Брейн-ринг, или просто брейн. Многие знакомы с этой игрой по телевизионной версии, которая снималась телекомпанией «Игра» в период с 1989 по 1999 год. Кстати, это одна из немногих игр на нашем телевидении, которая, наряду с «Что? Где? Когда?» и КВН, не являлась калькой импортной телепередачи, а была полностью оригинальна. К сожалению, сейчас брейн-ринг не выходит в эфир, и все слухи о его возрождении так и оказываются слухами. Нашему телевидению, очевидно, выгодно кормить зрителей «интеллектуальными» викторинами типа «составьте название животного из букв акоасб».
Идея брейна-ринга родилась в одесском клубе интеллектуальных игр «Эрудит» в восьмидесятых годах двадцатого века. В отличие от «элитарки» и «спортивки», брейн является очным соревнованием двух команд. Существует несколько версий брейна, отличающихся количеством разыгрываемых вопросов и способом начисления очков за правильные ответы, но смысл игры всегда остается примерно одинаковым.
После чтения вопроса команды имеют одну минуту на обсуждение, но в любой момент любая команда может подать сигнал о готовности отвечать нажатием специальной кнопки. Правильно ответившая команда лишает соперника возможности ответить на этот же вопрос и получает очко. Неправильный ответ дает второй команде двадцать секунд на обсуждение, после чего она может дать ответ или отказаться от ответа. Если обе команды дали неправильный ответ или не отвечали вообще, то очко не присуждается никому. В варианте игры с накоплением в таком случае следующий вопрос дает два очка за правильный ответ. Игра проводится до розыгрыша заданного количества вопросов. Побеждает команда, набравшая больше очков, а в случае равенства очков засчитывается ничья.
Среди знатоков популярность брейн-ринга немного ниже, чем у «спортивки». Связано это, в первую очередь, с необходимым для игры оборудованием. Если для «спортивки» достаточно всего лишь бланков для ответов, то брейн требует специальной установки, так называемой брейн-системы, которая фиксирует очередность нажатия кнопок, регистрирует фальстарты, а также не дает ведущему запутаться в том, сколько времени дать командам на обдумывание. Существовавшие несколько лет назад способы игры «на хлопки» или поднятие руки неизбежно приводили к спорам и разногласиям, что, конечно, снижало спортивность и справедливость игры.
Вопросы брейн-ринга гораздо легче, чем в «спортивке», а тем более в «элитарке». Часто вопрос берется обеими командами еще в процессе чтения, и тогда все решается быстротой «кнопочников» команд. Специфика брейновских вопросов в том, что они обычно допускают взятие как «логическим» обсуждением, так и простым знанием используемого факта. Опытные знатоки помнят огромное количество самой разнообразной информации, часто дают ответы на первой же секунде, что приводит в замешательство молодые команды: «Мы еще не начали обсуждать, а они уже ответ дают». Вот пример типичного брейновского вопроса, основанного на русском литературном анекдоте.
Вопрос 1. Пушкин скороговоркой говорит графу С., который лежит на диване, а его дети играют на полу:
— Детина полоумный на диване.
Граф обиделся.
— Вы слишком забываетесь, Александр Сергеевич, — строго проговорил он.
— Ничуть! Вы, кажется, не поняли меня. Я сказал…
Продолжите фразу Пушкина.
Если присмотреться к первой пушкинской фразе, то найти ответ несложно, но несколько секунд подумать придется. А команда, слышавшая этот анекдот, даст ответ мгновенно.
Вопрос 2. Хорватская компания «Artidjana Company» создала уникальное женское платье. К сожалению, стирать его приходится шампунем. А из чего сделано это платье?
Опять лишь пара секунд раздумий. Для чего обычно используется шампунь?
А как быть, если набрать команду никак не удается? А может быть, вы непримиримый индивидуалист? Тогда вам открывает объятия «Своя игра». Она появилась как телевизионная передача-викторина на канале НТВ в 1994 году. «Своя игра» является аналогом американской телеигры «Jeopardy!», которая, впрочем, не слишком популярна в Америке и даже попала в художественный фильм «День сурка», как символ пустой и бесцельной траты времени. У наших же знатоков игра прижилась и зовется «свояком».
Суть свояка заключается в том, что три, а в спортивных версиях — четыре участника наперегонки отвечают на вопросы. Вопросы сгруппированы в темы и имеют разную стоимость, которая зависит от их сложности. Если дается правильный ответ, то сумма зачисляется на счёт игрока, в противном случае — снимается. Вопросы выбирает по теме и сумме игрок, последним правильно ответивший на вопрос. После нескольких обычных раундов разыгрывается финальный. В нём играется только один вопрос, причём отвечать на него обязаны все трое участников. Сначала они выбирают тему, затем делают свои ставки, после чего звучит сам вопрос. Вот пример темы для свояка.
Тема «Запах».
1. Эти запахи, согласно анекдоту, отбивает одеколон «Гарри Поттер».
2. Ей посвятил свою песню «Ваши пальцы пахнут ладаном» А. Вертинский.
3. Он просил забрать орла вместе с запахом.
4. Эти серосодержащие вещества добавляют к природному газу для придания ему характерного запаха.
5. Они вместе с запахами покидали героиню стихотворения Беллы Ахмадулиной «Прощание».
В свояке еще более, чем в брейне, важна роль аппаратуры. Хорошая система для «Своей игры» позволяет полностью копировать телевизионный вариант. Уже не редкость, когда при проведении игр используют не только компьютер, но и мультимедиа-проектор, что делает игру очень зрелищной.
Интеллектуальные игры привлекают не только эрудитов-энциклопедистов. Игры по душе найдут и те, кто увлекается художественной литературой и даже стихами. Но об этом — в следующий раз.
Сверяем ответы.
Вопрос 1: Дети на полу, умный на диване.
Вопрос 2: Из человеческих волос.
Ответы на свояк:
1. Гари и пота.
2. Вере Холодной.
3. Александр Привалов (А. и Б. Стругацкие «Понедельник начинается в субботу»).
4. Меркаптаны (тиолы).
5. Звуки.
Всё получилось по слогану : Не можно впрячь в одну телегу коня и трепетную лань. Оценка: 5