В одной из туристических компаний о популярных вариантах семейного отпуска на мой запрос ответили, что семидневный отдых на озере Байкал с вылетом из Петербурга с экскурсионными турами для троих стоит от 159 тыс. руб., отдых на похожих условиях в Хакасии — от 90 тысяч, за недельный «организованный» тур с экскурсиями с вылетом в Казань на троих требуют от 115 тыс. руб., в Нижний Новгород — от 105…, во Владикавказ — от 90…, столько же в Каспийске, с размещением на морской базе отдыха, а в Адлере — от 65…
Но есть хорошая новость. На Байкал можно слетать или доехать поездом самостоятельно, остановившись в Иркутске, что и было проверено надлежащим образом.
Дорога
Скучно, когда ты родился, скажем, в Ленинграде. Большой, конечно, город. Но вот спросят тебя: «Ты откуда родом?» Ну и какое удовольствие отвечать, что из Ленинграда? Другое дело — сказать, что из Усолья-Сибирского или даже Малого Голоустного! Тут собеседник и ошалеет слегка: «Чего-чего Сибирского?» или «Это где вообще такое?» А на самом деле, все это рядом с Иркутском и чистейшем озером Байкал.
С такого неожиданного диалога началось мое общение на вокзале Иркутска, куда из Выборга через Петербург можно доехать самым быстрым поездом за 3 дня и 19 часов. Причем с пересадкой в Москве, так как прямого маршрута нет. Или долететь самолетом за 8−11 часов с ночной пересадкой в столице России — за 13−17 тыс. рублей.
Я выбрал поезд не потому, что люблю медленно ехать, а потому, что во время путешествия по России, на поезде с длительными остановками, узнаешь ее особо — с удивительной стороны; тому способствуют расстояния, особый колорит ж/д-путешествия и, конечно, местные условия, они везде свои.
Иркутск — областной центр, расположен на юге Восточной Сибири, в 70 км западнее озера Байкал. Аэропорт (помимо ж/д вокзала) позволяет отправиться дальше — в Пекин, Харбин, Сеул. Самый расходный кластер начавшегося турсезона в дальнем путешествии — логистика.
На месте можно сэкономить: койко-место в хостеле, как и в Выборге и Петербурге, обойдется в тысячу рублей — при компенсации в виде по-разному воспитанных соседей по комнате. Тренд сезона в Забайкалье — размещение туристов в кемпингах и на базах отдыха.
Относительно указанных выше «страшных» цен все это обходится примерно в разы дешевле. А относительно новомодное слово глэмпинг, как разновидность кемпинга, объединяет два удовольствия: комфорт гостиничного номера с возможностью отдыха на природе, и побеспокоившись заблаговременно, можно освоить недорогие варианты.
Но я пишу для того, чтобы вы как раз сюда не ездили, сэкономили…
«Ворота на Байкал»
Да, и так называют Иркутск, где уместно до онемения ступней погулять по набережной быстрой, прозрачной Ангары, полюбоваться старинными зданиями, которые столетие назад, в 1920 году, видели верховного правителя России, бывшего географа и исследователя
Шестой — по численности — в Сибири город с прекрасной деревянной архитектурой, основанный как острог, в прошлом году отметил 560 лет со «дня рождения». Расположен на берегах реки Ангары при впадении в нее реки Иркут, в 66 км от берега Байкала. 600 тысяч человек дышат тут воздухом Сибири.
Особняк Шастиных на улице Уткина и Кружевной дом на улице Декабрьских событий — истинное украшение Байкальского края. Старожилы с ностальгией вспоминают, как иркутяне любили открытые веранды в домах и, чтобы не платить налог за второй этаж, научились строить полутора-этажные здания и радоваться в них жизни.
Иркутск когда-то был морской столицей, где снаряжались экспедиции к северным и восточным морям. В сохранившемся и теперь здании была штаб-квартира Русско-Американской компании, управлявшей восточными территориями России и Аляски — до самой Калифорнии.
Достопримечательности
Иркутск прошлых веков — это город купцов, зарабатывавших на торговле соболями и «мягкой рухлядью», китайским чаем, добывавших золото, слюду и минералы. Пока замоскворецкие купцы строили церкви, иркутские не чурались «социального предпринимательства»: так возникали странноприимные дома, больницы, школы, сохранившие еще старинные названия. К примеру, Сиропитательный дом Медведниковой, Ивано-Матренинская детская больница…
Роскошный некрополь Георгия Шелихова, первооткрывателя и путешественника, можно посетить в Знаменском монастыре. В Листвянке, что в полутора часах езды автобусом от Иркутска, увидел Черский камень, тут же имеется доступ к вакуумному телескопу. Московские ворота, триумфальная арка, построенная в честь победы над… Наполеоном, украшает набережную реки Иркут.
Легко узнать, как приподнялся из земли город за прошедшие два века. Недалеко от цирка расположена усадьба Баснина постройки начала XIX века, теперь она стоит в овраге. Другие достопримечательности — Музей мусора, гора «Пик Любви», «Лес чудес» — тоже приятно удивят жителя привычных нам широт.
Самая красивая центральная улица города называется Большая. В начале ее причудливое мавританское здание бывшего географического общества приютило Краеведческий музей, а напротив — классический дворец генерал-губернатора, он же Белый дом. Доминанта улицы — здание Гранд-отеля. На этой же улице Художественный театр, он же — один из первых кинотеатров России, и глобус под крышей Типографии Макушина и Посохина.
