• Мнения
  • |
  • Обсуждения
Елена Ермолова Грандмастер

Опоздания в школу. Можно ли их прекратить без жестких мер?

Некоторые дети опаздывают всегда. Почему? Кого-то родители будят за считанные минуты до выхода в школу, от кого-то требуют сначала позавтракать независимо от желания, очень часто в последний момент вспоминается, что надо что-то взять на уроки, и начинаются судорожные поиски.

Фото: Depositphotos

У тех школьников, которые опаздывают всегда, каждый день срабатывает комплекс из нескольких причин. Пока с одной борются, на поверхность выходит другая, тогда предыдущую забывают, решив, что дело не в ней, и спустя некоторое время она снова показывает себя во всей красе. Конца этому нет. Если в доме нет взрослого с хорошими организаторскими способностями, все разговоры с ребенком или его родителями оказываются бесполезными. Семья может сильно напрячься, чтобы исправить положение, и на некоторое время опоздания прекратятся, но начнет рушиться что-то другое, очень часто — здоровье.

Ребят, которые чередуют болезни и опоздания, много не бывает. И потому что-то делать специально ради них не считают нужным. А может, зря? А что если заняться этим вопросом, не станет ли всем лучше?

Опаздывающему ученику легче бежать в школу, если первый урок — физкультура, и он не попадает под взгляды десятков осуждающих одноклассников. На учебных курсах для взрослых и в лекционных аудиториях университетов есть дверь, через которую можно незаметно скользнуть на задние ряды, никого не отвлекая и внимание к себе не привлекая. И не стоит ради одного-двух опаздывающих гонять до пота на физкультуре целые классы или менять архитектуру помещений. Но, может быть, стоит организовать аудиторию с видеоуроками, куда можно незаметно подсаживаться опоздавшим, чтобы не идти в свой класс и не срывать занятия в нем. Может быть, неплохо было бы погонять до хорошей усталости по спортзалу того, чье тело ленится подняться вовремя?

Опоздания в школу. Можно ли их прекратить без жестких мер?
Фото: Depositphotos

Ребенок, который все время опаздывает, скорее всего чего-то пытается избежать. Может быть, он интроверт, которому трудно переключаться в режим общения со сверстниками? Или он тугодум, для которого мучительно требование быстро соображать и мгновенно отвечать? Или какое-то давнее событие отзывается душевной болью на саму обстановку школы? Или думать лень, а неуспешным быть стыдно? Каждое утро — это переламывание себя.

Школьный психолог может определить наиболее вероятную причину этой школьной проблемы, но не может изменить те обстоятельства, которые стали препятствием. Он вызывает родителей и дает им рекомендации, некоторое время работает с ребенком. Если ничто не исправляется, может направить к другим специалистам. До которых ребенка, скорее всего, не доведут, или же там с ним начнут заниматься, а в школе — ждать, когда учебные занятия дадут эффект.

Что может сделать школа?

  • Во-первых, начать занятия раньше. Начать не с уроков, а с игр, викторин, конкурсов. С призовыми баллами за сам факт участия, чтобы от слабых ребят требовалось лишь прийти и посмотреть. Всего двадцать минут с утра, а результатом может стать и сплочение класса, и появление постоянных дополнительных учебных интересов, и мягкий переход между домашней обстановкой и требованиями учителя.
  • Во-вторых, надо бы раз и навсегда запретить опоздавшим срывать уроки несвоевременным появлением на них. Но выставить опоздавшего на улицу невозможно, нельзя разрешать слоняться по коридору, не стоит вынуждать отсиживаться в туалете или играть с телефоном где-нибудь под лестницей. Но есть же библиотека. И библиотекарь может быть одним из самых влиятельных педагогов, ведь в его руках вся мощь литературы. Обычно библиотека открывается часов в десять. А почему не в семь? Почему бы не дать некоторым ребятам сосредоточенно поработать с литературой до начала занятий? Традиции такой нет, но, может быть, она нужна?
  • В-третьих, планшеты с играми и мультиками должны исчезнуть из школы, а вот работающие (бесплатные) игровые автоматы нелишне было бы включать за полчаса до занятий. И новые мультфильмы надо бы показывать в это время на достаточно большом экране. Кто любит играть и смотреть, прибежит в школу заранее. И за десять минут до урока войдет в класс вместе со всеми после прекрасно проведенного времени.

Далее… Некоторые дети с трудом приходят на первый урок потому, что им в школе скучно, невыносимо скучно. Либо урок ведется не так, как они готовы воспринимать, либо, что нередко бывает, учителя учат ученого. Чтобы идти в ногу с классом, порой надо обладать преизрядной тупостью. Войти на урок — значит, выключить ум и душу.

Но выключать не хочется, и в этом теперь нет необходимости. Не хочешь на урок — садись за компьютер, бери новые темы, делай контрольные за свой класс, потом за следующий, может, и до вузовских программ доберешься. И когда устанешь и захочется отдохнуть, довольно приятно будет войти в класс к своим друзьям и включиться в сравнительно простую учебную работу.

