Лидия  Алексеева Дебютант

Как помочь младшим школьникам избежать синдрома третьей четверти?

Сегодня много говорят о синдроме третьей четверти. По сути, это тот же синдром хронической усталости, который настигает школьников в самой длинной и трудной четверти учебного года. Особенно во второй ее половине. Первоклашек и второклашек спасают дополнительные каникулы. А вот школьникам постарше приходится бежать этот марафон без передышки. Помогите своим детям успешно финишировать!

S-F , Shutterstock.com

Поделим сутки на этапы!

Что видит ученик в третьей четверти, подняв голову от тетрадки? Хмурое небо, голые ветви деревьев да серый снег на тротуарах. Светает поздно, смеркается рано, между утром и вечером — короткий сумрачный день. А у ребенка столько дел! Школа, домашняя подготовка, секции, кружки… Где же найти силы и время, чтобы все успеть?

Главный совет не нов, даже банален, но всегда актуален: соблюдайте режим дня. Да, мы, родители, не можем повлиять на объем школьных нагрузок. Но все остальное в наших руках. Распишите сутки ребенка так, чтобы в них нашлось место для учебы, занятий по интересам, активного отдыха, спокойного досуга и сна.

Режим дня приучит малыша рационально использовать время, а родителям поможет контролировать этот процесс. Если, к примеру, ученик «пересидел» за уроками, сократите период, предназначенный для выполнения другого пункта плана. Только не в ущерб сну и прогулкам. Пусть лучше компьютер сдаст свои позиции в борьбе за внимание ребенка. Следить за выполнением плана — обязанность взрослых, ведь младшим школьникам это еще не по силам.

Чем обедал, ученик?

Чтобы адекватно восполнять расход энергии, ученик должен есть пять-шесть раз в день, при этом обязательно завтракать. Иначе гастрит по-прежнему будет лидировать в списке болезней школьников. Да и учиться на голодный желудок — занятие не из приятных.

Каким должен быть рацион младшего школьника? Разнообразным и полезным. То есть содержать необходимый комплекс белков, жиров и углеводов с приправой из витаминов и микроэлементов. Пусть фрукты и овощи станут ежедневными гостями на тарелке ученика, а конфеты и булочки потеснятся в пользу каш и бобовых.

Конечно, прок от зимних овощей и фруктов весьма сомнителен, но это все же лучше, чем совсем ничего. Здесь могут выручить замороженные и сушеные дары лесов, садов и огородов. Как интересно найти в скучной каше вишенку или клубничку и запить ее морсом или настоем шиповника! Конечно, если нет аллергии на плоды. По поводу аптечных витаминных комплексов лучше посоветоваться с врачом. Он подскажет, как и в какой дозировке их принимать.

Правильной организации питания может помочь и сам ребенок. Если малыш налегает на рыбу, зеленый салат и горошек, увеличьте долю этих продуктов в его рационе. Значит, они требуются его организму в повышенных объемах.

На прогулку, третий класс!

Поели — и все в сад! В парк, сквер, во двор — в общем, на воздух. Кислород активизирует жизненные процессы, а подвижные игры в компании друзей снимают напряжение, смывают горечь обид, неудач и ссор.

Пусть ребенок использует весь зимний игровой арсенал: санки, коньки, лыжи, ледянки… Пусть катается с горки, лепит снеговика, строит крепости, бросается снежками… Тут, глядишь, и солнышко выглянет и одарит детвору так необходимой ей порцией ультрафиолета. Активный отдых на улице — не только мощный катализатор жизненных сил, но и надежный защитник от вирусных инфекций. А они, как известно, особо свирепствуют в период третьей четверти.

Книжка на ночь

Кончился длинный, трудный день. Пора спать. А спать младший школьник должен не менее девяти часов, в идеале — по потребности. В этом единодушны все эксперты. Если ребенок систематически недосыпает, результат будет плачевным. Переутомление, ухудшение памяти, снижение внимания, трудности в восприятии учебного материала непременно дадут о себе знать. А там не за горами капризы, раздражительность, истерики, а то и неврозы.

Хотите избежать этих напастей — кладите ребенка спать пораньше. И пусть он перед сном не мучает планшетник или смартфон, а почитает книгу. Еще лучше — почитайте ему сами. Не беда, если убаюканный звуками родного голоса малыш так и не узнает, чем закончилась история книжного героя. Ведь завтра наступит новый день, куда маленький ученик шагнет бодрым и отдохнувшим, готовым преодолеть все трудности третьей четверти.

Статья размещена на сайте 22.02.2015

Комментарии (10):

Чтобы оставить комментарий зарегистрируйтесь или войдите на сайт

Войти через социальные сети:

  • Значит, будем здоровы! И чтобы у нас никогда не было насморка!

  • Вячеслав Озеров, мне кажется, мы несколько отклонились от сути статьи. К дискуссии на тему экологии я не готовилась. Замечу лишь, что, говоря об экологии, я имею в виду не дым из заводской трубы, а прежде всего - нездоровое питание (включая напитки). Его негативное влияние на детский организм многократно доказано.
    Вы предлагаете мне провести сравнительный анализ учебных программ? Боюсь, это займет много времени, да мне это и не по силам: я ведь не сотрудник Минобра. В 80-х я работала в начальной школе, а в 10-х нынешнего века контролирую выполнение внуком домашних заданий. Так что на бытовом уровне мне эта колоссальная разница в программах хорошо видна. Например, по математике я уже не могу помочь внуку, моих знаний этого предмета не хватает. Даже деление столбиком выполняется иначе, чем это делали мы.
    Но вернемся к статье. Я поделилась в ней своим опытом. Пока нам удается успешно справляться с синдромом третьей четверти.

    • Вячеслав Озеров Вячеслав Озеров Профессионал 6 марта 2015 в 21:19 отредактирован 6 марта 2015 в 21:20

      Лидия Алексеева, теперь понятно, откуда "растут ноги" "синдрома третьей четверти" - из личного опыта помощи внуку.

      Подруга моей матери – бывшая заведующая детским садом, как-то поведала следующую историю: "Внуку исполнилось 3 года, я оставила работу и, по просьбе невестки, села с ним дома. Мне уже за 60 и я уверена, что, пропустив через свой сад не одну сотню дошколят, знаю лучше всех, что и как надо делать. Однажды, когда невестка уехала на встречу с мужем – он служил на севере, внук засопливил. Я применила весь известный мне арсенал средств против насморка, но… прошел день, второй, третий... - не проходит! Я заволновалась и, вся в слезах, бросилась с внуком к врачу. Настаиваю на принятие неотложных мер.

      Врач, после осмотра и выписки обычных рекомендаций, посоветовал подождать пару дней. Выходя из кабинета, краем уха услышала его слова, обращенные к медсестре: "Вот такие бабки и ребенка залечат, и персоналу садов и школ спокойствия не дадут». И действительно, через день насморк прошел. Таким образом, я ещё раз убедилась, что отношение к своему внуку не то, что отношение к не своему!"

      И это мне рассказывала, посмеиваясь, бабушка, проработавшая заведующей детским садом более 30 лет, и отмеченная государственными наградами за то, что во время войны, оказавшись на садиковой летней даче с детьми на оккупированной территории в Ленобласти, сохранила всех детей, а после снятия блокады Ленинграда привезла их домой.

      С праздником весны!

      • Вячеслав Озеров, честь и хвала подруге Вашей мамы! Благодаря таким бабушкам насморк проходит за 3 дня, хотя должен проходить за 2 недели. Вот бы все врачи и весь персонал садов и школ относились к не своим внукам как к своим!
        В свое оправдание замечу, что из-за насморка я не паникую. Мои дети выросли на Дальнем Востоке, где мы служили. Там врача век не дождешься, а понятия "скорая помощь" и вовсе не существовало. Так что приходилось самостоятельно решать проблемы покруче насморка.
        За поздравление спасибо, очень тронута.
        Если героиня Вашего комментария здравствует, передайте ей мои поздравления, искреннее уважение и восхищение.

        • Вячеслав Озеров Вячеслав Озеров Профессионал 7 марта 2015 в 10:42 отредактирован 7 марта 2015 в 10:46

          Лидия Алексеева, вообще то, по своим детям и внукам знаю, что если насморк не лечить, то он проходит через 7 дней, а если лечить, то через 1 неделю. 2 недели - многовато .
          Нет героинь лично поздравить не смогу, ибо мне самому уже далеко за 60.

  • Вячеслав Озеров, в том, что "раньше экология было лучше, пища - здоровее, отдых - активнее, физический труд - посильнее", уверена. Я застала это благословенное время.
    Извините, но не совсем поняла Вашу мысль о школе и суперсовременных мамашах. Как это сочетается?
    А для не умеющих читать и писать существует ШБП - школа будущего первоклассника. И потом, умение первоклассника читать и писать - требование даже не школы, а времени, школа лишь применяет свои требования к современным условиям.

    • Лидия Алексеева, а я не только застал, но и жил, и работал в то время, и не соглашусь с вами, что экологическая обстановка в нашей стране сейчас хуже, чем в советское время. Тогда экология была на самом последнем месте, знаю и как работник Вуза (70 годы) и как управленец крупного научно-производственного предприятия (80 годы)- есть материалы для сравнения.
      Аналогичное могу отметить и о других упомянутых факторах.
      Как опытный педагог, объясните - чем принципиально отличается сегодняшняя официальная учебная программа для начальной школы от учебной программы начальной школы, например, 70 - 80 -х годов? И каким нормативным документом установлена ШБП?

  • Вячеслав Озеров, Вы во многом правы. Потому и не было этого синдрома, что была здоровая пища, хорошая экология, активный отдых и посильный физический труд. Это с одной стороны. С другой - и говорю об этом как учитель со стажем - здорово усложнились школьные программы. Мы в школе весь первый класс только буквы учили, а современные дети в первом классе проходят то, что мы проходили в четвертом. Прибавьте сюда малоподвижный образ жизни и рафинированную пищу, не восполняющую в должной мере затраты, понесенные организмом. Этот комплекс негативных факторов и приводит к синдрому третьей четверти.

    • Вячеслав Озеров Вячеслав Озеров Профессионал 5 марта 2015 в 11:45 отредактирован 5 марта 2015 в 11:46

      Лидия Алексеева, а Вы уверены, что раньше экология было лучше, пища - здоровее, отдых - активнее, физический труд - посильнее? Разрешите не согласиться с Вами.
      А в том, что современных детей начинают учить чтению и письму с пеленок, а счету с горшка, по заявлениям суперсовременных мамаш, виновата школа - ибо она в первый класс, не умеющего читать и считать, не возьмет. Не так ли?

  • Многие - рожденные после войны, имели дефицит веса, признаки дистрофии, но "синдромом третьей четверти" не мучались - видимо некогда было: школа, домашние задания, двор-улица, домашние дела, лето в деревне или в пионерлагере...; в 70-80 е годы также улицу стороной не обходили, в питание не шиковали - основные разносолы были за счет "тихой охоты", летом далее Крыма не ездили…, но и тогда о "синдроме третьей четверти" не слыхивали, а сейчас о нем заговорили. Интересно, с какое это перепугу, или просто от вседозволенности и ничегонеделания?