В русском языке слово «таможня» произошло от слова «тамга». Само это слово пришло в Россию во времена владычества Золотой Орды. Означало оно тавро, или печать, знак, который ставили на ценное имущество. Наличие тамги означало, что данная вещь принадлежит такому-то роду.
Таможня и пограничники — защита рынка государства. В последние десятилетия сторонники глобализации стремятся устранить таможенные барьеры между странами, пытаясь объединить их рынки, создавая единый глобальный рынок товаров и услуг. Что лучше, а что хуже — надо решать по обстоятельствам.
Если соседние государства производят лучшую сельскохозяйственную технику, то для них естественно попробовать договориться с менее развитыми соседями о беспошлинном допуске их продукции на рынки ближних государств. При этом вполне возможно ограничение доступа тех товаров, выпускаемых соседями, которые уже у них получаются лучше и дешевле.
Начиная с 1950-х годов в странах Западной Европы создавался общий рынок. Сначала — для угля и стали, потом, потихоньку, перечень товаров, свободно перемещаемых между странами ЕС, стал расширяться. Исчезли визы для граждан ЕС при проезде из одной страны Союза в другую. Однако это не устраняло некоторые сложности в товарообмене между государствами. Например, дешевые испанские и итальянские вина остальные страны ЕС пускали на свои рынки с огромным трудом и ограничениями.
Когда на рынке стали и стального листа США появилось слишком много товара из ЕС и России, американские законодатели ввели большие пошлины на ввоз изделий, честно конкурировать с которыми металлургические предприятия Америки уже не могли.
С
События последних 10−15 лет показывают, что границы и таможни на планете существуют недаром и исчезнут еще очень не скоро.
Какой же должна быть таможня? Наверное, быстрой и неподкупной. А еще — малозаметной для обычных пассажиров.
В 1992 году группа инженеров, в которой был и я, в первый раз пересекала государственную границу: мы улетали в командировку в Италию. Пройти в Шереметьево-2 таможенный контроль было нелегко, хотя мы, кроме своей одежды, ничего не везли. Российские таможенники были весьма суровы, перебрали у некоторых из нас все барахло, увидев на «рентгене» что-то для них подозрительное. Так что Италии мы ждали с ужасом. Тем более что итальянского тогда совсем не знали, лишь чуть-чуть говорили по-английски.
В Милане на выход после паспортной проверки шли, заранее ожидая проблемы с какими-нибудь «запрещенными к ввозу» вещами. Нас, бредущих нога за ногу, обогнал спешащий на выход из аэропорта пассажир вполне европейской внешности с небольшим портфелем в руке, не имевший никакого иного багажа (я сравнил легкость его багажа с нашими древними «чумаданами» и совсем пал духом). Очереди на таможне не было. Люди, не желавшие ничего заявлять на тему оплаты пошлин, просто шли мимо нескольких таможенных офицеров. «Товарищ» проходил там на пару минут раньше нас…
Итальянский таможенник скользнул по нам взглядом — и перенес внимание на следующих за нами. Мы невольно вздохнули от облегчения, но ни к каким оргвыводам со стороны таможни это не привело.
Когда мы были уже у выхода, я вдруг обнаружил, что «уверенного товарища», который нас только что обогнал, таможенники деловито и быстро «потрошат». Один вел протокол, другой снимал с «товарища» очередные часы. На столе лежали еще несколько пар часов, они были на руке под просторным пиджаком. Портфель был полуоткрыт. Похоже, там тоже было «нечто» для ударной растаможки, но с этим они, видимо, решили разбираться позже, после потрошения спрятанных на теле запрещенных товаров ударника контрабандистского труда. При встрече нахальства и профессионализма нахальство обычно проигрывает.
В Германии и Бельгии в 1990—2000-е годы я таможни даже не помню. Паспортный контроль, длинный переход пешком, взял вещи — и на улицу. Если что-то есть, заяви и заплати пошлину. Но у командировочного — какие там вещи для предъявления на таможне? Проходил много раз без каких-либо замечаний таможенников. Хотя, я уверен, было бы что-то, наверняка бы изъяли из толпы и предложили честно расплатиться. Просто я не нарушал таможенных правил, потому таможенников и не видел.
В Китае в наше время — тоже вполне цивилизованная таможня. В середине 2000-х в Шанхае наша группа инженеров из России ожидала транспорт и встречающих представителей фирмы. Чемоданы были свалены кучей, рядом — мы. Стояли и болтали. Мимо нас ненавязчиво пробежала собачонка. Маленькая такая, кажется, спаниелька. Понюхала воздух, помахала хвостиком… Потом обежала кучу чемоданов. Раза два обежала. И побежала к хозяину, он стоял довольно далеко. В форме, естественно…
И тут одни из нашей компании выдал: «Эх, жаль, не знал я, что тут проверять не будут, надо было какую-нибудь контрабанду взять». Я ему показал на убегающую собачонку и намекнул, что его только что тщательно проверили на контрабанду, а он этого даже не заметил.
Когда закончится эпидемия коронавируса, на таможнях, на паспортном контроле и в «красном» и «зеленом» коридорах для прибывающих пассажиров будут нести довольно трудную вахту таможенники, пытаясь по виду прилетевших пассажиров понять — кто везет контрабанду. И будут миленькие маленькие спаниельки бегать между пассажирами, улыбаясь во всю пасть и махая хвостиками. Иногда они будут делать стойку на какого-нибудь из пассажиров, после чего оного будут брать под белы рученьки полицейские и офицеры таможни и приглашать в отдельные комнаты, где проводится тщательная проверка багажа, а возможно — и личный обыск с целью обнаружить наркотики и/или контрабанду чего-то запрещенного. Или просто попытку провезти какой-то товар без положенной выплаты таможенной пошлины.
Удачи всем, кто полетит за границу! И совет: не стоит даже пробовать нарушать таможенные правила РФ и страны, куда вы летите. Лучше всего заранее узнать эти правила и соблюдать. Обмануть профессионалов очень трудно.
Анастасия, ваша статья почти сделала меня счастливой)