Елена Гвозденко Грандмастер

Как самостоятельно определить степень готовности ребенка к школе? Речевое развитие

Самый объемный материал теста посвящен главной характеристике развития ребенка — уровню развития речи. Проверяем уровень понимания, использования различных частей речи, согласования, состояние фонематического слуха и многое другое.

Фото: Depositphotos

Перейти к первой части статьи

Выполнение инструкций

Взрослый проговаривает команды, ребенок их выполняет. Каждое действие оценивают «+» или «-», в конце подводят итоги, проставляя баллы.

  • Иди вперед, назад, стой, повернись направо, налево, подними правую руку, левую, подойди к окну, отойди от окна, положи карандаш на стол, положи мяч под стул.

Понимание предлогов (в, над, на, под)

Для выполнения этого задания вам потребуется лист бумаги, на котором изображено 4 квадрата. Предложите ребенку нарисовать точку (кружочек): в квадрате, на квадрате, под квадратом, над квадратом.

Не забываем ставить баллы.

Словарный запас ребенка

Предметный словарь проверяем заданиями:

  • назови части тела человека;
  • назови части тела животного;
  • назови мебель;
  • назови овощи;
  • назови фрукты;
  • назови игрушки;
  • назови домашних животных;
  • назови диких животных;
  • назови транспорт;
  • назови одежду;
  • назови посуду.

К каждому заданию ребенок должен подобрать не менее 6 предметов. Оцениваем каждое «+» и «-», по итогам ставим баллы.

Словарь признаков

Подбираем прилагательные:

  • Лимон (какой?).
  • Мама (какая?).
  • Яблоко (какое?)
  • Книги (какие?).

Три и больше слова — ставим «+», меньше — «-». Суммируем итоговым баллом.

Подбор антонимов:

  • Большой — …
  • Толстый — …
  • Высокий — …
  • Длинный — …
  • Прямой — …
  • Темный — …
  • Веселый — …
  • Сухой — …
  • Широкий — …
  • Больной — …
  • Старый — …

Суммируем итоговым баллом набранные «+» и «-».

Образование имени прилагательного от имени существительного:

  • Карандаш из дерева — …
  • Ручка из пластмассы — …
  • Шапка из меха — …
  • Ваза из стекла — …
  • Колесо из резины — …
  • Коробка из картона — …
  • Машина из металла — …

Суммируем в итоговый балл.

Образование притяжательных прилагательных

Для выполнения задания нужны картинки с изображением животных.

  • Чья мордочка? (Лиса)
  • Чьи следы? (Волк)
  • Чья лапа? (Заяц)

Правильные ответы:

  • Это лисья мордочка, волчьи следы, заячья лапа.

Следите, чтобы ребенок отвечал полным предложением, только такой ответ оценивается «+». Суммируем результат.

Глагольный словарь

Что делает?

  • Мама — …
  • Папа — …
  • Врач — …
  • Воспитательница — …
  • Продавщица — …
  • Парикмахер — …
  • Заяц — …
  • Рыба — …
  • Кошка — …
  • Птицы — …

Подводим итог.

Кто как разговаривает?

  • Корова — …
  • Воробей — …
  • Лягушка — …
  • Кошка — …
  • Кукушка — …
  • Свинья — …
  • Гусь — …
  • Петух — …
  • Утка — …
  • Собака — …
  • Мышь — …

Подводим итоги.

Лексико-грамматический строй речи

Образование множественного числа существительного:

  • Стол — столы
  • Птица — …
  • Тарелка — …
  • Диван — …
  • Носок — …
  • Кукла — …
  • Кастрюля — …
  • Карандаш — …
  • Воробей — …
  • Корова — …
  • Рука — …
  • Ложка — …
  • Петух — …
  • Слон — …
  • Облако — …
  • Береза — …

Оцениваем работу.

Уменьшительная форма существительного:

  • Стол — (столик)
  • Лес — …
  • Ключ — …
  • Ручей — …
  • Ложка — …
  • Игрушка — …
  • Салфетка — …
  • Огурец — …
  • Собака — …
  • Овца — …
  • Лист — …
  • Солнце — …
  • Береза — …
  • Еж — …
  • Роза — …
  • Корова — …

Ставим общий балл.

Подбираем семью (папа, мама, детеныш):

  • Лис — лиса, лисенок
  • Медведь — …
  • Еж — …
  • Слон — …
  • Волк — …
  • Лев — …
  • Кот — …
  • Осел — …
  • Тигр — …
  • Заяц — …
  • Уж — …
  • Олень — …
  • Орел — …
  • Верблюд — …

Ставим оценку.

