Однако не всегда и не все было так безмятежно. История города начинается с обживания местности на севере Самбийского полуострова в 1258 году. Именно тогда впервые упоминается Рузе-Мотер — располагавшееся здесь языческое поселение пруссов.
Имя этого народа у всех на слуху, но происхождение названия до сих пор является тайной для исследователей. Лишь в IX веке, в дневнике неизвестного купца, впервые упоминаются Brusi. Затем это название уже в нынешней его форме упоминается в польских и немецких хрониках. Считается, что оно восходит к санскритскому слову purusa и означает, собственно, «человек».
В средневековой Европе пруссы были, пожалуй, самыми «упрямыми» язычниками. Их главными богами в немалом пантеоне были Перкуно — верховный бог, бог грома и молнии, Аутримпо — морской владыка, Патолло — бог подземного мира. Имя верховного бога — Перкуно — так явно соотносится со славянским Перуном и литовским Перкунасом, что несомненным становится общее индоевропейское происхождение славян и балтов.
Однако христианской Европе не давал покоя анклав язычества на Балтике. Со времен Карла Великого миссионеры отправлялись сюда с завидной частотой. Посланники христианского короля оставили многочисленные записи, по которым можно судить о древних пруссах как о гостеприимных, рачительных хозяевах, занимавшихся в основном охотой и рыбной ловлей, а также скотоводством и добычей янтаря.
С гостеприимством каким-то образом уживалась крайняя агрессивность прусских дружин. Они ходили походами на польские и литовские земли. В эпоху расцвета союза прусских племен — это XII−XIII века — они контролировали обширную территорию между Вислой и Неманом.
Богатые, плодородные земли пруссов не могли не быть предметом вожделения соседних христианских государств Европы. В 1230 году четвертый магистр Тевтонского ордена Герман фон Зальц получил от Григория IX, тогдашнего Папы Римского, благословение на крещение всех прусских племен. Это стало началом заката пруссов.
Исчезло и наименование поселения Рузе-Мотер. Тевтонцы сначала произносили его как Рауше-Мотер, а с XIV века за ним окончательно закрепляется название Раушен. Считается, что возникло оно по созвучию с немецким глаголом «шуметь» или «шелестеть».
А шуметь и шелестеть было чему. Самбийский полуостров, или Замланд, — территория с весьма богатой и разнообразной растительностью. Преобладают сосны, насыщающие воздух бесподобным ароматом. Свою нотку вносят пихты, дубы, березы, клены. Вкупе с цветущими магнолиями и рододендронами выглядит все это великолепие просто потрясающе!
Постепенно забывался язык, менялся образ жизни. Последний человек, знавший подлинный язык пруссов, покинул этот мир в 1677 году. А эпидемия чумы, разыгравшаяся в Европе в начале XVIII века, унесла последних представителей древнего и гордого племени.
На прибалтийские земли, сменяя историю пруссов, пришла история Прусского королевства, население которого не имело ничего общего с исчезнувшим народом.
В XIX веке у немецкой (и не только) знати стали модными морские курорты. На отдых выезжали большими семьями, на несколько месяцев. В самых живописных местах балтийского побережья стали строиться нарядные виллы. Считается, что настоящий расцвет Раушена как курорта начался после 1840 года, когда его посетил король Пруссии Фридрих-Вильгельм IV. Однако вплоть до начала XX века Раушен оставался камерным городочком, тихим и малоизвестным.
В 1900 году из Кенигсберга до Раушена прокладываются железнодорожные пути, и жизнь в небольшом городе меняется кардинально. Открывается ипподром, строится фуникулер, появляется набережная-променад. Здравницы города предлагают разнообразное и самое современное по тем временам лечение. Помимо морских ванн и прочих стандартных лечебных процедур, отдыхающим предлагалось электро- и грязелечение, разные виды массажа, светотерапия.
Вторая мировая война пощадила мирный курортный городок. В апреле 1945 года в Раушен вошли советские войска. Обошлось без серьезных разрушений. В 1946 году вместо Восточной Пруссии возникла Калининградская область, а в 1947 Раушен завершил прусский этап и, поменяв название на Светлогорск, шагнул в социалистическую эпоху.
Сейчас Светлогорск — это известнейший российский город-курорт. Он привлекает своеобразной, интересной архитектурой — здания с элементами неоготики и модерна очень грамотно вписаны в ландшафт. Прекрасная Балтика получила еще более нарядно оформленный променад с впечатляющими солнечными часами и необычной и загадочной Ундиной. (Парни, осторожнее, Ундина славится своей разрушающей любовью к противоположному полу!)
С центральной улицы Светлогорска на набережную можно попасть, воспользовавшись невысокой и недлинной, немного игрушечной канаткой. А можно спуститься по серпантинным тропинкам парка. Этот путь длиннее, но намного приятнее и полезнее, кстати.
Если не совсем уж преступлением, то большущей оплошностью будет, приехав в Светлогорск, не посетить очень камерный, но запоминающийся на всю жизнь органный зал Макарова. И огромный, помпезный Янтарь-Холл. Там много чего проходит, всегда можно выбрать мероприятие по своему вкусу.
Гостей города, помимо многочисленных санаториев, встречают гостевые дома, апартаменты, пансионаты. Светлогорск не отпускает однажды полюбившего его. Он затягивает прусскими истоками, манит тевтонским средневековьем. Он зовет пройти по его европейским улочкам, надышаться ветром Балтики, услышать шум величественных сосен.
И в давние времена, и в советскую эру, и в наши дни самый немецкий из российских городов по-прежнему интересен и незабываем.
Александр Котов, подозреваю, что информации о заболеваниях, которыми страдали в Средневековье крайне мало еще и потому, что к медикам...