Поверьте, написать эту статью меня побудили мои многолетние наблюдения в работе с младшими школьниками. Перед началом урока можно услышать такие слова: «Можно позвонить маме? Она не положила в портфель спортивную форму, тетрадь по английскому языку, альбом, учебник, дневник…». Задаю вопрос: «Кто собирает твой портфель?» Ответ: «Мама». Стандартный ответ на вопрос о том, почему не сделано что-то из домашнего задания: «Мама не сказала! Мама не сделала!» Все члены семьи виноваты в каких-то промахах ученика, только не он сам.
Отдельная тема — детские вещи и школьные ранцы. Частенько дети уходят без портфеля, а иногда и приходят без него. Притом что ребёнок сидит на уроке, умалчивая о своей проблеме. Вдруг не спросят о том, почему не работает. Шапочки, кофточки, спортивная форма, папки для технологии — всё это бросается где попало, как попало и с трудом вспоминается о том, кто хозяин этого добра.
Учителю бывает очень трудно организовать порядок в классе у первоклашек на бытовом уровне, когда все предметы и вещи должны находиться на своих местах. Понимание чистоты, уюта (а класс должен быть уютным!) приходит к детям не сразу, а по мере взросления и большой работы над собой. Но какую гордость испытывают мои ученики, когда гости, заглянувшие в класс, восклицают: «Как у вас уютно! Как у вас красиво!»
Как вы понимаете, если ребёнок приучен к порядку дома, то и в школе он будет стремиться к тому же, используя свои навыки. Но как приучить ребёнка собирать портфель самостоятельно и ничего не забывать, класть на место свои вещи?
На это есть несколько простых правил для родителей, следуя которым ребёнок приучится к самостоятельности, а они снимут с себя груз ненужных забот:
1. Личный пример. Если вы сами разбрасываете вещи по квартире, нет привычки определять все предметы обихода на свои места, тогда что с ребёнка спрашивать? Но выход из положения есть: начинайте учиться порядку вместе с ребёнком, показывая личный пример.
2. Обязанности. Ребёнок четко должен знать свои обязанности, а они у него есть! Расскажите о них, запишите, повесьте список на видное место. (Часто наблюдаю картину, когда у ребёнка одни удовольствия в жизни и никаких обязанностей!)
3. Расписание и портфель. Всем известно, что школьная жизнь идёт по расписанию уроков. Информация об уроках находится на общешкольных и классных стендах, в ученических дневниках, в комнате ребёнка на видном месте. Приучите ребёнка с первых дней самостоятельно складывать портфель с вечера, ссылаясь на расписание. Например: русский язык — учебник, тетрадь, словарь; физкультура — форма для занятий
Затем совместная контрольная проверка. Возможно, ребёнок первое время будет неохотно проделывать эту процедуру, но будьте непреклонны. Не собирайте портфель вместо него, только наблюдайте и контролируйте. Трудно будет первые две недели, потом ребёнок привыкнет и поймет, что это его и только его обязанность.
4. Контроль. Первое время вы обязательно должны контролировать ребёнка, но ничего за него не делать. Он должен знать, что у него проверят то, как он выполнил домашнее задание и собрал портфель, приготовил школьную форму, вовремя сказал, что оторвалась пуговица или сломалась молния. Сначала вам придётся контролировать ребёнка ежедневно, потом какие-то дни пропускать. Через какое-то время вы будете приятно удивлены, что и контроль-то особенный не нужен: всё сложено и уложено.
5. Поощрение. Не забывайте подбадривать и хвалить ребёнка. Пусть вашим девизом будут слова: «Не получилось — обязательно получится!»
6. Забывчивость. Если ребёнок что-то забыл, не неситесь, сломя голову, исправлять положение. Пусть он немного поволнуется, посетует на свою рассеянность, пусть учитель напишет замечание в дневнике. Это для ребёнка тоже жизненный опыт.
И никогда не сравнивайте своего ребёнка с другими детьми и не обзывайте!
Эти простые правила всегда помогают элементарно организовать ребёнка в повседневной школьной жизни. В добрый путь по школьной дороге!
Игорь Вадимов, = Нет безобразья в природе = написал классик. "Все мы немножко лошади,// каждый из нас по-своему лошадь" (ВМ). Так чего...