• Мнения
  • |
  • Обсуждения
Игорь Вадимов Грандмастер

Судоходные каналы. Как они появились и какие у них перспективы?

Перевозка грузов по воде обходится во много раз дешевле перевозки по суше. Так было, когда по суше ездили на телегах, а по воде ходили на парусах, или — на каналах — на конной тяге. Так остается и теперь, когда поезда по рельсам перевозят гораздо меньше, чем современные контейнеровозы по воде.

Фото: по лицензии PxHere

История каналов

Около 4000 лет назад в Древнем Египте был построен канал, соединивший Нил с Красным морем. В Вавилоне при царе Навуходоносоре был построен «царский» канал, соединивший Тигр с Евфратом. Увы, эти каналы не сохранились.

Больше 2500 лет назад в Китае появился судоходный канал. Пока дикие предки рафинированных англичан, изящных французов и живущих по строгому распорядку немцев бегали по лесам и охотились на дичь с дубинками, образованные китайцы построили судоходный канал, соединивший Янцзы и Хуанхэ. Длина канала 1776 км, а его максимальная глубина составляет 42 метра. Этот канал и сегодня — самый длинный в мире. Его называют Великим Каналом, он внесен ЮНЕСКО в список Всемирного наследия.

Великий канал в Янчжоу
Великий канал в Янчжоу
Фото: Vmenkov. Собственная работа, по лицензии CC BY-SA 3.0

Во времена Карла Великого было начато строительство системы каналов, которыми предполагалось соединить Рейн, Маас и Дунай. То, что не удалось сделать Карлу Великому, было сделано в 1992 году. Канал функционирует, его длина составляет 171 км, но глубина сооружения и шлюзов всего 4 метра. Большие морские суда там не поместятся, а вот речные перевозят массу грузов из Северного моря в Черное.

Особенно быстрыми темпами строительство каналов начало идти, начиная с XVIII века. Ведь производство развивалось, надо было перемещать множество товаров — на телегах столько было просто не перевезти. Вплоть до появления железных дорог единственным способом перевозки многих товаров были именно каналы.

За время с 1759 по 1830 год в Англии было построено около 4800 миль каналов. Товар провозили по ним в баржах. Тянули баржи лошади и мулы, которые шли по специальным дорожкам вдоль берега канала. Кстати, большая часть этих каналов используется и сегодня — правда, в основном с экскурсионными и туристическими целями.

В XIX веке, после изобретения паровой машины (сначала пароходов, а потом и паровозов) и развития в развитых странах сети железных дорог, значение мелких речных каналов сильно уменьшилось. Ведь составами по железной дороге можно было довезти значительно больше грузов и намного быстрее и дешевле, чем небольшими баржами на конной тяге.

Канал Эри
Канал Эри
Фото: Joshua Karn. Собственная работа, по лицензии CC BY-SA 3.0

В США в 1817—1825 годах был построен канал Эри (длина около 500 км), соединивший с Атлантическим океаном систему Великих озер.

В Канаде с 1954 по 1959 годы был построен глубоководный канал Святого Лаврентия (длина 600 км), соединивший канадский Монреаль, стоящий на реке Св. Лаврентия, с системой американских Великих Озер. Так появилась возможность провести из Атлантики до Великих Озер суда длиной до 225.5 м, шириной до 23.8 м и с осадкой до 8.2 м.

В настоящее время функционирует много каналов. Но наиболее крупные из них — Великий Канал, построенный в Китае, до сих пор являющийся рекордсменом по длине. За ним, по длине, в тройке лидеров — канал Св. Лаврентия (600км) и канал Эри (500 км).

Построенный во времена СССР Беломорско-Балтийский канал имеет длину 227 км. Увы, его глубина — всего 4 метра, что не позволяет проводить через него морские суда.

Суэцкий канал был построен в 1869 году, его длина — 193.3 км. Шлюзов на нем нет, глубина 24 метра, а ширина 205 метров.

Суэцкий канал и железнодорожный мост Эль-Фердан
Суэцкий канал и железнодорожный мост Эль-Фердан
Фото: H Nawara, общественное достояние

Канал Рейн-Майн-Дунай имеет длину 171 км. За ним — Волго-Донской канал, длиной 101 км.

Затем идут Кильский (98 км), Хьюстонский (80 км) и Панамский (77 км) каналы.

В 1894 году был открыт Манчестерский канал, длина которого составляет 58 км, соединивший промышленный Манчестер с Ирландским морем.

Перспективы

В настоящее время говорят о Никарагуанском канале в Центральной Америке, который соединит Акватории Атлантического и Тихого океанов, и о канале «Евразия», который соединит Каспийское и Азовское моря. Зачем там нужны новые каналы — ведь уже есть Панамский и Волго-Донской?

Дело в том, что Панамский канал строился сильно «на вырост», но в настоящее время построены суда большего размера, чем «Панамакс» (длина до 289,56 м, ширина до 32,31 м, осадка до 12,04 м) — максимальный размер судов, способных пройти по Панамскому каналу. Суда, превышающие эти параметры, вынуждены обходить Южную Америку, ибо в канал они не вмещаются.

Новый канал, который сейчас планируют построить на территории Никарагуа, будет иметь глубину порядка 30 метров, а ширину от 250 до 500 метров. Планируется, что суда будут проходить канал примерно за 30 часов. По нему смогут ходить танкеры дедвейтом до 400.000 тонн и контейнеровозы до 25 тыс. TEU.

По таким же причинам планируется постройка канала «Евразия», или Манычского. Ведь Волго-Донской канал имеет шлюзовые камеры размером 140×16.7×3.5 м, по нему могут пройти только небольшие речные суда.

Беломорканал
Беломорканал
Фото: Svetlov Artem, общественное достояние

В кооперации с Китаем и Казахстаном, для реализации нового проекта «Шелковый путь», планируется создание канала, по которому смогут пройти суда грузоподъемностью 20−26 тыс. тонн. Планируется ширина каналов до 90 метров, глубина до 9.5 метров, длина шлюзовых камер — до 400 метров. По такому каналу смогут проходить уже большие морские суда.

Где еще каналы будут построены? Видимо, там, где это оправдано экономически. Я нашел еще проект трансиранского канала — из Персидского залива в Каспий. Вместе с каналом «Евразия» это бы здорово сократило доходы владельцев Суэцкого канала. А создателям было бы очень выгодно.

Мне кажется, что в дальнейшем более вероятна реконструкция уже существующих каналов, чтобы по ним могли проходить более крупные суда.

Статья опубликована в выпуске 11.12.2023

Комментарии (2):

Чтобы оставить комментарий зарегистрируйтесь или войдите на сайт

Войти через социальные сети:

  • "...проект трансиранского канала — из Персидского залива в Каспий. Вместе с каналом «Евразия» это бы здорово сократило доходы владельцев Суэцкого канала" Думаю в первую очередь пострадает Египет. Ведь основные поступления в его бюджет (по некоторым данным 90%) идут именно от Суэцкого канала.

    Оценка статьи: 5

    • Игорь Вадимов Игорь Вадимов Грандмастер 12 декабря 2023 в 06:50 отредактирован 12 декабря 2023 в 06:51 Сообщить модератору

      Валерий Сатокин, спасибо за замечание - пострадает владелец. Если египет - значит, он и пострадает.
      При постройке Никарагуанского канала, что, надо панамцев жалеть?
      Как там шварцнеггер в "Красной жаре" говорил? -- "КАПИТАЛИЗМ"

      ..,правда, в трансиранский канал не верю, но - а вдруг?