Ученые из Университета Вашингтона уверены, что пятиминутного измерения активности мозга в состоянии покоя вполне достаточно, чтобы определить, насколько успешно взрослый человек сможет изучить иностранный язык.
Работая по заказу американского Управления военно-морских исследований, учёные впервые использовали данные о мозговых волнах в состоянии покоя, чтобы предсказать скорость изучения иностранного языка. По мнению военных моряков, это позволит эффективнее проводить профессиональный отбор, быстро выявляя людей со способностями к языкам.
Автор исследования доктор Шантель Прат (Chantel Prat) считает, что функционирование мозга в состоянии покоя хранит в себе данные о 60% способностей человека к изучению второго языка.
В экспериментах приняли участие 19 человек в возрасте от 18 до 31 года, не знакомых с французским языком и никогда ранее не пытавшихся его выучить. На протяжении двух месяцев волонтеры посещали лабораторию Прата по два раза неделю, чтобы принять участие в 30-минутных занятиях по изучению языка с использованием компьютерной программы с элементами виртуальной реальности.
За пять минут перед и после занятий участники эксперимента надевали на головы гарнитуры энцефалографа и расслаблялись, сидя с закрытыми глазами и спокойно дыша. Исследователи в это время фиксировали состояние активности коры головного мозга — области, ответственной за память, внимание и восприятие.
«Мозговые волны, которые мы фиксировали, отражают синхронную активность больших нейронных сетей, — рассказал доктор Прат. — Мы обнаружили, что чем более крупные сети генерировали частоты „бета“, (частоты мозговых волн, связанные с языком и памятью), тем быстрее обучаемые осваивали французский язык».
Чтобы подтвердить догадку, по окончании восьминедельного тренинга волонтерам устроили экзамен по пройденному материалу. Как и ожидалось, обладатели больших нейронных сетей, проявляющих «бета-активность», усвоили уроки французского вдвое быстрее.
Прат подчеркивает, что активность работы мозга точно указала на способности к изучению языка. Участникам с меньшими «бета-сетями» потребовалось больше времени для усвоения учебного материала.
Тем не менее, как отмечает Прат, скорость усвоения языковой программы еще не всё.
«Необходимо также учитывать мотивацию, учебные навыки и практические методы», — полагает он.
Следующий этап исследования Прата будет направлен на поиск способов стимулирования «бета-активности» головного мозга в состоянии покоя посредством тренировки нейронной обратной связи.
«Изучая индивидуальные различия в мозге, мы выявляем основные ограничения на процесс обучения и обработки информации, разрабатываем пути совершенствования языкового мастерства», — рассказал доктор Прат.
По его словам, это может принести пользу не только военным, которые оплачивают исследование, но также экономике и образованию.
Практика общения - главный ключ к более быстрому запоминанию. Постепенно исчезает страх сделать ошибку. Не знаю насчет виртуальной реальности и пользе различных проведенных экспериментов, могу сказать, что в первую очередь должна присутствовать сама способность к изучению языков, далее верно выбранный способ изучения. Я решила несколько лет назад самостоятельно продолжить изучение английского на базе школьных знаний, запаслась учебными, аудио и видео материалами, различными проверочными тестами. Затем продолжила обучение, общаясь по скайпу с друзьями из-за границы, затем нахождение в Европе. Сейчас свободно говорю и пишу. Но не в совершенстве, разумеется. На это уйдет время. Желательно длительное проживание за границей, обучение в языковой школе, либо Университете. Должно быть постоянное общение с носителями языка. Не теория на базе практики, а именно практика на базе теории помогла мне заговорить и придала уверенности. Кому-то ближе другой способ - изучение языка в группе, коллективе. Выбор индивидуален.
Оценка статьи: 3
0 Ответить
Екатерина Пермитина, как только вы уедете домой, как только сведете до минимума чтение, общение и т.д. на ин.язе., так сразу вы начнете терять навык.
Язык требует постоянной практики.
0 Ответить
Ой, Алексей, ну вот неглупый же вы человек, а пишите про американских ученых, про тех, кто способен язык за 2 мес. выучить и про тех, кто за 10 лет не способен...
Что есть "выучить язык"? Выучить пару десятков слов и пять правил и уметь с апломбом показать свою "ученость" или действительно подтянуть язык до уровня носителя?
Если первое, то я полиглот (русс., укр., анг., нем., фр., турк., латынь). Если второе - то я и родной знаю далеко не в том совершенстве, о котором часто упоминают, рассуждая о знании языков.
Любой серьезный филолог или лингвист вам скажет: даже знать 1 иностранный язык на уровне носителя - непростая задача. Знать 2 - исключение. Далее - сказки для тех, кто верит в 3-мес. курсы и Илону Давыдову.
0 Ответить