Все, ну или почти все приехавшие, первым делом идут на мост Конституции. Он современный, красивый, прозрачный. К стилю Венеции не относится ровно никак, но из-за такого диссонанса как раз и бросается в глаза.
Мост соединяет автовокзал с железнодорожным вокзалом. Без него пришлось бы или проплыть одну остановку на водном автобусе-вапоретто, или идти пешком вдоль правой стороны Гранд-канала до моста Скальци.
Мост Конституции стал четвертым мостом через Гранд-канал после Риальто (1588 г.), моста Академии (1854 и 1933 гг.) и Скальци (1954 г.).
Он построен уже в XXI веке, в 2008 году, архитектором Сантьяго Калатравой. Проектировался почти 10 лет. Название выбирали очень долго. Почти до самого открытия конструкция официально именовалось просто «Четвертый мост». Наконец, решили его назвать в честь итальянской конституции 1947 года.
После этого мэра Венеции Массимо Каччари понесло, и он решил заодно переименовать площадь Пьяццале Рома, поскольку так её назвали итальянские фашисты. Площади планировали дать имя итальянского антифашиста Сильвио Трентина, но старое название настолько знакомо и символично всему миру, что его в конце концов оставили.
Ещё одним вариантом названия было «мост у Зирады». Зирада — старое венецианское слово, обозначающее сильный изгиб Гранд-канала, где мост и стоит.
Опять же интересная связь времен. Площадь Пьяцалле Рома хотели назвать именно «Площадь у Зирады» (то есть у изгиба). Но итальянские фашисты, пришедшие к власти, не согласились с названием и при помощи различных средств убеждения помогли народу выбрать правильное с их точки зрения название — «Площадь Рима». Ведь нужно было почаще напоминать регионам, кому они служат и кому подчиняются. Вот такая вот политическая топонимика.
Ещё были варианты:
- «Мост двух святых», так как пролёт соединяет улицы Святой Клары (Fondamenta Santa Chiara) и Святой Луции (Fondamenta Santa Lucia).
- Саббадинский мост — в честь некоего Саббадина, который планировал построить на этом же месте мост ещё в XVI веке. Но мы знаем, как долго венецианцы принимают решения в отношении мостов.
Но если вы хотите сойти за местного, то называйте мост «мостом Калатравы» — по имени архитектора, и при этом изображайте на лице максимальную брезгливость.
Как несложно догадаться, венецианцы мост терпеть не могут, ругают, критикуют и регулярно находят серьезные технические обоснования для демонтажа конструкции.
Протесты и митинги были столь сильны, что четвертый мост Венеции открыли по-тихому, без всяких церемоний. Мэр наделал бутербродов и съел их вместе с несколькими строителями и журналистами.
Стоимость этого объекта современной архитектуры — 11,3 миллиона евро. Из них почти 2 миллиона приходится на канатную дорогу, которая так и не заработала. Бюджет строительства превысили почти в два раза, а сроки строительства с полутора лет растянулись на шесть. По этому поводу даже расследование проводили, но ничего преступного не нашли.
Также оказалось, что длина и подъем ступеней неодинаковы, что заставляет постоянно контролировать свой шаг (подтверждаю). Стеклянные элементы пола во время дождя становятся скользкими, а дождь в Венеции — частый гость. Так что сейчас стеклянный пол пытаются заменить на трахит (вулканическая порода).
В результате всех расследований и перепалок в 2019 году архитектор подал в суд на Венецию, требуя от города почти 4 миллиона евро за моральный и репутационный ущерб, а Счетная палата требует взыскать с Калатравы 78 тысяч евро налогов.
Избегайте строить мосты в Венеции! Не стоит оно того.
Александр Котов, подозреваю, что информации о заболеваниях, которыми страдали в Средневековье крайне мало еще и потому, что к медикам...