Олег Банцекин Грандмастер

Как появились и развивались грибы на Земле?

Грибы изучает наука микология. А их эволюцию — палеомикология. Палеомикологам приходится намного сложнее, чем их коллегам археологам или палеонтологам. В отличие от растений и животных, грибных окаменелостей практически нет. Особенно это касается ранних периодов развития.

Фото: adege, pixabay.com

Почему так происходит, легко поймёт любой грибник. Грибы — хрупкие создания. Они состоят из мягких мясистых тканей, которые легко разлагаются и не минерализуются.

Кроме того, даже сохранившиеся останки гриба сложно отличить от колонии микроорганизмов, умершей миллионы лет назад. Более-менее удается изучить грибы, жившие на деревьях и окаменевшие вместе со стволом дерева-хозяина после попадания в торф, например.

Одна из версий утверждает, что грибы появились на нашей планете где-то в начале протерозоя. Конечно, это не привычные нам лисички, маслята или подберезовики. Таким грибам всего-то 300−400 миллионов лет. Зато где-то 2,4 млрд лет назад уже существовали организмы, которые можно считать предками современных грибов.

Это были многоклеточные организмы, жившие на дне водоёмов. Представляли собой что-то вроде клубка длинных нитей. Эти нити умели срастаться между собой при недостатке питания. Процесс срастания называется анастомоз, и он существует и у современных грибов.

Другие исследования сокращают эволюцию грибов почти в 2 раза. В 2009 году были опубликованы данные, что грибы возникли максимум миллиард лет назад либо «всего» 760 миллионов лет назад.

Опять же ни о каких белых или шампиньонах речи не шло. Древние грибы представляли собой колонии одноклеточных и одноядерных организмов (хитриды). Жили такие колонии на водорослях или амфибиях. Хитридиевые грибы считаются низшими в царстве грибов и существуют и сегодня.

Грибы
Фото: Termininja MarkusHagenlocher, ru.wikipedia.org

До 2019 года считалось, что где-то 500−600 миллионов лет назад грибам надоело жить в воде и они постепенно выбрались на сушу. Однако в мае прошлого года в канадской Арктике обнаружен окаменелый гриб Ourasphaira giraldae, который, предположительно, жил на суше уже миллиард лет назад.

В таком случае именно грибы были первыми неводными обитателями Земли, успев выйти на сушу раньше растений и животных. Сухопутные грибы долго походили на мох, но уже обладали спорами для размножения.

400 миллионов лет назад грибы разделились на сумчатые (Ascomycota) и базидиальные (Basidiomycota).

• Сумчатые грибы — это, например, ягель, который уже миллионы лет кормит северных оленей, или такой деликатес, как трюфель.
  • К базидиальным грибам, или базидиомицетам, относятся боровики, опята, лисички и все грибы с ножкой и пластинчатой шляпкой, которые мы привыкли собирать в лесу.

Считается, что все знакомые нам виды грибов существовали уже в позднем карбоне, 300 миллионов лет назад. А грибы-лишайники и того раньше — 635−551 миллионов лет назад. Причем начало существованию всех современных грибов дал один общий предок.

Грибы успешно пережили пермско-триасовое вымирание 250 миллионов лет назад и на долгое время фактически захватили планету, став доминирующей формой жизни. В отдельные периоды на Земле не было никого, кроме грибов!

Грибы
Фото: Depositphotos

Второй раз грибы «захватывали» планету 65 миллионов лет назад, когда вымерли динозавры. Гибель ящеров спровоцировало резкое увеличение количества грибов. Объясняется это довольно просто: огромное число гигантских трупов образовало что-то вроде всепланетной «компостной кучи», которая быстро заросла грибами.

Грибы — кулинарная «машина времени». Делая солянку или суп из этих удивительных организмов, вы едите пищу давно вымерших животных и исчезнувших цивилизаций (белые грибы почитались ещё гурманами Древнего Рима). При этом за последние 200−300 миллионов лет грибы практически не изменились.

Статья опубликована в выпуске 19.10.2020