Известно, что в 1495 году знаменитый Леонардо да Винчи изобразил на бумаге почти современный велосипед с одинаковыми колесами, цепью, педалями и довольно комфортным сиденьем.
В Англии на витраже одного из костелов в 1580 году изобразили херувима, передвигающегося на одноколесном экипаже.
По мнению большинства исследователей, первый известный нам велосипед с рулевым управлением и педалями изготовил крепостной мастер Артамонов. На своем детище он прикатил в 1801 году на коронацию царя в Москву. При этом изначально переднее металлическое колесо у артамоновского варианта было примерно в 2 раза больше заднего.
Позднее стали изготавливать велосипеды с диаметром переднего колеса до 1,6 метра, которые называли «пауками». Масса подобного агрегата доходила до 35 килограммов, а скорость варьировалась от 12 до 20 километров в час. Передвигаться на таком транспорте было достаточно опасно, так как сидеть приходилось высоко и на седло надо было еще как-то забраться.
Прогресс, однако, на месте не стоял, и в 1869 году стали изготавливать велосипеды с шариковыми подшипниками. В этом же году во Франции между Руаном и Парижем на дистанции 120 километров провели первые гонки на деревянных велосипедах. Средняя скорость самых быстрых участников составила чуть более 11 километров.
В России первое соревнование состоялось 24 июля 1883 года на московском ипподроме. Тогда заезды проходили на велосипедах-«пауках» и моделях, близких к современным.
Диковинные самокатные агрегаты стали настолько популярны, что появились и специализированные журналы. В Москве это были «Велосипедист» и «Циклист», в Петербурге — «Велосипед» и «Самокат». И это невзирая на то, что велосипед в ту пору стоил огромных денег, что-то около 250 царских рублей!
В 1885 году появился «безопасный» современный велосипед, который тогда именовали «бициклом». А в 1890 году стали повсеместно применять пневматические шины.
Первый чемпионат мира по велосипедному спорту организовали на треке города Чикаго в 1893 году.
Известно, что в 1896 году трое смелых англичан объехали на велосипедах земной шар! Совсем скоро, в 1897 году, в журнале «Нива» была приведена фотография велосипеда Дарлинга, на котором предполагалось передвигаться в полулежачем положении. Увы, тогда эта идея показалась курьезной и даже абсурдной.
Популярность колесного транспорта постоянно росла, что способствовало появлению в 1900 году Международного союза велосипедистов. Да что там говорить, если в одной только Германии в 1901 году выпустили 500 000 велосипедов!
В 1911—1913 годах русский спортсмен А. Панкратов совершил на велосипеде кругосветное путешествие. За это его наградили бриллиантовой звездой упомянутого ранее Международного союза велосипедистов. Странно, а вот о награждении англичан не сказано ни слова. Они ведь были первыми…
В 1914 году журнал «Нива» опубликовал проект велосипеда-торпеды с обтекаемым корпусом. Авторство оригинальной разработки принадлежало французу Бюно Варильи. Интересно, что на испытаниях этого устройства за спиной велосипедиста не погасла свеча! Однако потребовалось лет пятьдесят, чтобы к этой идее вернулись с новыми силами и реализовали ее в полной мере.
Велосипеды становились популярными благодаря многим знаменитым людям. Так, членами велосипедных сообществ были писатели Эмиль Золя и Лев Толстой. Последний, кстати, первый раз сел за руль двухколесного транспорта в 83 года! Велосипедной ездой увлекался и знаменитый русский физиолог Павлов.
Сейчас, несмотря на колоссальное количество автомобилей, мопедов, мотоциклов и квадроциклов, мы продолжаем пользоваться велосипедами по разным случаям. Некоторые оптимистично настроенные аналитики утверждают, что к концу столетия количество велосипедистов существенно превысит количество автомобилистов. Что ж, время покажет, так это или нет…
Небольшая ошибка в статье - "По мнению большинства исследователей, первый известный нам велосипед с рулевым управлением и педалями изготовил крепостной мастер Артамонов." Надо написать : "По мнению большинства РОССИСКИХ исследователей..." Для не только большинства, а просто всех нероссиских исследователей это в лучшем случае анекдот. Да и россиские исследователи не все параноики.
0 Ответить
Владимир Радченко, Если интересен велик,можете поискать в искалке "Велосипед Геннадия Колесникова".
Оценка статьи: 5
0 Ответить
Сергей Дмитриев,
Последние 50 лет велосипед меня не интересует. Если Вам любопытно, что меня сейчас интересует, можете помотреть на Ютюбе TenPoint Crossbows Omni Brite Lighted Nock System. К велосипеду это никаким боком. М. б. мы еще доживём до того времени, когда в России будут говорить, что именно русские первые изобрели lighted nock.
