Почитаешь в Сети про инклюзивное образование, аж слезы глаза застят от умиления. От того, какие мы офигительно заботливые и толерантные. На бумаге, как всегда, все гладко. Цели инклюзивного образования — самые высочайшие, благородные. Только послушайте, как сладко поется:
«Ценность человека не зависит от его способностей и достижений. Каждый человек способен чувствовать и думать».
Ой ли?
«В основу инклюзивного образования положена идеология, которая исключает любую дискриминацию учащихся, которая обеспечивает равное отношение ко всем людям, но создает особые условия для учащихся, имеющих особые образовательные потребности». © Пугачев
А. С. Инклюзивное образование // Молодой ученый. — 2012. — № 10.
Знаете что? Я ненавижу методологов. Это люди, которые сидят в теплых кабинетах и сочиняют всякий красивый бред, который всем нужно выучить наизусть, хотя к реальной жизни он не имеет никакого отношения. Все методологи — мастера по производству кривых зеркал.
Применительно к инклюзивному образованию в России исправно работает только один принцип: где начинается свобода одних, там заканчивается свобода других.
Надо признать, наши школы не готовы к приему детей-инвалидов — ни персонал, ни техническое оснащение, ни график (чего стоят перемены в 10 минут для завтрака двух классов), ни программа, ни требования к результату обучения, когда школы костьми ложатся (точнее, кладут наших детей) в погоне за рейтингом и, соответственно, грантами.
Мой сын со сломанной ногой оказался на месяц полностью выброшенным из школьной жизни, ибо в школе в центре Москвы нет дистанционного обучения, класс находится на втором этаже и подъемников тоже нет. О какой доступности образования для инвалидов с более серьезной патологией может идти речь?
И тем более о каком инклюзивном образовании может идти речь, когда в класс зачисляют ребенка с умственной отсталостью, который не реагирует даже на собственное имя, но при этом лихо орудует кулаками. Такой мальчик учится в классе у одного из моих детей. Так вот, чтоб знали методологи, дети не просто не сочувствуют ему, а сторонятся его, собираются в кучки, чтобы дать отпор, а учитель, находясь между двух огней, теряется и срывается, прессует здоровых. А кого еще ему прессовать? Только тех, кто его хоть как-то понимает.
Государство не хочет видеть в упор: теория и практика — не одно и то же, инклюзивное образование, когда детей с умственной отсталостью вселяют в общие классы, не работает. Оно не учит сопереживанию, участию. Напротив, оно вызывает раздражение и агрессию в обществе, усугубляя и без того сложную психику ребенка-инвалида; порождает конфликты, ставит в безвыходную ситуацию учителей, родителей ребенка-инвалида; не защищает, а наоборот, ущемляет права ребенка-инвалида, не давая ему того, на что он вправе рассчитывать в цивилизованном обществе — на заботу, терпение, особое внимание и уход.
Но Россия продолжает, прикрываясь ширмой из красивых слов методологов, творить свои дела — отказываться от специализированного обучения детей-инвалидов и пихать умственно отсталых детей в классы пачками.
— Как считаешь, почему так происходит? — спрашиваю ту же заведующую.
— Тут и считать нечего, — отвечает. — На каждого инвалида положены сиделки, логопеды-дефектологи, чья ставка в разы выше обычных преподов, определенные условия содержания, много чего положено по закону. А тут одним махом — раз, и ничего не должен. Сэкономить, скинуть ответственность — всё ради этого. У российской инклюзии нет других целей. Ни учитель, ни воспитатель понятия не имеют, что с такими детьми делать, нет ни специального образования, ни навыка.
Государство дает нам сигнал о том, что не желает больше вкладываться в людей, чья жизнь не принесет ему никаких экономических выгод, ибо они вечно будут на его иждивении. Как говорится, ничего личного, чисто расчет. Моральный аспект вопроса его мало волнует.
Вот так… Посмотришь, послушаешь и своими глазами увидишь, как благими намерениями мостят дорогу сами знаете куда.
Автор не знает, о чем говорит. Сегодня в России существуют специальные школы для детей с умственной отсталостью. Тех, кто
0 Ответить
Никогда не слышал, чтобы "олигофренов с гидроцефалией и разрушением мозжечка" (что это за диагноз такой: разрушение мозжечка?) "инклузировали" в средние образовательные учреждения вместе со здоровыми детьми. Либо это такое российское нововведение, либо автор заблуждается. И если здесь есть ошибка, отсюда вся стройная система возмущений и негодований основывается на неверно заданном базисе.
В СССР дети с подобной умственной отсталостью (олигофрения, идиотия, имбецильность и т.д.) обучались отдельно. Никакой инклузии не было.
Более того, это были учреждения закрытого типа, со специально обученным персоналом и т.д.
