кстати, тоже!) преподавателей с энтузиазмом и любовью к настоящему искусству было побольше, чем сейчас! И потом - преподавание в музыкальной школе считалось элитной профессией - сидишь в тепле, учишь детей музыке, получаешь неплохо(до 90-х годов все жили неплохо и купить все можно было, вот только выбора особого не было... Тогда и детей -то побольше в школах было и играть на пианино или другом музыкальном инструменте было вполне естесственно...
        Безусловно, согласна с Вами, Дмитрий, что прежде всего преподаватель сам должен любить музыку! Но материальная сторона тоже немаловажна, потому как, и безумно любящие музыку и детей преподаватели, тоже вынуждены отказываться от свеого любимого дела, дабы жить достойно, не в долг!

  • А вот меня родители отдали в музыкалку, потому что я сама очень хотела (в первом классе). А потом та-а-ак разочарова-а-алась!!
    Короче, из 7 лет обучения лет 5 точно для меня были каторгой. Мои преподаватели (сами по себе очень милые люди) не делали того, что описано в статье ( по крайней мере, я этого не помню). Поэтому я, отличница в общеобразовательной школе, страшно прогуливала музыкалку. Мне до сих пор снятся ужасные сны, как я иду туда и думаю: как же появлюсь, меня же на хоре полгода не было, что же я скажу??? А ведь уже почти 15 лет прошло, как я закончила муз. школу!

    • Кошмар на улице вязов, прям, какой-то. Меня бог миловал от такого. Но неприязнь была. Слава богу, что учили не очень настойчиво, а то и любовь к музыке отбили бы, уверен.

  • НОТА-БОМЖ
    Дочери

    Мария, девочка пяти с половиной лет, радостно бежит впереди мамы, мелькая ярко-розовым рюкзачком с изображением Барби, - наконец-то, она добилась своего и её взяли в музыкальную школу, правда, в нулевой класс, но не беда.читать дальше →

    Оценка статьи: 5

    • Очаровательно.
      Но если бы ноты нигде не жили, то и бомжа бы не было. Нас, как мне кажется, так не развлекали. Поэтому и ассоциаций с нотами никаких. Тем более что место ноты не на стане, а в ладу, которым мы и мыслим. Судя по рассказу - это вообще врожденное.

  • Убедительно. 5 Но бросать все же жаль, а?

    Оценка статьи: 5

  • Не вижу к чему "придратся" - "5"

    Оценка статьи: 5

  • Люба Мельник Бывший модератор 12 мая 2007 в 15:57

    Музыка - не хим. физика - она математика.
    Материал для анализа - две муз. школы. В одной училась я, в другой - знакомые мне дети.
    Какая-то убийственная закономерность: дамы, работающие в музыкалке -злобны и не желают понимать элементарных вещей. Ну, например, того, что планировать занятия в музшколе надо с учетом нагрузки в школе общеобраз., что дите нельзя - после полного учебного дня в школе - еще и полный учебный день в музыкалке, а потом пару-тройку часов концерт, а потом как минимум 2 часа уроки учить... - это детям не выдержать.
    Набор падает - потому что в муз. школе дети не видят любви к ним, они видят перегрузки, из них пытаются там сделать профессионалов. Что невозможно, слишком рано для профессиональной специализации, да и родители, отдавая чадо в муз. школу, нередко музкарьеру для детушек не планируют. А уж о чем думают дети - бог весть...
    Вот родство музыки с математикой и объясняет эти странности музпреподавательниц. Для них реальность перевернута: жизнь становится абстракцией...

    Оценка статьи: 5

    • Подозореваю, что все объясняется еще проще. Преподаватели музшкол - те из кого не получилось кого-то большего. Была у меня одна учительница, очень неплохая девушка. И милая и профессиональная. Но она просто пересиживала между хорошими оркестрами. Играла великолепно.

      А насчет нагрузок - все правильно. Но мне хотелось поднять чисто теоретические вопросы, а не вопросы организации. По поводу организации обучения как в общеобразовательных, так и музшколах можно написать просто совсем отдельную статью. Сразу говорю - писать не буду.

      А родство музыки с математикой - это еще, вроде как, с Пифагора. Он у нас главный по музыке сфер. Но, конечно, математика - это скорее акустика. Но, музыка тоже жутко формальная вещь. Иной концерт Бетховена настолько формален, что уши вянут. А "классик" вот.

      • Дмитрий Шомин, сейчас в муз.школах работает достаточное количество очень интересных профессионально музыкантов, туда даже переходят из ВУЗов по банальной причине-в школах плятят больше, но возникает пестрота: те, которые по инерции в школе работают, не дают работать настоящим профессионалам. Пока те занимаются с детьми творчеством, первые "высиживают" должности и создют невыносимые для полноценной работы условия. А потом, действительно, музыка-это и вдохновение и кропотливая работа, ибо без техники можно не сыграть, а "сбацать", а современные родители хотят именно "сбацать", ничего не делая.... а вот единство музыки и математики-почитайте А.Ф. Лосева, там великолепно написано. Кстати, хорошая математика-это искусство, а не сухость.

  • По опыту и собственному, и своих детей, сам общепринятый подход к обучению не принимает психологию детей, естественное состояние которых - игра. Школа учит не ИГРАТЬ (с удовольствием), а ИСПОЛНЯТЬ разными ПРИЁМАМИ, дабы продемонстрировать квалификацию педагога, с позволения сказать.

    Оценка статьи: 4

  • Вышло так, что я училась в двух музыкальных школах (из-за переезда на новую квартиру). Ни в той, ни в другой ничего из того, что должно было бы быть сделано преподавателями (Вы это как раз описываете), не делалось, всё приходилось добирать самой, уже повзрослев... Сейчас больше книг, учебников и т.п. по музыке для всех возрастных групп - может быть, это как-то компенсирует нерадивость иных учителей?

    • Аналогично. Все, что я написал, я понял уже будучи взрослым и начитавшись гармоний, анализа, полифонии и проч. "веселых" книжек. А учиться лично мне пришлось аж в трех школах музыкальных, и при этом с ужасающей чехардой в преподавателях по специальности. Сколько десятков было не сосчитаю уже за давностью лет. НО приличные попадались. За всю мою историю два человека, и те на подмене по паре занятий. Однако за эту пару занятий я делал прогресс как за пару лет до этого.

  • ...Мне вот сольфеджио очень не хватало. правда, я это сейчас только понимаю...
    В муз. школу я не ходила, занималась с учителем частным образом. Мы играли, что мне нравилось. Интерес к музыке, может, благодаря этому не пропал, хотя я потеряла в плане техники и понимания теории...
    Единственное, успокаивает, что вот, например, Марк Нопфлер, кажется, вообще учителем истории был, а потом вдруг лет в тридцать решил музыкой заняться - имеем, в реультате, Дар Стрейтс...

    Оценка статьи: 5

    • На самом деле обилие теории без умения ее приложить губит музыканта. Гению, наверно, и учиться особо не надо. Моцарт, вон, смальства оперы писал.