Но это если летать на самолете. А если на планере? Вся подготовка к полету, включая подробный инструктаж, займет около получаса. За это время вы пройдете обязательный медицинский осмотр, потом инструктор объяснит правила техники безопасности в воздухе, научит «дергать за кольцо» в парашюте, и — можно взлетать. Обычно летают в безветренную облачную погоду.
У планера нет своего мотора. Есть только крылья, шасси, гондола, фюзеляж и киль. И все это построено из легчайших фанеры, дюралюминия, стекловолокна и пластика, так как планер должен быть очень легким, чтобы как можно дольше парить в высоте.
Естественно, что без мотора планер самостоятельно взлететь не может. На земле планеры транспортируются в демонтированном виде на специальных трейлерах. Взлететь же он может несколькими способами.
Если планер будет буксировать автомобиль или тянущая лебедка по плоской и ровной площадке, он сможет набрать высоту до 600 м. Особый планер с фюзеляжем-лодкой или на поплавках может взлетать прямо с поверхности водоема, если его будет буксировать достаточно мощный катер.
На заре зарождения планерного спорта планеры взлетали, скользя в долину с вершины горы. При подобном скольжении в спокойном воздухе скорость довольно быстро терялась. Долго удерживаться в воздухе планер может, только если скорость его снижения была сопоставима со скоростью подъема воздушных масс. В этом случае можно направить парящий планер навстречу ветру, а также лететь вдоль наветренного склона зигзагообразно. При этом можно пролетать довольно большие расстояния. В восходящих потоках планер (как и птицы) может описывать круги или спираль без потери высоты, иногда даже с набором.
Планеристу нужно «чувствовать» в полете все встречающиеся на пути полезные для него воздушные потоки. Подобные полеты требуют не только высокого уровня навигационного мастерства, но и глубокого и четкого понимания метеорологических явлений.
В последнее время все чаще планеру подниматься в небо помогает небольшой одномоторный самолет (чаще всего — советский «кукурузник»). Самолет и планер соединяют специальным стальным тросом, пеньковым или нейлоновым канатом или кабелем длиной 50−150 м. Когда высота набрана, планер «отцепляют» от поднявшего его самолета и он свободно парит в воздухе. Длительность полета зависит от умения инструктора поймать воздушный поток.
Но в любом случае первый полет обычно длится только 10−15 минут на высоте 200−250 метров. В первый раз проверяется, как организм реагирует на полетные перегрузки. Хотя в хорошую погоду, да с опытным летчиком можно парить на планере до нескольких часов на высоте 450−550 м. Понятно, что в этом случае вы пролетите не только над территорией аэродрома и можно будет полюбоваться всей красотой пейзажа с высоты птичьего полета.
Однако у этого современного спорта есть некоторые ограничения. Не стоит заниматься полетами, если у вас есть сейчас или были проблемы в прошлом с ушами (разрывы барабанной перепонки, лабиринтит, отит и другие), или же есть заболевания сердца или сосудов головного мозга. Это обусловлено тем, что на высоте давление снижено и с ослабленными сосудами могут возникнуть серьезные проблемы.
Если через некоторое время вы почувствуете себя морально готовым к самостоятельным полетам, без инструктора, можно пройти специальный обучающий курс от трех дней до нескольких недель (в зависимости от интенсивности). При обучении используют обычно двухместный планер. При этом инструктор сидит вместе с учеником, объясняя ему все действия, которые совершаются при буксировке планера, в свободном полете и при посадке. Обязательно рассматривается выход из аварийных ситуаций. Инструктор все время внимательно наблюдает за учеником, исправляя его ошибки. Но все же главным при обучении искусству пилотирования, безусловно, является практический опыт.
Свободно паря в полной тишине над землей на высоте птичьего полета, вы испытаете ощущения, которые ни за что не сравнятся с теми, которые вы испытываете в обычном самолете. Ощущения от такого полета — это нечто большее, чем просто мощный заряд адреналина и море позитивных эмоций. Люди, которые умеют не только работать, но и отдыхать, знают, как важен такой качественно новый отдых!
Алина Палади, Здорово. "? Вся подготовка к полету, включая подробный инструктаж, займет около получаса" - сразу подумал, что посадят за штурвал и полечу. А, как позже написано, нужно еще 3 недели обучения.
И про баротравмы ушей - действительно так серьезно? Тут были парашютные темы - никто не упомянул.
Оценка статьи: 5
0 Ответить
Юрий Лях, я когда статью готовила, перелопатила много статей. Та, в которой мед.противопоказания были упомянуты, еще серьезней пугала. В общем, я так думаю, что в любом случае медика надо спрашивать
А про подготовку, так если с инструктором и в качестве пассажира, то за полчаса проинструктируют-подготовят. А вот если сам за штурвал хочешь, то тут уж - учиться
Оценка статьи: 5
0 Ответить
Алина Палади, а парашюты дают? Это же и по их использованию нужны курсы. Или один большой на весь планер?
Оценка статьи: 5
0 Ответить
Юрий Лях, парашюты обязательны. Для пассажира большая часть инструктажа - как раз о парашютах.
Оценка статьи: 5
0 Ответить
У меня супруг в молодости дельтапланеризмом занимался. А я ни разу не летала. Боюсь, наверное.
Оценка статьи: 5
0 Ответить
Лариса Завьялова, да, дельтапланеризм это тоже здорово!
Но планер - все же немного другое. Он выглядит похоже на обычный самолет, только небольшой и легкий (тут просто картинку редакторы неудачную подобрали, на ней не планер).
Оценка статьи: 5
0 Ответить
Лариса Завьялова, вы, наверно, слишком легкие - ветер может далеко унести .
Оценка статьи: 5
0 Ответить
Юрий, а откуда вы знаете? У меня и правда, сейчас вес 48 кг. приросте 167 см.
Оценка статьи: 5
0 Ответить
Интересно.
Оценка статьи: 5
0 Ответить
Лариса Завьялова, спасибо!
Это моя первая статья здесь, волнуюсь.
Оценка статьи: 5
0 Ответить