Гордиться своими, в рамках социумных установок, достижениями, своей семьей, местом, где он родился и живет, страной и нацией. По принципу своего — лучшего, и чужого — худшего, паритетные и объективные сопоставления здесь всегда терпят неудачу.
И чаще всего тем, к чему сам отдельный индивид отношения не имеет, но «приглашается»: к гордости рода, клана, целой страны. Исключительно в границах не человечества и цивилизаций, а своего «куликова болота».
В итоге мы имеем целые народы гордецов и «гордунов». Более развитых и менее, экономически и технически продвинутых и отсталых, с древней историей и не очень. Сильных, красивых, умных, правых, высоких, быстрых, белых, желтых и не очень… Так или иначе, все гордятся всем и чем-нибудь.
Гордость можно разделить на несколько видов:
- личная — когда человек сам добился, достиг чего-то и гордится этим;
- национальная — когда человеку предлагают гордиться достижениями предков, нации, страны;
- расовая — по принципу цвета кожи;
- религиозная — по принципу религиозного исповедания и принадлежности;
- сюда можно еще добавить гордость гендерную, профессиональную, материальную
и т. д.
Есть люди, которые гордятся своими увечьями и ранами, количеством выпитого и съеденного, украденного и числом убитых других людей…
И всегда, в разной степени градуса и интенсивности, гордость и процесс «гордения» строится на сравнении и противопоставлении, чувстве превосходства чего-то и кого-то перед кем-то и над чем-то. Никакие истинное равенство и честное уважение здесь невозможны, иначе это уже будет не гордость.
А чем же так плохо гордиться тем, чем нас всегда учат гордиться — чем-то своим, страной, историей страны или тем, что ты заработал себе на дом-квартиру, что ноги у тебя от ушей и шелковистые волосы, что у тебя мускулы и большая библиотека дома?
А тем, что:
- Как замечено выше, привычка и стимул гордиться основаны на обязательном постоянном сравнивании себя и своего, конкурировании и соревновании. Сравнении, которое не дает расслабиться и принимать себя какой ты есть, без постоянного невроза превзойти, победить кого-то.
- Большинство гордится тем, к чему не имеет никакого отношения. Т.н. национальная и историческая гордость. Будь то первый полет в космос (Например, мне всегда было интересно: ну, полетел кто-то из твоей страны, до тебя и незнакомый тебе, и что дальше? Что тебе от этого, что от этого всем остальным? Тем более, полетел опять из чувства вечной конкуренции, желания побить и победить, а в итоге был по (у)бит сам). Или лучший в мире балет, самая большая в мире демократия или какие-либо изобретения.
- Большинство приучают гордиться тем, что придумано, утрировано, приукрашено, переврано, чего никогда не было или было не только у них, не у них.
- Чувство гордости сродни гордыни, а гордыня — чувство крайнего превосходства, национального или персонального, ведущее к ксенофобии, расизму, нацизму… Из чего родилось немало конфликтов и войн.
Сильное стремление гордиться всегда основано на комплексе неполноценности, подозреваемой в себе худшести и неуверенности, когда обязательно нужно кому-то что-то доказать. А это всегда патология, болезнь, своими временными ремиссиями дающая только краткие передышки, чтобы снова перейти в длительный рецидив.
К сожалению, государству выгодно стимулировать в гражданине именно чувство гордости, национальной и персональной, сплачивая общество вокруг себя, власти, в социуме подвигая его к постоянной борьбе, соревнованию, попыткам якобы превзойти других и якобы себя, дабы манипулировать им и его неуверенностью таким образом, управляя человеком в своих целях. Придумывая целые стратегии и философии, мифы и слоганы для этого.
И если в краткосрочной перспективе гордость может принести быстрые очевидные плоды — «сын, муж, гражданин — я горжусь тобой, твоим дипломом, твоим умом, твоим бездыханным телом на очередной амбразуре», то в долгосрочной перспективе для отдельного индивида она всегда проигрышна, в своем процессе мучительна и в конце разрушительна.
Более того, в корне такой гордости всегда лежат невежество, неуверенность в себе и попытка манипулировать тобой другими.
...Всё изложено в авторском стиле толерантности и отстранённости. Маячит обильное обсуждение, но посмотрим ? Лично мне сразу вспомнился классик для эпиграфа: " Что годится, чем тордиться? // Продают "Цемент"со всех лотков. // Вы такую книгу что ли цените ?// Нет нигде цемента , а Гладков написал благодарственный молебен о цементе.//..."
...НО не раскрыта тема гендерной, семейной заточки, она на уровне живучести бендеровщины. Вся проблема в гармоничной заточки родителей и трагедия в многоразовом семейном составе по разным причинам. Оценка: 5+ !
0 Ответить