Вот фотография дворика в Венеции:
На переднем плане явно старинная клумба (ведь там цветочки растут), а на заднем плане здание с надписью «Corte de le Muneghe»:
На желтой стене за колодцем висит герб со львом, но у меня в архиве осталась фотография только с одной точки. Даже при входе во дворик льва я проигнорировал:
Дворик находится на улице Calle de le Muneghe, и поскольку слово corte означает «суд», то первое предположение, что это здание местного суда. Но неужели у каждой улицы свой судебный двор?
Хорошо, а что означает Muneghe? По звучанию я услышал что-то «мюнхенское». Может, здесь жили приезжие из немецкого города? Версия вполне правдоподобная, ведь есть в Венеции Calle Ragusei — Рагузейская улица, где обитали выходцы из города Рагузы (ныне Дубровник), который венецианцы захватили в 1205 году на 150 лет.
Увы, к Мюнхену слово не имеет никакого отношения. Катая его на языке и произнося по-разному (мюнегхе, мюнехе, манэхе), я вдруг ощутил какую-то связь со словом «монахи». Удивительно, но я почти угадал.
Запрос «Muneghe meaning» выдал информацию, что в Средние века венецианцы так называли монахов, а чаще монахинь. Слово в названии улицы обычно говорило, что на ней находится дом общины. Опять же обычно подразумевался дом, где жили монахини.
Соответственно, название улицы — улица Монахинь, а историческое место называется «Двор монахинь», поскольку слово corte имеет второе значение — «двор» (постоялый, скотный). Это как в английском court и courtyard.
Упоминание дворика встречается в Интернете всего пару раз. Причем данные касаются той «клумбы» и герба со львом.
Дальше я с удивлением узнал, что «клумба» — старинный колодец из непроницаемого известняка. Квадратная рама «поддерживается» вырезанными из камня свитками, а по бокам колодец украшен изображениями щита с крестом и, видимо, кувшина (точнее амфоры). Возможно, амфора означала, что вода пригодна для питья, а крест на щите указывал на принадлежность к монастырскому дому.
В основании видна дыра для слива воды. Унести колодец сложно, так как он уходит глубоко в землю.
Крест на барельефе не касается сторон щита, значит, является второстепенным символом. При этом он является греческим — перекладины равны и пересекаются в центре, а не латинским, где вертикаль длиннее горизонтали.
Ближайшие к дому церкви — Сан-Самуэле и Санто-Стефано, но никаких упоминаний об их связи с двором нет.
Больше никакой информации о дворе и колодце не было, и я попробовал найти что-нибудь о самой улице, где здание находится.
Выяснилось, что по адресу Calle de le Muneghe 2993, на другом конце улицы от моего дворика, жила бабушка авантюриста и ловеласа Казановы. Марсия Фарусси перебралась сюда после смерти мужа — дедушка Казановы умер от разрыва сердца, когда узнал, что его дочь, мать Казановы, стала актрисой. Этот же дом теперь считается местом рождения Джакомо Казановы. Адрес рождения менялся уже дважды, если что.
И всё это было интересно узнать, но ни капли не помогло восстановить историю монашеского дома. Попробую составить запрос на итальянском в какой-нибудь городской архив или напишу блогерам-историкам. Пока же я зашёл в тупик.
На фотографии есть ещё один важный социально-культурный элемент — современная и довольно изящная урна. Часто говорят в разных трэвел-шоу и блогах, что в Венеции урн нет. Теперь вы видите, что это неправда. Урны в Венеции есть.
Александр Котов, подозреваю, что информации о заболеваниях, которыми страдали в Средневековье крайне мало еще и потому, что к медикам...