Первое письменное упоминание о налогах встречается на клинописных табличках Законов Хаммурапи (1793−1750 годы до н.э.). С населения страны брались налоги в виде 1/10 производимого ими (приплод стад, урожай, пойманная рыба и так далее), но кроме этого существовал отдельный налог серебром. Собранное шло в царскую сокровищницу и распределялись посредством мощного бюрократического аппарата.
В Древнем Египте налоги имели форму платы за пользование землей. Ее взимали специально назначенные писцы, госслужащие, которых охраняли солдаты. Разделения по качеству полей не было, за определенную площадь взимали определенный налог зерном.
В Древней Греции со свободных граждан брать налоги считалось неприличным. Однако во время войн или при активном городском строительстве взимался чрезвычайный подоходный налог — примерно в размере от 10% до 20%, в зависимости от тяжести проблем полиса.
В Древнем Риме в самом начале его существования самым первым был военный налог, или трибутум. Взимали его только с плебеев, патриции от него были освобождены. И вначале он был натуральным — с крестьян брали продуктами, с ремесленников изделиями, полезными для солдат, и лишь потом он стал денежным.
Закончили взимать это налог только в 168 году до н.э., зато в стране появились новые. Постепенно количество разных налогов и сборов в Риме увеличивалось, и к моменту возникновения Римской империи их было уже около 200.
Самыми важными из них были:
- налог с урожая (10%);
- налог на соль;
- налог на наследование (5%);
- налог с оборота (1%);
- налог на торговлю рабами (4%) и на освобождение рабов (5%).
В зависимости от товара существовали еще ввозные пошлины от 5% до 30%.
Налогов было много, в каждой отдельной римской муниципии их дополняли свои, местные. Наличие множества денежных потоков со смутными правилами распределения порождало сильную коррупцию.
Потому, начиная с Цезаря, в Римской империи началась унификация налогов. На их упорядочивание ушло почти три века. В самой Италии налоги в конце концов составили около 10−15%, а в провинциях — 30−40% годового дохода.
Но Рим пал. Вместе с ним было потеряно и надолго забыто очень многое. На долгие века.
В средневековой Европе правители феодальных доменов брали с людей, живших на их территории, столько, сколько могли. Вот тут искусство быть хорошим хозяином как раз и заключалось в том, чтобы его крестьяне и ремесленники имели силу и интерес работать, а не дохли с голоду. А ведь бывало и такое, вспомните Речь Посполитую, в которой крестьяне считались «пся крев» и эксплуатировались намного больше, чем крепостные в России.
С купцов, проезжавших по их землям, феодалы обычно просто брали какую-то долю. Кто поумней — не жадничал, тогда количество купеческих караванов, пересекавших его феод, увеличивалось, что было очень выгодно. Глупые пытались повысить пошлины и оставались без купеческих караванов.
Долгое время ушло на то, чтобы руководство стран изучило вопрос налогов и научилось правильно их взимать. Увы, до сих пор, кажется, не до конца научились… Но во всяком случае умеют избегать крайностей, ведь иногда бездумно введенные налоги приводили к бунтам.
Яркий пример — соляной бунт во времена царя Алексея Михайловича. Тогда, ради упрощения взимания налогов, было решено отменить все налоги, оставив только один — на соль, которая из-за этого подорожала многократно. В итоге начались голодные бунты, так как консерваирование продуктов в те времена проводилось, как правило, при помощи соли, и запасов на зиму заготовить в том году не получилось. В итоге — новые налоги пришлось отменять, возвратившись к тем, что были ранее.
Каковы функции налогов?
- Фискальная — налоговый контроль и санкции за неуплату обеспечивают собирание денег с налогоплательщиков, благодаря чему наполняются финансовые потоки государства.
- Распределительная (социальная) — часть денег, полученных от богатых и успешных плательщиков, передается незащищенным категориям граждан.
- Контролирующая — налоги позволяют руководству государства оценивать динамику развития всех производственных отраслей государства — и промышленных, и сельскохозяйственных.
- Регулирующая (стимулирующая или дестимулирующая). Посредством налогов правительство страны способно ускорять развитие тех или иных отраслей промышленности и сельского хозяйства, а также тормозить таковое, если считается, что излишняя положительная динамика повлечет какие-то негативные последствия для государства.
Налоги — тот самый инструмент, которым правительство не только заполняет «закрома», но и старается управлять государством, помогая подтолкнуть те отрасли в тех регионах, где нужно ускорение развития. Но с их помощью можно и затормозить то и там, где для экономики лучше не слишком спешить, дабы получить максимальную выгоду от торговли — внутри страны или с другими государствами.
Правда, это — идеальный взгляд на налоги. В реальной жизни при введении налогов слишком часто случаются ошибки. Или это не ошибки, а реальная подрывная деятельность против государства при помощи госчиновников, коррумпированных внешними недоброжелателями.
Ярким примером такого вредительства служит прогрессивный подоходный налог второй половины 90-х годов, когда честные работники должны были платить до половины заработанного — при существовании тренда в обществе «налоги платят только трусы». Когда к власти пришли люди, настроенные на восстановление страны, им пришлось много работать, чтобы восхваление в СМИ «храбрых» жуликов, воров и бандитов перестало быть доминирующим. Ну и новая, плоская, шкала налогообложения им в этом сильно помогла.
В общем, налоги совершенно необходимы для существования государств. При этом показатель, сколько из положенных налогов взимается, а сколько утаивается, есть признак силы государства. В крепкой сплоченной стране налоги взимаются полностью и жульничество в этом процессе считается моветоном. И наоборот: если государство слабое, налогоплательщики стараются не платить ему деньги, полагая, что для общей пользы это бессмысленно. Это не единственное отличие, но одно из самых важных.
Александр Котов, подозреваю, что информации о заболеваниях, которыми страдали в Средневековье крайне мало еще и потому, что к медикам...