Учеба в вузе по сравнению со школой — как небо и земля. Здесь уже чувствуешь себя на другом, более взрослом уровне. Лекции, семинары, самостоятельная работа в библиотеке — все это способствует тому, что ты должен более ответственно относиться к своему образованию. Тут нет такого жесткого контроля, как в школе. Учиться мне всегда нравилось, поэтому я быстро вошла в новый ритм учебного процесса.
После окончания первого курса я решила поработать в летнем городском лагере, полагая, что личное общение с ребятами только укрепит меня в решении посвятить свою жизнь учительскому труду. Действительно, мне очень понравилось работать с разновозрастными детьми, которые по всяким причинам проводили свои каникулы в городе. Мы совершали интересные экскурсии по окрестностям, посещали музеи, городки аттракционов. В дождливую погоду проводили всякие конкурсы: на лучший рисунок, стихотворение, короткий рассказ.
Могу сказать, что многие ребята обладают разнообразными талантами. Главное, взрослым надо разглядеть талант каждого и дать ему развитие. Раз в две недели состав нашей группы обновлялся: кто-то уезжал с родителями на отдых, и для новичков освобождались места. Лето пролетело очень быстро. Я была довольна и счастлива, потому что внеклассная работа мне была по душе.
Новый учебный год начался на подъеме. Я встретилась со своими однокурсниками. Мы живо обменивались впечатлениями о прошедшем лете. Многие из них путешествовали по России, нескольким счастливчикам удалось отдохнуть за границей. Во время учебного года я занялась репетиторством, недостатка в учениках у меня не было. Это были мои подопечные из летнего лагеря. Индивидуальные занятия с учениками проходили замечательно и приносили мне моральное удовлетворение. Кроме того, заработанные деньги были не лишними к моей стипендии.
К третьему курсу мы овладели азами учительского мастерства, уже были опытными в методических аспектах преподавания предмета, владели основами психологии. Наши преподаватели заложили в нас основы методологии, как надо учить детей. Иными словами, теоретически я была подкована на 100%, чтобы преподавать мой предмет. В конце третьего курса студентов ждало первое испытание: короткая педагогическая практика в школе. Хочу заметить, что основная практика преподавания в школе будет на 4 и 5 курсах, а пока… все с нетерпением и боязнью ожидали первого испытания.
Перед началом школьной практики каждый студент получил инструкцию, как себя вести. Основные положения этого руководящего документа сводились к следующему:
Нужно прийти в класс раньше звонка, чтобы проверить готовность к занятию. Со звонком дети заходят первыми, учитель — последним.
Учащиеся должны приветствовать учителя организованно.
Не стоит тратить время на поиски в журнале своего предмета, это нужно сделать заранее на перемене.
Начинать урок энергично и вести его так, чтобы каждый ученик был постоянно занят делом. Затянутые паузы, медлительность — это бич дисциплины на уроке.
Изложение материала урока должно быть интересным, с созданием проблемных ситуаций, чтобы включить мозги учащихся. Следует постоянно наблюдать за всем классом, особого внимания требуют те, кто постоянно отвлекается и мешает другим.
Нужно чаще обращаться с вопросами к тем ученикам, которые заняты на уроке посторонними делами.
Заканчивать урок общей оценкой работы класса и отдельных учеников, но воздерживаться от излишних замечаний.
Порицая недисциплинированного ученика, стараться не прибегать к помощи других преподавателей, это не прибавит авторитета молодому учителю.
Инструкция была длинная и подробная. Но гладко было на бумаге, да забыли про овраги. Итак, мы должны были провести неделю в школе. Мне достались малыши — пятиклассники. Переступив порог класса, я оказалась перед несколькими десятками любопытных глаз. Для детишек появление молодой практикантки — это целое событие. По сигналу своей учительницы класс встал и поприветствовал меня. Затем было мое краткое представление и напутствие, чтобы дети вели себя смирно и прилежно учились с новой учительницей-практиканткой.
Я очень волновалась, все теоретические знания одним мигом испарились из моей головы, не говоря уже о пресловутой инструкции, как себя вести. Чтобы прийти в себя, я полистала журнал в поисках своего предмета. Класс, предоставленный сам себе, тихо загалдел. Я взяла себя в руки и, повесив на уста фальшивую улыбку, изрекла: «Итак, ребята, сегодня мы будем обсуждать с вами рассказ
Как я заметила, один мальчик читал что-то на своем планшете, пара девочек живо обменивалась между собой СМС-ками. Несколько соседей по столу оживленно беседовали, один ученик смотрел непрерывно в окно, то ли мечтая, то ли считая ворон. Меня слушала примерно одна треть класса. Охваченная безумным волнением, я не знала, что делать. С самой первой минуты я упустила «вожжи внимания», а теперь уже поздно. Тогда я решила продолжать урок для тех, кто меня слушает, и работать с ними. Это была вторая грубая ошибка. Короче, я не помню, как я дожила до конца урока, но когда прозвенел звонок, я вздохнула с облегчением…
В течение недели я несколько раз снова встречалась с этим классом и имела возможность поближе познакомиться с учениками. Я сразу заметила, что класс поделен на группы, которые враждуют между собой. Есть дети-изгои, которых никуда не приняли. Они становятся объектами постоянных насмешек. В моем классе это были дети мигрантов из Таджикистана. Еще одна особенность — ребята из разных групп постоянно «стучали» на своих одноклассников из враждебной группы.
