И всё-таки я глубоко убеждена, что русский язык — слишком живое творение человека, формировавшееся столь долго и замысловато, чтобы так поверхностно к нему относиться.
Хотя и практичного подхода к изучению грамоты не заменить. Моих детей часто выручала простая тетрадка в клетку, куда я вклеиваю собранные из разных источников правила, понятные, наглядные.
И всё же попытаться почувствовать язык стоит даже рьяному врагу лириков.
Мы уже говорили о том, что грамота сродни таланту музыканта или художника. Есть те, кто чувствует язык и, не зная правил, пишет грамотно. И наоборот — знающие теорию, но не способные её применить. Чего не хватает последним? Чутья.
У деток такое чутьё априори спит. Слишком уж предметное у них мышление на данном жизненном этапе. Они не обращают внимания на такие вещи. Букву ведь не пнуть, как мячик, не попробовать на вкус, как конфетку. Изучать звуковой анализ не так захватывающе, как ковырять дырку в носке.
Но акцентировать их внимание на родном языке можно, и это не скучно. Понемногу, но это даст шанс пробудить в ребёнке «нюх» к языку, что в жизни не бывает лишним.
Разбирая правила русского языка, очень важно задействовать слух, чтобы не просто слышать свой голос, а прислушиваться к нему.
К сожалению, в школе это невозможно. И тем не менее, только слушая и слыша, можно заметить, что речь сама подсказывает нам, как правильно писать. Одна маленькая девочка сказала мне: «Я не буду вписывать в это слово букву „И“, она здесь некрасиво звучит. Здесь должна быть „Е“. Она сюда напрашивается!»
Так вот, прежде чем приступить к сложному звуковому анализу (а с ним первоклашки сталкиваются уже в сентябре), хорошо бы поиграть с ребёнком. Классическая игра «в города», весёлая игра в «образуй одно животное из названий двух животных». Можно придумывать слова с определённым слогом в слове.
Подойдут абсолютно любые устные игры с языком. Пусть пять минут перед сном или по дороге в садик. Это даже хорошо, если ребёнок при этом будет чем-то параллельно занят. Мы же не замираем как истуканы, когда ведём беседу. Думать на ходу — полезное умение.
Игр на бумаге тоже много. Самые известные — образование множества слов из одного, игра по принципу «Поля Чудес». Дети во все времена любили такие игры.
Потом уже можно познакомить малыша с теорией, с наличием мягких и твёрдых, глухих и звонких звуков. Буквы для ребёнка, несмотря на то что дошколёнок уже знаком с ними, всё равно что для нас азбука обитателей Альфа Центавры. Задача — сделать их более понятными для него.
Чтобы дело пошло в гору, я придумала стишок, который можно распечатать, приправив картинками из общего доступа:
Буквы бывают разные
Буквы бывают поющие — гласные.
Буквы бывают со всеми согласные!
Звук у согласных глухой или звонкий,
Могут звучать они мягко и твёрдо.
Лишь два молчуна: твёрдый знак, мягкий знак
Не могут звучать никогда и никак.
Необязательно воспроизводить стишок в точности, пусть малыш своими словами перескажет его. Важно правильно отразить суть. Пусть лучше додумается, а не вспомнит.
Изучая мягкость и твёрдость, не заставляйте малыша зубрить правила из учебника, где говорится, что буквы «Е», «Ё», «Ю», «Я», «И» всегда смягчают впереди стоящую согласную. Например, в слове «купЕ» «Е» ничего не смягчает, и я назову ещё с десяток слов, чтобы доказать вам, что это правило из школьного учебника — чушь. Не говоря уже о смягчении несмягчаемых.
Поиграйте с малышом сперва в слоги, а затем в слова.
Выбирайте слоги с одинаковой согласной, проговорите их:
ЛА ЛИ ЛЕ ЛУ ЛЫ
Постройте противоположности:
ЛЫ-ЛИ
ЛУ-ЛЮ
…и так далее.
Пусть малыш на слух найдёт мягкие и твёрдые. Переходя к словам, не стоит бояться играть с языком:
— В слове «мама» первый слог твёрдый или мягкий?
— Мягкий.
— Тогда зови меня «мяма»!
Это полезно и весело. Но здесь, в отличие от игр в слова, нужна концентрация на том, что ты делаешь. Распознавать звуки и одновременно выковыривать червяка из лужи не получится.
Стоит избегать примеров со всегда мягкими и всегда твёрдыми. Лучше обратиться к ним попозже, когда малыш начнёт улавливать хотя бы те буквы, чей звук меняется.
Что касается всегда мягких и твёрдых, их и взрослому бы запомнить! Я сама какое-то время причисляла «Ф» к буквам, что всегда звучат твёрдо…
Поэтому я придумала две фразы, которые помогут догадаться, что к чему. Слова во фразе можно переставлять местами, необязательно их заучивать. Вы можете придумать свои варианты таких фраз. Главное, чтобы они несли смысловую нагрузку, понятную малышу.
У Цыплёнка Жёлтая Шубка.
Правило: «Ц», «Ж», «Ш» всегда звучат твёрдо.
Очень Часто Щиплет Йод.
Правило: «Ч», «Щ», «Й» всегда звучат мягко.
Интересно, почему так и тянет написать «ЖИ» и «ШИ» с «Ы»? Может быть, потому что Ж и Ш настолько тверды, что превращают И в Ы? Похожим, но смягчающим свойством, обладают Ч и Щ в традиционных «ЧУ» / «ЩУ» и «ЧА» / «ЩА». В любом случае, история правописания этих слогов древняя и запутанная.
Если кому-то вдруг понадобятся эти картинки, пришлите свой запрос и и-мейл через систему личных сообщений на "Школе Жизни" и укажите нужный формат файла: Word (только новый формат) или pdf. Кликаете на имя, заходите в профиль, под фото "отправить сообщение". Не забудьте указать и-мейл. Я вышлю. Спасибо!
1 Ответить