Назови двумя словами:

  • Свитер зеленого цвета — зеленый свитер
  • Огурцы зеленого цвета — …
  • Платье синего цвета — …
  • Машина серого цвета — …
  • Яблоко красного цвета — …
  • Юбка черного цвета — …
  • Мячик желтого цвета — …
  • Роза белого цвета — …

Ставим балл.

Один — три — пять:

  • Лист — один лист, три листа, пять листов
  • Шапка — …
  • Кружка — …
  • Кукла — …
  • Рубашка — …
  • Шуба — …
  • Ромашка — …
  • Береза — …

Не забываем ставить баллы.

Понимание сложных слов

Объясни слова: самокат, зоопарк, компьютер, ручей, телевизор.

Полный ответ оценивается в 2 балла, частичный в 1. Отсутствие правильных ответов — 0.

Соотношение предмета и понятия

Взрослый показывает предмет, ребенок его называет.

  • Рубашка: воротник, рукава, пуговицы, застежка.
  • Стол: крышка, ножки.
  • Шкаф: дверцы, полки, вешалки.
  • Сумка: застежка, ручка, карман.

Ставим балл.

Правильное произношение многослогового слова

Взрослый произносит четко, средним темпом. Ребенок повторяет: сковорода, светофор, велосипед, вертолетчик, мотоциклист, лекарство, космонавт, термометр, автомобилист, лаборатория, электричество.

Оцениваем.

В предложениях. Ребенок повторяет за взрослым предложения.

  • Электричество вырабатывается на электростанциях.
  • На перекрестке мотоциклист остановился на красный сигнал светофора.
  • Термометр определяет температуру.
  • В лаборатории изучают новое лекарство.

Ставим баллы.

Фонематический слух

Повторяем слоги:

  • Па-па-ба, ба-ба-па, па-ба-ба-па.
  • Ка-ха-ха, ха-ка-ха, ха-ка-ка-ха.
  • Та-да-та, да-да-та, та-да-да-та.
  • Ка-га-га, га-ка-га, ка-га-га-ка.
  • Кот-год-кот, дом-Том-ком, ком-дом-Том-ком.
  • Коза-коса, день-тень, палка-балка, дачка-тачка.

Ставим оценку.

Составление рассказа по сюжетной картинке

Составление рассказа по серии картин. Для выполнения этого задания выбираются картинки, отражающие последовательность действий. Ребенку предлагается пронумеровать картинки, а потом составить рассказ.

Оцениваем задания:

  • Понял ли сюжет («+», «-»).
  • Перечислял ли предметы («+», «-»).
  • Содержали ли предложения различные части речи — существительное, прилагательное, глагол («+», «-»).

Ставим балл.

Пересказ

Кормушка

Наступила холодная зима. Земля покрылась белым снегом. Птицы перелетели поближе к домам. Им было голодно, снег укрыл семена и ягоды. Миша сделал кормушку и повесил ее на дереве. Каждый день он насыпал туда крошки, семечки. На прогулке он наблюдал за птичками. К кормушке прилетали шустрые воробьи, яркие синички, шумные сороки.

Оцениваем по параметрам:

  • запомнил ли название («+», «-»).
  • пересказал ли сюжет («+», «-»).
  • насколько грамотно составлял предложения («+», «-»).

Суммируем, выставляя балл.

Составляем рассказ-описание

Описываем игрушку, предмет, отвечая на вопросы:

  • Что это?
  • Опиши внешний вид.
  • Из какого материала сделан? Какой он? (мягкий, твердый, гладкий)
  • Как его можно использовать?

Оцениваем результат.

Звукопроизношение

Произношение слов за взрослым. Отслеживаем правильное произнесение звуков.

  • Санки, куст, ананас (твердый С).
  • Сима, осина, гусь (мягкий С).
  • Замок, мозаика, газ (твердый З).
  • Зима, корзина, нельзя (мягкий З).
  • Цвета, умница, молодец (Ц).
  • Шуба, мышка, малыш (Ш).
  • Жаба, снежок, еж (Ж).
  • Чайник, дочка, мяч (Ч).
  • Щепка, овощи, вещь (Щ).
  • Лапа, пила, стол (твердый Л).
  • Лес, салют, боль (мягкий Л).
  • Радуга, ворона, комар (твердый Р).
  • Рисунок, наряд, словарь (мягкий Р).

Оцениваем правильность произношения и ставим общий балл.

Суммируем итоги тестирования ребенка, подсчитывая баллы.

Продолжение следует…

Обновлено 30.05.2018
Статья размещена на сайте 18.05.2018

Комментарии (0):

Чтобы оставить комментарий зарегистрируйтесь или войдите на сайт

Войти через социальные сети: