Титикака располагается на границе Перу и Боливии и является первым по объёму пресной воды и вторым по величине озером в Южной Америке. Около тридцати рек, стекающих с ледников, впадают в него и лишь одна вытекает.
Максимальная глубина озера составляет 281 м, средняя — 140−180 м. Практически круглый год температура воды в озере неизменна и держится в пределах 10−12 градусов. Но в зимнее время вода у берегов иногда замерзает.
Название острова в переводе означает «скала пумы», оно образовано из индейских слов: тити — «пума», и кака — «скала». Пума является священным животным племён кечуа, а само озеро по форме напоминает очертания пумы.
Геологические исследования установили, что около ста миллионов лет назад это большое озеро было морским заливом, со временем вместе с Андами оно поднялось над уровнем моря до 3812 м.
Такой вывод геологов подтверждается и тем, что в Титикаке живут преимущественно морские рыбы и ракообразные, а на побережье встречаются окаменелые останки морских обитателей. Кроме того, склоны гор хранят следы морских прибоев.
Ещё более интересные предположения сделаны учёными после подводных археологических исследований. В начале третьего тысячелетия на глубине 30 метров обнаружили стену, длина которой составляет около километра, каменную террасу, похожую на древнюю мостовую, и вытесанную из камня голову человека. Эта скульптура похожа на подобные изваяния, найденные в городе Тиуанако, расположенном в 19 км от озера.
В легендах коренных жителей этих мест говорится о городе Ванаку, который когда-то находился на дне Титикака.
Для инков озеро Титикака является священным местом, их прародиной.
- Согласно одной из легенд, первый правитель инков Манко Капак, сын Солнца и Луны, и его жена Мама Ойлья вышли из озера и основали город Куско.
- Другая легенда гласит, что прародителями инков были четыре брата и их жёны, которые жили в пещере на одном из островов Титикака. Один из братьев, Манко Капак, стал первым правителем инков.
Учёные считают, что ещё до инков за два столетия до нашей эры на берегу Титикака появилась цивилизация Тиауанако, тогда же в 20 км от озера был построен город. Но в начале IX века по неизвестным причинам цивилизация исчезла. В наше время город называют Тиауанако; как его ранее называли, учёные не смогли выяснить.
В настоящее время вблизи Титикака и на его островах живут народы аймара и кечуа. Часть населения живёт на рукотворных тростниковых островах, так называемых островах Урос, их насчитывается около четырёх десятков.
Как рассказывается в одной из многочисленных титикакских легенд, эти острова впервые построили индейцы племени урос, спасавшиеся от преследования инков.
Вначале инки не притесняли жившие по соседству племена. Но когда в середине XV века правителем стал Пачакутек, начались завоевательные походы.
Многие племена были порабощены, но капи, или урос, успели спастись, уплыв на плотах. Пристать к берегу они не могли — их ожидали воины-инки. Так и остались люди урос жить на плотах, со временем превратив их в более надёжные сооружения — островки. Как сообщают историки, Пачакутек оценил находчивость капи и прекратил их преследовать.
Конечно, такие острова требуют постоянного ремонта — находящийся в воде тростник подвергается гниению, на поверхности острова образуются места, в которых можно провалиться. Толщина острова должна быть не менее двух метров.
Интересный обычай существовал в те времена: провалившегося не спасали, его просто считали жертвой богов. Так ли это было на самом деле — кто знает, может быть, это просто байка для туристов.
Сооружение таких островов довольно длительный и трудоёмкий процесс. Сначала тростник, который в изобилии растёт по берегам озера, срезают под корень, в течение недели высушивают, затем снова замачивают для придания упругости. Далее связывают стебли в снопы и скрепляют их.
Кроме постройки островков местные жители используют этот вид тростника для строительства домов, лодок, хозяйственных принадлежностей, а в наши дни — и сувениров, без которых ни один турист не покидает плавучий остров.
Кроме того, корни тростника урос употребляют в пищу. Правда, особым вкусом они не отличаются, но зато пища всегда найдётся, если голод одолеет.
Кстати, на лодках, построенных из тростника, инки даже пускались в плавание по Тихому океану. Высокие носы лодки украшали фигурами мифических животных, изготовленных тоже из тростника. Чтобы соорудить такое судно, требуется несколько месяцев работы, поэтому в наши дни индейцы предпочитают пользоваться обычными деревянными лодками.
Представляют интерес погребальные башни (Чульпы Сильюстани) народа аймара, находящиеся на берегу лагуны Умайо. Башни сложены из каменных блоков, их высота составляет 10−12 метров. В таких сооружениях хоронили вождей, вместе с мумифицированным телом усопшего помещали еду, напитки, предметы домашнего обихода, украшения, оружие и животных.
Есть на берегу озера загадочное сооружение, называемое Портал Араму-Муру. Это огромная каменная скала, на которой вырезаны углубления, напоминающие ворота. Индейские шаманы верят, что эти ворота предназначены для связи с внеземными цивилизациями и душами умерших людей.
Заслуживает внимания и один из крупных островов Титикаки — остров Солнца. Считается, что там появился на свет бог Солнца, Инти. На острове есть Священная Скала, у подножия которой находятся два следа: один след оставил Инти, другой — Богиня Луны.
В настоящее время Титикака и прилежащие окрестности являются национальным заповедником. В озере водятся рыбы, в том числе и форели, достигающие в длину метра, морские беспозвоночные, встречаются даже акулы.
Среди земноводных обращает на себя внимание многострадальная лягушка — титикакский свистун, эндемик озера Титикака. Это уникальное земноводное животное для дыхания использует в основном свою складчатую кожу, благодаря чему может долгое время находиться под водой. Лёгкие у этой лягушки совсем небольшие, для дыхания, как считают зоологи, она их практически не использует.
Европейские зоологи, впервые увидевшие в озере эту лягушку, дали ей непривлекательную кличку — водная мошонка. Возможно, такое имя пришло на ум первооткрывателям за сходство внешнего вида лягушки с мешковидным образованием у самцов млекопитающих.
А имя «титикакский свистун» появилось вот почему: индейцы считали, что лягушка способна вызывать дождь. Когда людям нужен был дождь, они вылавливали из озера свистуна, сажали в мешок, относили на вершину горы и там оставляли.
Через время лягушка, находящаяся в заточении, начинала возмущённо квакать (свистеть), это должно было вызвать дождь. Если свистуну везло и дождь начинался, то его с почётом возвращали в озеро. В противном случае участь лягушки была незавидной…
Но самое главное, что умела лягушка, это лечить многочисленные болезни, в том числе и импотенцию. Правда, для этого свистуна просто-напросто лишали жизни. Затем изготавливали по специальной технологии коктейль и продавали это снадобье мужчинам.
В результате этого количество лягушек с каждым годом уменьшается. Как считают специалисты, за последние десятилетия их количество сократилось на 80%.
Государственные структуры странным способом защищают несчастную лягушку: из страны её запрещено вывозить, чтобы, например, детально изучить и начать разводить в питомниках. А вот местным жителям не запрещается вылавливать её, использовать для своих целей или продавать на рынках.
Такое вот уникальное озеро есть в горах американского континента. Кому удастся посетить те места, сможет, если посчастливиться, увидеть своими глазами титикакского свистуна и осторожно походить по тростниковому островку, чтобы не провалиться под воду и не стать даром для божества.
Ольга Рррр, Спасибо за отзыв!