0 Ответить
Владимир Радченко, OK! Уже доказано, что Россия родина слонов. Вообще меня не занимает, кто и где изобрёл, главное ЧТО ? А эти приоритеты - дело десятое.
Оценка статьи: 5
0 Ответить
Сергей Дмитриев,
а как же "законная гордость"? Мне на эту тему больше нравится анегдот про рентген.
0 Ответить
Владимир Радченко, про рентген расскажите, я плохо помню анекдоты. К "законной гордости" надо относиться с иронией, когда она "ворочается в тине сердца" вопреки.
Оценка статьи: 5
0 Ответить
Когда я была в музее Леонардо да Винчи в Венеции, я видела его велосипед (только, вроде бы он был деревянный). Как раз для себя узнала, что велосипед придумали давно. А оказывается, вот как много было "велосипедов" (прогресс всегда есть)!
Очень интересная статья, спасибо!
Оценка статьи: 5
0 Ответить
Дарья Сахарова, попробуйте найти в искалке необычный велик Геннадия Колесникова из Густово Ростовской области.Очень любопытная модель.
Оценка статьи: 5
0 Ответить
Сергей Дмитриев, да, правда, интересно было бы покататься! Даже фамилия совпадает с велосипедом!
Оценка статьи: 5
0 Ответить
Дарья Сахарова, Вы ещё прокатитесь на AUTOBIKE и тогда почувствете роазницу между механикой и автоматикой, как для автомобиля,(если Вы уже за рулём).
Так Вы уже нашли велик ГК?
Оценка статьи: 5
0 Ответить
Сергей Дмитриев, да (видела, как выглядит). Я пока не за рулем, еще долго-долго ждать, но было бы интересно и в правду покататься на AUTOBIKE!
Оценка статьи: 5
0 Ответить
Дарья Сахарова, за руль садиться поспешите, получить навыки вождения авто, всё-равно что научиться печатать на клаве в 10 пальцев. AUTOBIKE даже здесь в спецмагазине не продаётся. Не думаю, что Вам легко удастся порулить AUTOBIКом. Разве что заказать в Сети откуда-нить из Австралии.
Оценка статьи: 5
0 Ответить
Максим, Вы наступили на мою больную мозоль. Спасибо за исторический экскурс о великах. Только великие велостраны - Китай, Голландия, Вьетнам, Индия и некоторые другие используют в полной мере возможности ехать на велике.
На юге США хорошие условия для велотранспорта круглый год, но используются они удручающе мало - автомобиль избаловал, обленил пипл. В нашей магале (88дворов) только я активно, каждый день еду по трассе, а также за почтой.
Надеюсь, Вы читали некоторые мои статьи о велике. Сейчас я вошёл во вкус и каждый день с удовольствием трачу час,20мин. - час,40мин. на велопроминаж. Я не смотрел фильм "Похитители велосипедов", но вспоминаю название, когда вижу по несколько детских великов, оставленных на ночь и угонов нет.
Хотелось бы узнать о попытках использовать попутный и боковой ветер для движения велика. Кажется чего проще сделать что-то вроде павлиньего хвоста или зонтика, чтоб ловить попутный и под углом ветер? Прозрачный передний обтекатель тоже облегчил бы передвижение.
Пока достаточно, надеюсь на отзывы в этот молчаливый сезон на ШЖ.
Оценка статьи: 5
0 Ответить
Сергей Дмитриев, я велосипед купил в 39 лет. До этого катался ещё в советское время на обычных велосипедах. Я живу в Воронеже, а у нас пробки огромные на дорогах. И велосипед помогает мне экономить (зарабатывать) в день до 88 рублей в день. Но, по правде говоря, в последнее время у нас и велодорожки появились, и велопарковки. То есть относительно хорошо стало.
0 Ответить
Максим Мищенко, я удивляюсь, почему до сих пор не получил широкого распространения(использования) AUTIBIKE, оду которому в виде статьи ещё не поздно прочитать в ШЖ. Ведь эта штука по сравнению с "обычным" и Вашим нынешним великом, как столяр против плотника.
Ехать на велике по пробковой дороге конечно не сахар, дыхалку напрягает. Позапрошлым летом мы побывали в курортном городке на Восточном побережье.Там я увидел, как выглядят обустроенные велодорожки и организован прокат великов.
...Я уже успешно провёл ходовые испытания очердной самоделки - велоприцепа, осталась доводка и покраска. Осторожно и не скоро обещаю фото. Это уже вторая модель. Покажу обе, которые "обе лучше".
Оценка статьи: 5
0 Ответить
Сергей Дмитриев, я себе тоже велоприцеп сделал. О нём была статья в журнале "Делаем сами".
0 Ответить
Максим Мищенко, поищу в искалке, м/б и картинка есть. Заголовок? "УзнаЮ брата Васю !" (С)
Оценка статьи: 5
0 Ответить