Прошел год с моей первой практики, и кое-что изменилось в моих представлениях о моей будущей профессии. Мы прослушали несколько полезных теоретических курсов. В частности, курс «Психология школьного коллектива» оказался тем ключиком, которым можно «открывать» потайные уголки детской души. У нас было еще несколько практических недель в школе. Я чувствовала себя более уверенно и научилась владеть вниманием всего класса.
Я думаю, что мой путь в учительскую профессию только начинается. Мне еще предстоит много узнать и многому научиться…
Удачи Вам, деточка, в нашей самой прекрасной профессии на земле.
Оценка статьи: 5
0 Ответить
Спасибо за интересную статью.
Вспомнился свой первый урок с детьми, когда я начала преподавать английский. Я очень сильно нервничала, боялась сделать ошибку. Сейчас этого нет и в помине
2 Ответить
Нафиса Сафарова,
вероятно, почти все начинающие учителя проходят этот этап боязни. Надеюсь, что со временем я избавлюсь от этого. Нужно время и опыт, чтобы чувствовать себя уверенно с ребятами. Спасибо за отзыв и поддержку.
Оценка статьи: 5
0 Ответить
Ичитель - прекрасная профессия! И очень трудная!... Некоторым необразованным личностям среди родителей кажется, что "языком молоть - не метлой махать!", именно это выражение слышала от одной родительницы, честно!
Желаю не разочароваться и стать прекрасным педагогом!
Оценка статьи: 5
1 Ответить
Мира Сим,
спасибо за комментарий и добрые напутствия.
Оценка статьи: 5
0 Ответить
Катя Иванова, самое главное для учителя помнить., что дети могут воспринимать что либо внимательно не больше 8 минут старшеклассники. (более молодые 6 мин). Поэтому нужно постоянно давать отдохнуть (хотя бы 10 сек) и постоянно менять (темп речи, интонацию, манеру и т.д.) Особенно мерзко однотонное усыпляющее повествование евроньюс.
Оценка статьи: 5
2 Ответить
Владимир Иванович Пресняков,
Спасибо за ваш совет.Я уже поняла, что учитель должен вести себя, как артист на сцене, чувствующий настроение публики. Когда я вижу, что ребята устали, я стараюсь переключить их внимание, чтобы они немного отдохнули. Может быть, это не всегда у меня получается, но я постараюсь это учесть в своей работе.
Оценка статьи: 5
0 Ответить
Катя Иванова, мне кажется, что надо пораньше, класса с 6-7 формировать классы (группы) по интересам и наклонностям. По определению классу из 25-30 учеников не могут быть одинаково интересны литература и математика. Когда есть интерес к предмету, утомлённость не замечается. Можно соответственно и "дозировать накачку" предметом. Но это немножко фантези.
Оценка статьи: 5
0 Ответить
Сергей Дмитриев,
вы правы - разделить ребят на группы по интересам, например,на гуманитариев и любителей точных наук, это хорошая мысль. Сейчас каждый класс - это "сборная солянка" с разнообразными интересами, поэтому учителю бывает довольно трудно донести свой предмет до каждого ученика.
Оценка статьи: 5
0 Ответить
Катя Иванова, есть же школы с "партЕйными уклонами". Почему не экстраполировать этот опыт на уровень класса? О чём защишают диссертации к.п.н.?
Оценка статьи: 5
0 Ответить
Дай бог Вам не разочароваться и "попасть в струю" педагогики. Учителя "от бога" так же редки, как инженеры или артисты, хотя последних больше. Учитель должен иметь навыки конферансье или тамады. В общем это тяжкая работа, поэтому и увы "в учителя подаются" так мало юношей.
Оценка статьи: 5
1 Ответить
Сергей Дмитриев,
спасибо за добрые слова. Да, возможно, педагогом надо родиться. После первой практики у меня в голове поселилось сомнение, а смогу ли я быть учителем. Потом прошло какое-то время, и я потихоньку стала привыкать к учительскому труду. Буду набираться ума-разума у старших коллег и постигать премудрости педагогики. Время у меня на это еще есть.
Оценка статьи: 5
1 Ответить