Погребён он в городе Никопсии, который по одной из версий находился в Новом Афоне, а по другой — в посёлке Новомихайловский, недалеко от Краснодара. Несмотря на разногласия в версиях, в XIX веке на месте предполагаемого погребения проповедника воздвигли Новоафонский монастырь Симона Кананита.
Согласно преданиям, святой апостол, живя в Абхазии, совершал добрые дела. Он лечил людей руками и молитвами. Благодаря его проповедям некоторое количество местного населения приняло христианскую веру. Был уничтожен дикий языческий обычай — приносить в жертву младенцев, людоедство.
Симона Кананита почитают как покровителя супружества. Исходя из легенды, у него на свадьбе Иисус Христос совершил своё первое чудо — превратил воду в вино по просьбе своей матери Марии. Об этом пишется в Святом Евангелии от Иоанна Богослова. Фрагмент читается, когда совершается таинство венчания. Молодые люди, вступающие в брак, верят в его помощь. Во время экскурсии мы видели несколько пар молодожёнов, посещающих эти места.
Пещера Симона Кананита находится неподалёку от монастыря. Это территория Псырцхинского заповедника. Каменистая дорога к нему идёт вдоль когда-то бурной реки Псырцхи. В этом году река обмелела и местами пересохла. Местные жители говорят, что ушла под землю. Буйная растительность по берегу реки, на площади заповедника осталась, и пышные кроны деревьев нависают над водой. Густая листва защищает от солнечных лучей тропу, образуя тенистый коридор.
По дороге к келье есть две местные достопримечательности: след на камне святого и лобное место в виде креста, где апостол был убит. Здесь лежат свечи, так как проходят богослужения. По пути можно набрать чистой воды из святого источника.
Дорога из камня, которую выложили монахи ещё в XIX веке, приводит к отвесной скале, где находится келья. Чтобы попасть в неё, необходимо подняться по крутой лестнице с вырубленными из камней ступенями. И хотя имеются железные перила, они неудобные и подниматься тяжело. Говорят, что раньше не было лестницы. Под сводом кельи находился лаз, образованный естественным путём, через который Симон Кананит попадал в своё жилище. Вход в грот был выдолблен монахами позже.
Сама келья представляет собой углубление в скале небольшого размера. Она как бы разделяется на две небольших природных комнаты, где располагаются иконы. Можно поставить свечи. Здесь проходят богослужения.
Во время нашего посещения пещеры звучала запись молитвы, присутствовал священнослужитель. Он объяснил, как правильно ставить свечи, молиться за близких.
За кельей ухаживают священнослужители, миряне.
Стоит ли побывать в этих местах, решайте сами.
Александр Котов, подозреваю, что информации о заболеваниях, которыми страдали в Средневековье крайне мало еще и потому, что к медикам...