Навыки выращивания чая Иуда Антонович приобрёл во время работы на чайных полях в Чакви, в Аджарии. В 1900 году он самостоятельно начинает заниматься любимым делом. В это время с семьёй переезжает в Краснодарский край, обосновываясь в долине Дагомыса.
Уже через год Кошман получает первый урожай чая. Однако в результате ссоры с чаеторговцами, увидевшими в нём конкурента, ему пришлось свернуть начатую работу. И в 1905 году семья перебазируется на новое место жительства — в селение Солохаул. Здесь Иуда Антонович обустраивает участок и продолжает работу над выведением новых сортов чая.
Селекционер старался, чтобы его продукция была востребована среди населения, получила одобрения со стороны правительства. Поэтому Кошман принимал активное участие в выставках. Об успешной работе говорят грамоты, дипломы, свидетельства, сертификаты. Самые значительные из них — медаль «В память 300-летия царствования дома Романовых». Получена награда на выставке «Русская Ривьера» в Петербурге. Золотая медаль «За самый северный в мире чай» вручена в Москве на сельскохозяйственной выставке в 1923 году.
Сейчас на территории усадьбы
Заходим внутрь помещения. Крашеные низкие потолки, скрипучие половицы говорят о его давности. Дом состоит из трёх комнат. В первой на центральной стене висит фотография основателя русского чая — Иуды Кошмана. По обе стороны портрета размещены семейные фото и снимки коллектива.
Домашняя утварь и убранства на кровати в гостиной рассказывают о быте семьи чаевода. Жена Кошмана, видимо, была рукодельницей. На стенах висят картины, выполненные вышивкой крестиком. Такой же техникой украшены блузка и убранства кровати. Тяжёлые утюги на углях, кувшины, тазики, деревянное корыто, керосиновые лампы помогают лучше узнать о жизни хозяев. Иконы в красном углу комнаты говорят о том, что семейство Кошманов было верующим.
В одном из помещений представлена композиция из посуды. Это большое разнообразие заварочных чайников и кружек для чаепития. Дополняют интерьер старинные самовары.
Интересно было взглянуть на орудия работы на плантациях, сбора урожая и его обработку. Мы увидели простые, несовершенные инструменты, с помощью которых трудились чаеводы.
Информационный стенд рассказывает о становлении и развитии чайного пути в крае. Также даётся расшифровка состава чая: химический состав, дубильные вещества, витамины, пигменты, углеводы.
Ухоженная территория, где расположен музей, оставляет хорошее впечатление. Много зелени, кусты аккуратно подстрижены. Работает небольшое кафе, совмещённое с магазинчиком. Здесь можно попить чаю и попробовать блинчики с мёдом. Понравившиеся сорта чая и продукты пчеловодства можно приобрести за наличный и безналичный расчёт.
Экскурсоводы подробно рассказывают о выращивании чая
Иконы в красном углу комнаты говорят о том, что семейство Кошманов было верующим.
Я думаю, найти атеистов в сельской местности на территории Российской империи в начале 20-го века было практически невозможного. Так что религиозность семьи Кошманов - вполне естественна для времени и места, в которые они жили. Стоило ли на этом акцентировать внимание читателя? Другое дело, семья (судя по описанию - красный угол, иконы) была православная, что достаточно необычно, учитывая национальность чаевода-первопроходца. Вот это уже, на мой взгляд, обстоятельство, заслуживающее дополнительных пояснений со стороны автора. Интересно, это была вынужденная мимикрия под то окружение в котором жила семья? Или православие было осознанным выбором?
И ещё, как мне показалось, важный момент. В материале ничего не говорится о детях Иуды Антоновича. Похоже, что семья Кошманов была бездетной? Тогда, получается, если бы не советское государство, продолжить начатое И. А. было бы некому?
Если же собственно о чае, то на сегодняшний момент времени, краснодарский чай, как на мой вкус, лучшее из того, что есть по чаю в наших магазинах. Я так всем сортам и производителям предпочитаю "Краснодарский с чабрецом и душицей".
Оценка статьи: 5
1 Ответить
Константин Кучер, конечно, Или православие было осознанным выбором? так наверняка и было,т.к. в ином случае владение земельным участком - немыслимо.
Оценка статьи: 5
0 Ответить
Спасибо, Леонид, за достаточно интересную и важную информацию.
Но! Если мы соглашаемся с тем, что православие для семьи Кошманов было осознанным выбором (иначе он не смог бы заниматься тем делом, которым хотел заниматься), то возникает другой вопрос - действительно ли семья была верующей, как утверждает автор, или иконы - это формальная атрибутика, которая просто должна была присутствовать в доме, чтобы давать возможность семье заниматься на своей земле тем делом, которым она (или, как минимум, её глава) хотела заниматься?
Оценка статьи: 5
0 Ответить