Напротив моей работы есть похожее учреждение (я в Белоруссии - где СССР жив, как нигде больше-). Там воспитываются дети с "умственной отсталостью" (никаких олигофренов и имбецилов с текущей по подбородку слюной. Всего лишь с особенностями поведения и обучения). Воспитываются и обучаются отдельно. Вся "инклузия" - только в прогулках в близлежащий парк, в театр и стадион.
Да и в США олигофренов и идиотов не "подсаживают" на постоянно в обычные классы. Потому что идиоты и олигофрены просто не поймут всего, что сложнее букваря и 2+2.
Нечего обсуждать.
1 Ответить
В США инвалид полноценный член социума , для них есть все - везде пандусы , все автобусы ( включая школьные ) с аппарелями , лифты везде в метро для колясок ( любых , хоть детских) , даже на детских площадках есть качели для деток- колясочников , самые лучшие парковочные места для них и ни у кого не появляется желания их занять , США вообще - страна парковок. Никто не показывает на них пальцем в ресторанах и общественных местах . Много видела горнолыжников с одной ногой , вторая протез и катаются дай бог каждому. А в России наверное их (инвалидов) просто нет . Как хорошо сказал на эту тему Армен Джигархонян - Я снимаю перед Америкой шляпу только за ТО , что она сделала для инвалидов и животных . Лучше не скажешь.
Оценка статьи: 4
0 Ответить
Катя Иванова, ой ли?
Отъедьте из Нью-Йрков и ЛА-ев на триста км в глубику, к реднекам, и вы увидите и проблемы с общественным транспортом (в США, вообще, проблема с общественным транспортом, поэтому там у всех собственный транспорт) и вы увидите отношение, похожее, а то и худшее, к disabled and retarded...
Надо отличать туристское благолепие от суровой действительности.
0 Ответить
Игорь Ткачев,
Во-первых, у американцев собственный транспорт не потому, что нет общественного транспорта. Общественного транспорта нет, потому что американцы предпочитают передвигаться на собственных машинах. В больших городах, где машина это pain in a butt, общественный транспорт довольно хорошо развит. А в маленьких городках вроде того, где я живу (11 тыс жителей), общественный транспорт не нужен, хотя я иногда вижу какие-то общественные автобусы. (Последний раз я ездил на автобусе, если не ошибаюсь, в 88-ом году, а на электричке в конце прошлого века)..
Во-вторых, я со своим луком, а когда-то и со своей Tikka забирался в довольно глухие углы в Америке. Гораздо дальше, чем 200 миль от НЙ. Ездил я обычно со своим американским hunting buddy, и так как за trophy мы не гнались и нам не нужна была веточка мяты на наших подушках, как это делают в deer camps, где день охоты стоит 1.5-2 тыс. д., то останавливались мы порой в довольно примитивных местах. Иной раз среди реднеков. О реднеках ходят множество анекдотов, легенд, но в действительности это обычно довольно симпатичные люди, как все американцы, доброжелательные.
В России я со своей двустволкой, образно выражаясь, прошел от Белого моря до Тувы. И должен сказать, что усредненный американский реднек в культуре поведения, в культуре общения даст фору усредненнему россиянину. Большую фору.
Посмотрите документальный “Swamp People”. Это типичные реднеки. После этого может быть перестанети нести вздор про «отношения похожие, а то и худшее».
Такова вот «суровая действительность».
0 Ответить
Катя Иванова, в статье ведь в основном говорится не о тех инвалидах,которые в колясках передвигаются, у них с головой все в порядке, а о тех, у кого дефекты именно с мозговой деятельностью - олигофренах в той или иной степени, которые вместе с обычными учениками просто не могут обучаться. Обычные дети ведь тоже при этом страдают. А каково учителю, вы себе предстваляете? Как ему выполнять школьную программу, если у него часть учеников усваивает все нормально, а одному- двум нужно по особой методике десять раз объяснять, да то не поможет. Вы явно в школе не работали. Что касается США - я уже больше 10 лет по несколько месяцев живу в Техасе . Да, для колясочников там много делается, особенно вы правы насчет парковок у торговых центров и других общественных мест. Но людей с умственной отсталостью на рабочих местах не приходилось встречать. Что касается образования - уже в младших классах проводят тестирование учеников, и тех кто не справляется по тем или иным причинам с обычной школьной программой, переводят в отдельные классы для детей с заторможенным развитием, у них своя программа обучения. Иногда эти классы есть в общей школе, а чаще это отдельные школы ( особенно средняя, а не элементарная школа). И после такой школы выпускники не поступают в колледж при Университете, а есть специальные , типа наших ПТУ колледжи, дающие рабочие специальности. Что касается колясочников - приходилось видеть, как пересаживают инвалидов в автомобиль обычный у дома, это тоже нелегко, а автобусы в Техасе ходят не везде, там почти нет общественного транспорта, а из жилых поселков попасть куда-либо можно лишь на своем автомобиле. НЕ надо так уж нахваливать США, инвалидам и там несладко живется...Инвалиды все ведь разные.
2 Ответить