Больше тысячи лет назад новгородские славяне стали продвигаться на восток. Переселенцы передвигались водными путями. Преодолевая реки и волоки, они достигали верховьев Волги, по ее притокам проникали в глубину непроходимых дремучих лесов, где находили обширные открытые пространства, плодородные поля. Эти места получили название залесских. Одно из их поселений, на берегу озера Неро, впервые упомянутое в летописях IX века — город Ростов. Дальше, юго-восточнее, в залесских полях — город Суздаль. По археологическим данным, его укрепления датируются Х веком.
Эти переселенцы, осваивавшие новые земли и охотничьи угодья вокруг городов, постепенно прокладывали дорогу уже с востока на запад, южнее их первоначального пути. Археологические карты показывают, что в междуречье Москвы и Клязьмы, среди обнаруженных там могильников местных славян-вятичей есть и могильник словен, пришедших со стороны Суздаля. Могильник отмечен и в средней части дороги. В тех местах нет захоронений вятичей, они не заселяли земли к востоку от Клязьмы. Это доказывает постепенное освоение земель к западу от Суздаля.
А к началу XII века Владимир Мономах пробил к тем же местам (междуречью Москвы и Клязьмы) дорогу из Киева. Известно, что сын Мономаха, Юрий (прозванный Долгоруким), князь Суздальский, уже свободно пользовался этим путём на Киев. XII век характерен тем, что Юрий Владимирович, расширяя и укрепляя Ростово-Суздальский удел, стал переселять в свои земли многих славян из юго-западных и западных земель Киевской Руси. Народ охотно уходил на северо-восток, спасаясь от набегов степняков и от княжеских усобиц. Переселенцы получали землю, льготы и право основывать поселения. Они не только расширили дорогу, но и построили здесь много новых поселений, городов и укреплений.
В ХII-ХIII веках дорога превратилась в оживленную хозяйственную, политическую и военную артерию Северо-Восточной Руси. Она была первой русской внутренней дорогой, защищенной от набегов непроходимыми лесами и укрепленными городами. Зимой 1238 года бесчисленные орды Батыя проникли по льду замерзших рек в сердце Залесской Руси, разорив и покорив её на долгие годы. Дорога превратилась в путь, по которому богатства Руси потекли в Орду.
Угнетенная Русь тем временем постепенно собирала силы. В XIV веке особую роль сыграл «заступник земли русской» Сергий, игумен Радонежский. По поручениям и по своей воле он исходил Русь, удачно улаживая распри удельных князей и сплачивая их вокруг великого князя Московского. Он предвидел угрозу нового нашествия Орды. Не забывал и церковные дела. Среди многих основанных им обителей и знаменитая современная Троице-Сергиева лавра, и два монастыря, поставленные прямо на древней дороге: Киржачский и Стромынский. Он-то и дал название дороге — Стромынская.
Но Москве требовались и другие такие дороги для решения проблем на востоке. На грани
А ещё позднее была построена дорога севернее — через Переславль-Залесский, Ростов, Ярославль на Вологду и Кострому.
Владимирская дорога лишила Стромынку былого значения, и она запустела почти на три века. В конце XVIII столетия в городе Шуе, селе Иванове и округе возникла и быстро развилась хлопчатобумажная промышленность. Весь грузооборот приняли Стромынка и ответвление от нее на ярославскую дорогу в Юрьеве Польском. Оживление продолжалось около ста лет, пока в конце XIX века не была построена железная дорога Москва-Александров-Иваново.
Я тоже в деревню чаще езжу по Ярославскому шоссе, а от Переславля-Залесского поворачиваю направо на Юрьев-Польский. Спидометр накручивает больше на 50 километров по сравнению со Стромынкой, но ехать почти на час меньше. Кстати, Юрьев никакого отношения к Польше не имеет. Раньше он назывался Юрьев-Польской от залесских полей. А Переславль-Залесский был Переяславлем. Пора бы им вернуть старые названия.