Творчество сынов и дочерей Иркутска интересно и познавательно. Драматург Александр Вампилов прославил иркутский театр на всю Россию. Среди каменных портретов ударников производства железной дороги смотрит Сталин. Недалеко местный «биг-бен», изваяния китайских обезьян, привлекательные греческие богини, и, конечно, же памятник корове, куда же без него. Есть даже «Бронзовый турист». Увековеченный персонаж свидетельствует о том, что и в Иркутске пытаются развивать туристический бизнес или хотя бы иногда вспоминают о нем.
Полярный исследователь Александр Колчак не всегда был «контрреволюционером». Многие вне Иркутска забыли, что «Верховный правитель России» начинал как талантливый географ, гидрограф и путешественник, полярный исследователь, бывавший в экспедициях. Он служил даже в Монголии. Действующая Харлампиевская церковь в Иркутске также и морской храм, где венчался
А самая старая — Спасская церковь, построенная в архаичном стиле XVIII века. Говорят, будто ее глухая стена служила стеной укрепленного острога без окон без дверей, на недосягаемой высоте — фреска «Крещение инородцев», чтобы помнили.
Украшают город и две церкви, построенные в стиле классицизма с колоннадами: Входо-Иерусалимская и Георгия Неокесарийского.
На фоне фантастической по красоте природы, где есть не только чаячьи базары, но и Шаман-Камень. Скала, разделяющая поток Ангары надвое. По бурятской легенде вослед строптивой дочери сердитый Байкал кинул камень и запер ее на много лет, но дочь просочилась и понеслась к любимому Енисею.
Местные условия и туристические услуги Иркутска позволяют погрузиться на дно Байкала в специальном батискафе и увидеть подводные пляжи нерп. Продолжение праздника — уникальное шоу байкальских нерп, нравится детям и взрослым! Настолько выучились дрессировать пресноводных тюленей, что те освоили простой счет, а некоторые выдают на простейших музыкальных инструментах такие звуки, что душа радуется.
Музеи
Мнение об Иркутске, через который осужденные декабристы и не только они следовали в Нерчинск и далее, укрепилось после восстания 1825 года. Сюжет о княгине Волконской и генерал-губернаторе Восточной Сибири
Затем об их жизни складывали легенды, и уже в ХХ веке появились музеи, сохраняющие не укоренившийся в Сибири дух дворянской эпохи: здесь не только хранят вещи декабристов, но даже ставят спектакли, проводят вечера романсов. Историко-мемориальных музеев, связанных с эпохой «учеников истины», как окрестил их сенатор и герой 1812 года генерал Раевский, вокруг много, есть на что посмотреть. У города Петровск-Забайкальский сохранился даже памятник
Башни и частокол Илимского острога, каскад водяных мельниц, прообразы старых сибирских деревенских домов и бурятские юрты порадуют глаз; местными краеведами воссоздается быт жителей Сибири. За ваши деньги предложат прокатиться на телеге летом и санях зимой, покормить белого верблюда, стремительно спуститься с горки на коровьей шкуре и не только.
В исторической зоне Иркутска, называемой «130-й квартал», несколько десятков старинных деревянных зданий и жилых домов, построенных три века назад. В Ремесленном подворье, как сказали мне в центральной библиотеке Иркутска, проходила забастовка типографских рабочих под руководством
Кругобайкальская железная дорога — еще один памятник блестящей инженерной мысли, также ставший природной достопримечательностью.
В 30 км от Иркутска, в Ангарске, расположен музей часов. Для тех, кто забыл, как устроены часы, это понравится: «ходики» и даже будильники разных времен, собранные в коллекции, порадуют знатока или, наоборот, простака.
Старейший в мире ледокол «Ангара» также пришвартован в Иркутске. На мой вопрос, долетевший до ушей показавшегося из рубки человека — с берега через леера, был ответ: судно действующее, хоть сейчас «пойдет».
Случай на переезде
В Иркутске люди со своеобразным юмором. Фамилии тут говорящие: Затопляевы, Курносовы, Перетопкины, слышал даже такие, как Смоленщина и Патрон.
Путешествуя на туристическом автобусе в Листвянку, мы остановились на ж/д-переезде. Долго, с полчаса, мигал красный запрещающий сигнал, причем никаких поездов не было. Реплики типа «за это время родить можно…» и подобные здесь привычны уху обывателя, но дальнейшее превосходит всякую, даже выборгскую, фантазию.
Устав, видимо, не меньше нашего, к шлагбауму в войлочных тапочках и спортивном трико, поверх экипированная желтым светоотражающим жилетом, подошла смотритель переезда, и… присела на тыльную сторону шлагбаума, потянув ее принудительно вниз. Таким образом, заградительный красно-белый горизонтальный барьер медленно пополз вверх. Затем она ушла в «сторожку», но машины стояли, ибо светофор «мигал красным».
Выйдя оттуда со стремянкой и широкой черной тряпкой, напоминающей бывшую мужскую футболку 68 размера, она взобралась по ступенькам и накрыла ненавистный светофор, как хозяева накрывают клетку с попугаями, чтобы те не надоедали и угомонились, приняв отсутствие света за ночь. И… началось автомобильное движение. Затем хозяйка переезда стала кому-то звонить, но это уже видел мельком. Иркутский водитель с каменным лицом без признаков улыбки тут же прокомментировал, что «василльна делает это 5 раз в день».
Вот такой он, сибирский город Иркутск.
Александр Котов, подозреваю, что информации о заболеваниях, которыми страдали в Средневековье крайне мало еще и потому, что к медикам...