Совсем недавно Всемирная допинговая ассоциация (WADA) запретила дышать ксеноном и аргоном перед соревнованиями. Оба инертных газа назвали «допингом русских» и предали анафеме. Интересно, что вообще-то ксенон и аргон добавляют в кислородные смеси для расслабления, а не увеличения скорости или выносливости организма, но здесь «вадовцы» действовали в рамках общей компании по санкциям в отношении России: «все побежали, и я побежал».
Ксенон и аргон, даже и являясь химическими веществами, никого вреда организму не приносят. Они нужны для дыхания воздухом с пониженным содержанием кислорода на космических станциях, применяются в терапии инфарктов и инсультов. Поэтому их-то можно и оставить, тем более что метода выявления газа в крови нет. Дышал спортсмен благородными газами из таблицы Менделеева перед победой на Олимпиаде или нет — установить нереально.
Зато вредят здоровью различные виды генного допинга. Елена Лашманова, олимпийская чемпионка по спортивной ходьбе, «попалась» на приеме метаболита GW1516, способного перестраивать работу генов так. Подопытные мыши бегали на 60% быстрее после введения им препарата. Но стоит ли здоровье и жизнь молодой девушки (а Елене всего 22 года) победы? Как метаболит влияет на человека, до сих пор неизвестно. Пока ясно только одно — GW1516 наносит вред сердцу.
Впервые в России GW1516 обнаружился у малоизвестного конькобежца Сергея Лисина. В 33 года он внезапно улучшил свой личный рекорд аж на 34 секунды (!) и тут же попал в сборную России для участия в Кубке Мира. Но туда Лисин не доехал — «Русада», российское антидопинговое агентство, обнаружило в тестах допинг — «мутоген».
Ирина Старых, знаменитая биатлонистка, принимала эритропоэтин — почечный гормон, обладающий стимулирующим эффектом. В целом эритропоэтин, или EPO, относят к лекарственным препаратам. Но лекарства нужны уже больному человеку, а здоровому они только навредят. Кроме того, эритропоэтин может быть разным. Почему среди лучших бегунов так много кенийцев? Оказывается, один из генов у этих африканцев (точнее, у представителей двух племенных групп в Кении) лучше вырабатывает EPO, чем гены других народностей.
На основе этого гена ученые создали аденовирус, ускоряющий выработку эритроцитов и повышающий вязкость крови (что и делает эритропоэтин). К сожалению, в отличие от естественного гормона, искусственный аналог очень сложно выводить из организма. Соответственно, спортсмену приходится регулярно принимать препараты для разжижения крови или «пускать кровь». Такое вот сочетание хай-тека и средневековой медицины. А ведь еще в конце 90-х пациенты, принимавшие эритропоэтин, случалось, умирали от сердечных приступов — кровь резко становилась слишком вязкой.
Как пойдет развитие профессионального спорта и профессионального допинга — никому не известно. Другое дело, что все эти стимуляторы и генные допинги не прибавляют к нему интереса. В самом деле, чем восхищаться: мастерством атлета или мастерством его врачей?
Спорт - это огромные деньги. Хоть заверещись от негодования - шоу продолжится.
Оценка статьи: 5
1 Ответить
Современный профессиональный спорт - это узаконенное преступление против человечности.
Не вижу смысла в долгой писанине.
Но вот ведь парадокс: за умышленное заражение стопроцентно излечимым сифилисом виновного посадят в тюрьму, а за умышленное угробление молодых, до того здоровых людей - озолотят.
Оценка статьи: 5
2 Ответить
"Я никогда не любил профессиональный спорт." - я также. Любой здравомыслящий человек не может его любить, разве что в качестве развлекалова, крысиных бегов.
Идея спорта, провозглашенная как минимум дважды, во времена появления спортивных игр и во времена их современного возрождения, идея мира, доброй воли и честного соревнования, давно себя дискредитировала. Впрочем, как и большинство идей, не имевших под собой материальной основы.
Одни крысы бегают на перегонки, гробя свою здоровье, заради своих амбиций, квартир и всеобщей любви, другие эти игрища смотрят, запивая их пивом и зажевывая попкорном, и им, похоже, это нравится. Что же, их дело.
2 Ответить