В Москве площадь, переулок и улица Стромынка, примыкающая к мосту через Яузу (где как бы заканчивалась Стромынская дорога), названы в память о древней дороге.
Сначала, на краю одного из полей, на берегу озера Неро, переселенцы - новгородские славяне (словене) и кривичи основали город Ростов
Это неверно. Основания города как такового не было, это не свойственно вообще древним городам. Уницкая стоянка в пределах Ростова - эпохи неолита. В 7-8 вв. на территории нынешнего центра Ростова существовал крупный мерянский поселок. Колонизация новгородцами и, в меньшей степени, кривичами имела место, но позднее.
Признан факт - вхождение Северо-Восточной Руси во второй половине 9 в. в состав древнерусского государства. Это есть в летописи - Ростов и несколько иных городов - в составе державы Рюрика. Но это вхождение - на уровне союзнических обязательств, финские племена сохраняли прежнюю этносоциальную структуру. Развиваться же древнерусские поселения здесь начали лишь в конце 10 в., когда Ростов был передан под владение Ярослава Владимировича.
Переселенцы путешествовали по водным путям, и привлекательными для них были не свободные земли, не плодородные почвы, а - и это главное - насколько территория обжита аборигенами - мерей.
Пару веков меря и славяне сосуществовали, мирно соседствовали, перемешиваясь. Мерянская керамика встречается в раскопках в нижних слоях древнерусских городов.
слой чернозёма был толщиной больше метра, и только затем начиналась глина
Это наблюдение как доказательство особого плодородия здешних почв - анахронизм.
В Ростове слой такого чернозема - 3-5 метров, - там, где он не срыт для возведения земляных валов в первфе десятилетия 17 в. Эти метры - культурный слой. Как и многометровая толща "чернозема" в Новгороде.
Гумус, найденный вами на даче - не естественный чернозем, это культурный слой, формировавшийся веками. Естественные почвы здешние для полеводства - малоплодородны, в основном - дерново-подзолистые (не говорю о приозерных котловинах и поймах рек - так почвы особого типа), плодороднывй слой тонок.
Чтобы образовался тот ваш огородный чернозем, надо не только землю год за годом удобрять и перекапывать. Надо, чтобы поселение здесь существовало достаточно длительное время, чтобы поселение горело, отстраивалось, снова горело, снова строилось, чтобы люди, овцы, утки, коровы и лошади производили большое количество драгоценного навоза, чтобы росли свалки бытового мусора, чтобы вся эта органика перемешивалась, перепревала, компостировалась.
Чтоб не углубляться во все это, лучше бы спорные моменты убрать.
через Пересялавль-Залесский, Ростов, Ярославль - опечатка.
Оценка статьи: 5
0 Ответить
Кое-что отредактировал.
Посмотрите, Люба, пожалуйста, нет ли ещё грубых ошибок. Историк я никакой.
0 Ответить
через Пересялавль-Залесский
А все остальное я не знаю, только на уровне ростовского почвеннического шовинизьма.
Опять же - ведущий картограф, сам С. Воробьев благословил и памятный знак вручил!
Оценка статьи: 5
0 Ответить
Нуяж по деагонале четаю.. тематика, стиль и соответствие мировоззрений автора моим успеваю воспринимать, а ашиппки практичски и не замечаю.
Оценка статьи: 5
0 Ответить
Да ну же! Главное - звезда автору к месту нашлась!
Оценка статьи: 5
0 Ответить
А Переславль, когда строили дорогу, вроде был Переяславлем, как и его киевский старший брат.
0 Ответить
Кажись, и в 19 веке он так же именуется.... Не проверить мне, Брокгауз-Ефрон что-то с глаз пропал.
Оценка статьи: 5
0 Ответить
Спасибо.
Попробую исправить.
0 Ответить
ОЧень хороша статья - и по тематике (задрало уже про правые рули рубиться) и по качеству изложения.
Нате вам к первой фразе картинку:
Оценка статьи: 5
0 Ответить
Спасибо.
0 Ответить