Преимущества трубопроводной транспортировки:
- инфраструктура имеет малые затраты на эксплуатацию;
- этот транспорт работает круглосуточно и с высокой скоростью;
- при его работе нет проблем переполнения или перегрузки;
- не нужна упаковка и возврат опорожненных контейнеров;
- система работает независимо от того, на какой местности расположен трубопровод.
К сожалению, этот вид транспорта недостаточно защищен от разного вида диверсионной деятельности и очень уязвим в случае войны.
Рассмотрим, что именно перекачивают по трубопроводам.
Газ
Газопроводов в мире построено больше всего. Первый газопровод был построен в Китае около 4300 лет назад. Газ подавался по бамбуковым трубам от месторождения к находившимся неподалеку потребителям для получения света и тепла, для выпаривания соли из соляного раствора. По трубам газ шел за счет избыточного давления в газовом пласте под землей, потому газопровод не мог быть слишком длинным.
Впоследствии газопроводы большой длины от месторождений к потребителям начали строить только в XX веке.
Первый газопровод для доставки газа потребителю был построен в 1825 году в США, в городе Фредония. А первый магистральный газопровод длиной 195 км был построен тоже в США 1891 году, он шел от газовых промыслов на севере штата Индиана до Чикаго.
В начале XX века строительство газопроводов в США продолжилось, в 1928—1932 годах были построены магистральные газопроводы от месторождения Панхендл в Чикаго (1570 км) и Детройт (1375 км).
В Европе в Польше первый газопровод от месторождения в Дашаве до Стрыя был построен в 1924 году, впоследствии был продолжен до Львова.
С середины XX века строительство транспортных газопроводов ускорилось. В СССР тоже началась газификация промышленности и страны и началось крупное строительство транспортных газопроводов от месторождений к потребителям.
В наше время вся Западная Европа газифицирована, активно продолжается газификация России.
Нефть и нефтепродукты
Принцип создания нефтепроводов обосновал в 1863 году Дмитрий Иванович Менделеев, а уже в 1878 году на Апшеронском полуострове был построен первый нефтепровод длиною 10 км, который шел на нефтеперерабатывающие предприятия Баку от Балаханского месторождения.
В наше время нефтепроводов построено около 200 тысяч км, чемпион тут — Россия: более 80 тысяч км нефтепроводов — российские.
Вода и фекалии
Общей статистики по водопроводам и канализации я не нашел, но, например, в Питере, который по размерам находится в общемировой статистике всего лишь на 45 месте, общая длина водопроводов немного меньше 8000 км. Так что общую длину водопроводов, по моим прикидкам, следует оценить в несколько сот тысяч километров. Примерно той же длины должны быть и канализационные трубы.
Водород
В последнее время в рамках экологических проектов «зеленые» пытаются резко увеличить получение электричества и тепла, используя на ТЭС в качестве топлива водород. Ведь при сгорании водорода не образуются вредные вещества — только вода. При этом сама технология трубопроводной перекачки водорода уже отлажена: в США длина водородных трубопроводов составляет 1400 км, а в Европе — около 1500 км.
Самый первый водопроводный трубопровод Рейн-Рур был сооружен в Германии в 1938 году, его длина 240 км. Работает он и в наше время.
Шламопроводы
Рудные концентраты или уголь иногда бывает выгоднее транспортировать от места производства до порта не в контейнерах, на автомобилях или по железной дороге, а в виде водной суспензии по трубопроводу. Концентрат смешивают с водой и перекачивают по трубам туда, куда необходимо. После перекачки концентрат отделяется от воды, вода проходит систему фильтров для очистки, а высушенный концентрат попадает в порт.
В Огайо в конце 1950 г. были построены два шламопровода для транспортировки угля. В Тасмании (Австралия) в 1967 году был построен 80-километровый шламопровод для транспортировки железной руды.
В Индии работают два шламопровода длиной более 250 км.
В настоящее время в Бразилии производится проектирование шламопровода длиной 525 км для транспортировки железорудного концентрата.
Этанол
По этанолопроводу Тампа-Орландо, длина которого составляет 136 км, в год перекачивают 1.9 млн тонн спирта. Спирт в США используется в качестве добавки к топливу.
При транспортировке спирта возникают проблемы, спирт является причиной сильной коррозии труб. Потому трубы для этанолопровода делаются из специальных сталей, мало подверженных коррозии.
Аммиак
Транспортируется по трубам и аммиак. В наше время в эксплуатации находятся несколько аммиакопроводов, самый длинный из них — Тольятти-Одесса, длина которого составляет 2417 км, а мощность достигает 2.5 млн тонн в год.
Аммиак при транспортировке находится под давлением 35 атмосфер, он охлажден до +4 градусов. Ввиду высокого давления продукта толщина стенок трубопровода увеличена до 13 мм. Для соблюдения температурного режима аммиака стенки трубопровода двойные, в них закачан азот.
Сера
В Канаде эксплуатируется серопровод Кэролайн-Шанц длиной 41 км, по нему в год перекачивается 1.9 млн тонн продукта в год.
Прокачка серы весьма сложна. Сера становится жидкой при температуре 120−140 градусов, потому на всей длине трубопровода производится подогрев. Стенки трубопровода двойные, между ними закачиваетя очень горячая вода, обеспечивающая сохранение температуры перекачиваемого продукта.
Молоко
В Голландии между островом Амеланд и городом Холвердом на материке с 1978 по 1994 год работал 15-километровый молокопровод, 8 км которого проходили под морем. Ежедневно по трубопроводу перекачивались 30 тонн молока, произведенного на острове.
Пиво
В 2016 году в бельгийском городе Брюгге был построен первый в мире пивопровод. Труба длиной 3 км. Труба имеет подземное залегание, по ней перекачивается 4000 литров пива в час. Пиво перекачивается из пивоварни De Halve Maan, расположенной в центре Брюгге, на окраину города, в промзону, где происходит дальнейшая обработка продукта.
Пивопровод дал огромную прибыль пивоварне, ибо теперь не надо перевозить большие объемы пива по очень узким улицам старинного города. Теперь на пивоварне только варят пиво, а заполнение бутылок и бочонков происходит в промзоне на окраине.
Рассол
В Австрии, в деревне Гальштат, много веков добывают соль. Для транспортировки добытого продукта в 1595 году был построен солепровод. Было выдолблено 13.000 стволов деревьев и по полученной трубе от Гальштата до Эбензее на расстояние 40 км перекачивался рассол.
Я встречал раньше информацию про то, что есть трубопроводы, по которым перекачивается подсолнечное масло и что-то еще. Но сейчас не сумел найти подтверждения. Не удивлюсь существованию каких-либо еще более экзотичных трубопроводов!
Ах, какие "схватки боевые" гремели на ШЖ 10 лет назад... Но - иных уж нет, а те - далече. Надорвались прометеисты и цивилизаторы.