Опоздания в школу. Можно ли их прекратить без жестких мер?
Фото: Depositphotos

С компьютером можно и искупить вину за опоздание. Опоздал — сделай контрольную работу. Во время изучения такой-то темы на уроке отсутствовал, но изучил ее досконально и доказал хорошее знание при работе с компьютером — распечатай и принеси учителю результат, урок не будет считаться пропущенным. Хорошие обучающие программы требуют гораздо больших интеллектуальных усилий, чем работа на уроке в классе, так что легче не опаздывать.

Представилось, как перед аудиторией с компьютерами выстроилась очередь из трехсот человек…

Многие считают, что опоздание — следствие безнаказанности. Это отчасти верно. Такое жуткое наказание, как вид уходящего поезда, может раз и навсегда научить приезжать на вокзал заранее. Лучше на час раньше, чем на секунду позже. Этот час можно провести в зале ожидания.

Что можно считать залом ожидания в школе? Если устраивать наказания типа «поезд ушел», то зал ожидания для полезного времяпрепровождения должен быть непременно. Зрительный зал с увлекательным детским сериалом, спортивный зал с футболом или народными играми, или спортивными танцами, комната с играми настольными, компьютерный класс с обучающими программами, лингафонный кабинет, музыкальный класс хотя бы с караоке, мягкий уголок с наушниками, в которых звучат добрые сказки… Учеба в школе обязательно должна включать что-то из этого или, еще лучше, все одновременно.

— Но кто будет за всем этим следить! Это же дети, их на минуту оставить нельзя, они всю школу разнесут! Вы что, не знаете наших детей?!

Ваших, уж простите, не знаю, а наши не разнесут.

Статья опубликована в выпуске 17.07.2017
Обновлено 6.09.2024

Комментарии (8):

Чтобы оставить комментарий зарегистрируйтесь или войдите на сайт

Войти через социальные сети:

  • Одна замечательная школа сообщила, что собирается сделать продленку с утра. То есть с семи утра будет дежурить педагог, что позволит родителям доставлять детей на машинах в школу до появления пробок. В утреннее время детям будут предоставлены игровая комната и библиотека.

  • Никто, говорите, начинать пораньше не додумался?
    В моей советской школе была шестидневка с началом уроков в восемь и с шестью дополнительными занятиями для желающих в семь. Для тех, кто умеет работать. И вечером их же ждали университетские профессора на факультативах или подготовительных курсах. Учиться было интересно. Хотя два человека из параллели выпали, не выдержали. И где-то десятая часть ребят не ходила в семь, за что их никто ни разу не попрекнул и оценки не снижали.

    • Елена Ермолова, вы же сами себе и ответили - и с шестью дополнительными занятиями для желающих в семь. Для тех, кто умеет работать. А не для тех, кто постоянно опаздывает и кого в школу на аркане тащить надо. Ваша же статья называется "Опоздания в школу. Можно ли их прекратить без жестких мер?", а не "Как найти время для дополнительных занятий с желающими заниматься?"

      • Не соглашусь с тем, что опаздывают те, кто не хочет работать. Можно опаздывать от того, что от увлекательных самостоятельных занятий трудно оторваться. А если в школе есть не худшее место для них, чем дома, то почему бы не перебежать заранее?

  • Я опаздывала потому что было трудно рано проснуться. И не потому что поздно ложилась. Меня лет до 16 заставляли идти спать в 9 вечера. В крайнем случае в 9.30. А толку? Я не могла заснуть, ворочалась, считала овец, засыпала все равно поздно и с трудом просыпалась. Разве это дело - первый урок в 8.30? Ребенок просыпается когда еще темно. Куда так торопиться? Весь день впереди.

    Поэтому у меня тоже есть предложение - первый урок должен быть типа продленки. На него приходят дети, родители которых рано уходят на работу. Настоящие уроки начинаются со второго. Что делают на продленке? Домашнее задание со свободным учителем.

    • Юлия Георгиева, знаю пару мест, где так и сделано. Учтены и совы, и жаворонки, утро начинают со спортивных и музыкальных занятий для желающих, игротека вообще всегда для всех открыта.
      Школу, в которой есть первая и вторая постоянные смены, назвать не могу, но рассказывали. Там дети сами решают, ходить в "а" с утра или в "б" после полудня. Причем учителю достаточно просто порекомендовать учиться с утра, чтобы обленившиеся вернулись в первую смену.

      • Елена Ермолова, очень хорошая, полезная и нужная система! Только ну никак не в доступной общеобразовательной школе. В элитной московской, где плата в месяц как минимум пятизначная - верю, охотно верю. Только там могут запланировать на класс удвоенную нагрузку учителей, чтобы "дети сами решали, ходить в "а" с утра или в "б" после полудня". Так что это там у вас, а у нас в России даже студентов ВУЗов в один поток принудительно сливают, хотя дисциплины по выбору в госстандарте предусмотрены.

        • Вот потому и объединяют школы в супергиперкомплексы, что надеются такие вопросы решить. Да только есть такая вещь, как сопротивление на местах. Хотят лучше, выйдет хуже из-за организационной неразберихи как минимум. А то ведь еще и разворовывать комплексы будет интереснее, чем маленькие школки. Колоссальная недвижимость - в одних руках.