Рецензия — развернутый отзыв (аннотация) на художественное или нехудожественное произведение, предназначенный для составления впечатления о нём у целевой аудитории.
Рецензия включает обзор, разбор и анализ произведения.
Настоящая рецензия отличается от отзыва. Последний — всего лишь частное субъективное мнение.
Виды рецензий
Официальная рецензия — это обычно просто хвалебный текст во славу автора книги. Пишут их по заказу издательств, организаций, известных личностей, чиновников, бизнесменов, мошенников
Функциональная рецензия требуется для практического анализа книги. Её могут заказать издательства, чтобы понять, насколько произведение попадёт в целевую аудиторию. Рецензент в данном случае больше аналитик и литературный агент, нежели критик.
Информативная рецензия и эссе — самые распространённые форматы книжных рецензий в Интернете. Все блогеры и авторы тематических сайтов пишут именно такие тексты-оценки. Гиперболы, метафоры, выпячивание своего мнения, отсылки к похожим произведениям, обсуждение цвета трусов автора книги — весь этот белый шум составляет 99% книжных интернет-рецензий.
Публицистическая рецензия получается, когда её автор заостряет внимание на поднимаемых в произведении социальных и общественных проблемах. Пишется ярко, жёстко, хлёстко, обязательно спорно — чтобы побольше копий наломали при обсуждении.
Критическая рецензия — это когда художественное произведение (часто вместе с автором) анатомируют, препарируют и разбирают по буковкам: что сказал, что хотел сказать, что подумали читатели, кто из них где ошибся и как хорошо, что умница-рецензент всё это заметил.
Структура рецензии
У хорошей рецензии всегда можно выделить «голову», «шею», «тело» и «хвост». Головой выступает заголовок. «Шеей» именуют вводный абзац (лид) из 2−3 хлестких информативных предложений. Затем начинается основной текст (тело), а хвостом рецензии становится резюме статьи или выводы критика о препарируемой книге.
Объём действительно хорошей рецензии на книгу — 1000−6000 знаков, но не более 1000 слов. Меньший объем не даст охватить всю проблематику произведения, а больше 1000 слов трудно сложить в ладную цельную конструкцию. Тут уже сильно умным и начитанным интеллектуалом надо быть.
Что нужно обязательно оценить:
- логичность сюжета;
- динамичность повествования;
- реалистичность характеров героев;
- проработанность и достоверность;
- чувства, вызываемые героями;
- авторский стиль и язык;
- соответствие деталей реальности;
- поведение героев;
- их реакция на события;
- неповторимость произведения;
- этичность и оригинальность главной идеи;
- наличие ляпов;
- актуальность сюжета и поднимаемых автором проблем.
С чего начать
Начинать надо с начала. Название, автор, жанр, аннотация (можно взять прямо с обложки), краткий пересказ сюжета. Если у автора или книги есть награды и премии, то упомянуть их в тексте.
Далее стоит заняться героями. Поделиться впечатлениями о главных персонажах, отметить интересных второстепенных героев книги.
Советы начинающим авторам:
- Не читайте других отзывов о книге!
- Чем больше грязи вы выливаете на произведение, тем больше должны привести аргументов в защиту своего мнения.
- Соблюдайте баланс логики и эмоций в тексте.
- Не бойтесь мести автора (или рецензируйте слабых безответных писателей!).
- Не пугайтесь известных авторов — многие писали посредственные книги.
- Не оценивайте книги людей, которых вы знаете, любите или ненавидите.
Умелый рецензент раскрывает в материале информацию об авторе книги, названии, теме, годе издания, ключевых моментах повествования. Форма и содержание ориентируются на конкретную целевую аудиторию. Анализ книги автор рецензии делает самостоятельно, без оглядки на уже существующие мнения.
Ради нагона знаков в текст отдельные рецензенты описывают формат книги (покетбук, в мягкой обложке) и её габариты. Якобы так можно дать понять читателю, насколько удобно будет читать книгу. Однако с учетом разнообразия форматов книг (бумажных и электронных) такие вставки стоит считать «водой» и игнорировать.
Ах, да! Самый важный совет. Не забудьте прочитать саму книгу прежде, чем приступить к рецензированию.
Игорь Вадимов, = Нет безобразья в природе = написал классик. "Все мы немножко лошади,// каждый из нас по-своему лошадь" (ВМ). Так чего...