Перейти к третьей части статьи
Бесспорно, и обезьяну можно научить играть на гитаре, и, если человек способный, он может освоить много хороших профессий, приносящих доход. Но дело в том, что любимая работа отличается от нелюбимой тем, что она делается с удовольствием, наполняет жизнь человека вполне ощутимым смыслом. Посмотрите, как светятся лица творческих людей, нашедших свое предназначение, своего зрителя и свой кусок хлеба!
Очень повезло, если твои способности лежат на поверхности. А что делать, если ты не поэт, не конструктор, не врач от Бога, а скажем, самый обычный человек, в меру ответственный и покладистый, не догадывающийся, что твое единственное предназначение — ловить крокодилов длиною от 2 до 2,5 метров? Как раскрыть столь редкие таланты?
Прежде всего, никто не даст вам гарантий, что вы сможете раскрыть способности ребенка. Никто никогда не гарантирует вам того, что он воспользуется ими по назначению. Дети лучше взрослых усваивают новое, они гибкие, восприимчивые, у них отменная память, и это дает нам долгожданный повод думать об их исключительных способностях в том или ином деле, но никто не застрахован от ошибки на этот счет.
Ваша святая обязанность заключается в том, чтобы сделать все возможное, чтобы это произошло, предоставить ребенку все шансы найтись в жизни. Но никогда не вините себя, если что-то пойдет не так. Вам достаточно всего лишь осознавать, что вы делаете все возможное и еще кое-что, что по важности не уступает поиску себя в этой жизни, а именно: подстраховать ребенка на случай провала в этом поиске.
Есть три составляющих, присутствие которых, на мой взгляд, необходимо человеку на протяжении всей его жизни (нет-нет, это не секс, ложь и видео). Это — дополнительное образование, спорт и творчество. Три вещи, на которые давно забило большинство взрослых, в жизни ребенка, в том возрасте, когда человек подобно глине может менять свои формы, приобретают магическое значение. И дело не только в приобретенном мастерстве, но и в той удивительной публике, с которой ему представится возможность пообщаться.
Как все успеть? Как сочетать все необходимости с ограниченным числом часов в сутках и дней в неделе? Кому-то ответ покажется смешным: не суетиться. На самом деле ребенок может успеть очень многое. Не успевают, как правило, взрослые. Это у них «ломит лапы и хвост отваливается», в то время как гармонично развивающийся ребенок готов к новому ежедневно и ежечасно. Вопреки бытующему среди взрослых мнению, даже длительная поездка в метро или на троллейбусе до места занятий не напрягает ребенка. Ему может быть лень и скучно ехать, и от этого он может предупреждающе поныть, но это совсем другое.
Здорового ребенка довольно-таки легко увлечь и одновременно сложно утомить, поскольку утомляет не сам процесс обучения чему-то, а требования, нервотрепка и груз ответственности, как правило, сопровождающие его. Поэтому, сосредоточившись на чем-то одном, следует отпустить остальное плыть по течению. Цель таких факультативных занятий — заполнить время ребенка, растворить безвозвратно отрицательные эмоции в приятном деле.
Можно, к примеру, сочетать спортивную школу по художественной гимнастике с разовыми творческими мастер-классами в свободный денек, где от ребенка не требуется сдавать нормативы, но можно научиться печь сладкие маффины, шить тряпичную куколку-оберег или лепить браслетики из полимерной глины. Рьяного балалаечника можно сводить в бассейн.
То есть предложить диаметрально противоположное основному делу занятие. И тогда юная гимнастка, которую достали бесконечные тренировки и крики наставницы, вместо того чтобы рыдать вечерами в подушку, завидовать более свободным сверстницам и проклинать свою однообразную выматывающую жизнь, вышьет себе кошелек бисером или сварит свечку из прозрачного геля.
И даже когда ей будет за 40 и гимнастика останется лишь во сне, она по-прежнему будет шить, варить, лепить, иными словами — создавать что-то в грустные минуты, вместо того чтобы разрушать свой мозг тяжелыми мыслями. Я знаю очень много взрослых людей, сожалеющих о том, что у них нет хобби, вынужденных спасаться в чем-то другом, как правило, деструктивном.
Завершая долгий разговор о том, как помочь ребенку в учебе, можно сказать, что не такой уж это адский труд, как принято описывать в некоторой тематической литературе. Достаточно просто быть внимательным, избегать трагизма в случае неудачи, позволять ребенку играть и гулять иногда в ущерб кажущемуся вам страшно важному делу — мучению скрипки, например.
И не воспринимать ребенка как маленькое беспомощное существо, которое без вашего асимметричного вмешательства никем не вырастет. Нужные шишки он набьет себе сам, во все дверные косяки, что расставила на его пути судьба, он непременно врежется, ведь вы не сможете бегать за ним постоянно с соломкой, чтобы в случае чего подстелить ее.
Поэтому расслабьтесь и просто постарайтесь не передать ребенку того, что вам в себе самом не нравится, постарайтесь объяснить ему простым языком сложные вещи, на осознание которых вам потребовались годы жизненного опыта и работы над собой. Это и будет бесценным вкладом в его обучение. Да не урокам! А жизни.
...Вот почему я предлагаю сделать к/ф "о таких разных американцах" по мотивам книжки "Ну, что тебе сказать про СэШэА?" ...