Большинство пожилых людей занимаются лечебной физкультурой. Они забрасывают ногу на высокий поручень парапета (около 1.20 метра) и растягивают свои нижние конечности, стремясь достигнуть «шпагата». Как ни странно, но многим это удается без особого труда — вот что значит годы тренировки.
По набережной ходят задом наперед достаточно много людей среднего возраста. Китайская медицина говорит, что ходьба спиной вперед помогает держать в норме вестибулярный аппарат и избавляет таких «ходоков» от отложения солей.
Но наиболее зрелищным и эффектным, конечно же, является исполнение упражнений с мечом. Медленно или быстро мастера этого вида «у-шу» взмахивают своим оружием, наносят невидимому противнику удары и защищаются от него. Этот вид гимнастики напоминает чем-то необычный танец с длинной саблей. Зачастую опытный мастер работы с мечом обучает тонкостям этого древнего китайского искусства своего ученика или ученицу. Иногда вы увидите группу таких гимнастических рубак, повторяющую все движения за инструктором под традиционную музыку.
Молодое поколение редко бывает замечено в изучении «у-шу» на набережной, но оно с удовольствием катается здесь же на роликовых коньках. В черных, блестящих, обтягивающих мускулистые ноги трико, с наколенниками и налокотниками, в навороченных ярких шлемах, они рассекают пространство набережной группами по два-четыре человека. Техника езды как у их собратьев — конькобежцев на льду.
Другой вид роликового катания — маневрирование между перевернутыми пластмассовыми 200-грамовыми стаканчиками. Они выстраиваются в длинный ряд или в более хитроумную геометрическую фигуру, и любители роликового слалома выделывают замысловатые кренделя при преодолении этой полосы препятствий. Ролики может взять в аренду за вполне приемлемую цену прямо здесь любой желающий, на кого найдется подходящий размер. На мои «ласты» 45 размера, к сожалению (или к счастью), не нашлось…
Все лавочки заполнены людьми преклонного возраста, ведущими неторопливые беседы о своих детях, внуках и, наверное, даже правнуках. Харбинские старики любят посидеть солнечным утром в тенистой аллее и посудачить о здоровье, о ценах на рынке, о последних новостях, да и просто о своих стариковских делах. Оживление в их ряды вносит появление старого приятеля или подруги детства с внуками. Им приятно видеть своих ровесников еще достаточно крепкими и бодрыми.
Перекусить и продуктов прикупить…
За зеленой изгородью и забором, отделяющим затянутую в гранит набережную от города, сразу же начинается утренний рынок. С 6 до 8−30 утра здесь продают все, начиная от продуктов и заканчивая обувью и кухонной утварью. Продовольствие на утреннем рынке доминирует. Не в китайских традициях готовить плов или рагу из говядины с картошкой или борщ на три дня. Купленное на утреннем рынке пропитание будет съедено в этот же день, максимум вечером. Очень многие китайские семьи не имеют в доме холодильников. И не потому, что это дорого или нет места на кухне. Просто незачем!
Цены на все продукты дешевле, чем в России в два, а то и в три раза. Вот где начинается шум и гам! Каждый торговец рекламирует свой товар. Он сразу же и громко объявляет ценник на свой предмет торговли и повторяет его каждые полминуты, а то и чаще. Помидоры, сливы, бананы, абрикосы, редиска, морковь и так далее перекочевывают в пакеты покупателей, а деньги в карман продавца.
Любопытно, что ближе к окончанию торговли продавцы сбрасывают цену чуть ли не вдвое: никому не хочется везти непроданные остатки домой или хранить их где-то до завтрашнего дня. По этой самой низкой цене вы можете составить для себя приблизительное представление о ценах, по которым продавец покупал свою продукцию на оптовой базе. Ведь ниже себестоимости продает купленный и привезенный на рынок товар только ненормальный.
Здесь же вы можете не только купить любое продовольствие, но еще и вкусно и недорого позавтракать. Кроме обычной для Харбина вареной кукурузы, которую продают в городе почти на каждом углу, вам будет предложен весьма приличный ассортимент выпечки и горячих блюд. Например, чебуреки с жареным зеленым луком и яйцом — очень вкусно и никакого холестерина! Беляши с мясом, со свининой или бараниной — жуткое количество холестерина, но зато какой запах и вкус… Здесь вы можете выяснить для себя вопрос: чем же завтракают китайцы?
Мы считаем, что они все время едят перченое, соленое, острое и озадачиваемся вопросом: как же им удается избежать гастрита? Это не так! Утром харбинцы съедают до трех пресных пампушек с таким же пресным рисово-кукурузным отваром или плошку подслащенного соевого молока с тремя жареными в масле хрустящими несолеными хлебцами. Последнее блюдо стоит всего два юаня (7 рублей)!
Для более солидных едоков — отвар из бараньих потрохов за 2 юаня, манты с печенкой и овощами за ту же цену (8 штук). Тарелка лапши, приготовленной прямо при вас из куска теста (кулинар многократно складывает и растягивает, складывает и растягивает ее, присыпает мукой и снова — сложил, растянул) стоит от 2 до 4 юаней в зависимости от наличия в ней мелких креветок с петрушкой и имбирем или натуральной говядины.
Но я предпочитаю на завтрак пельмени. Их лепят и варят прямо при вас. Ты сидишь и ждешь минут пять и тебе приносят большую миску мясных пельменей. Соевый соус, зубчик чеснока, парочка чебуреков с луком (по пол-юаня за штуку), острая кунжутная приправа и на полдня ты полон сил и энергии! Позавтракав, я прохожу мимо памятника Погибшим от наводнения (кстати, официальное название этого района набережной — парк Сталина) и вижу местных мастеров каллиграфии. Они выписывают на гранитных квадратиках намоченными в воде кисточками очень красивые китайские иероглифы. Здесь же ходят фотографы, мечтающие запечатлеть вас на фоне памятника, и продавцы билетов на катер на остров Солнца. Я покупаю один (вечером же все равно возвращаться на катере через Сунгари), и вливаюсь в людской поток, движущийся к автобусной остановке. На 6−7 часов я окунаюсь в суету и гомон большого города…
В заключение хочется сказать, что китайцы очень здоровая нация! Да, их молодежь разъедает тяга в американские фаст-фуды. Да, часть молодежи не хочет воспринимать национальные, традиционные виды спорта, типа гимнастики «у-шу»! Но они умеют отдыхать без спиртного! Воздушные змеи, ролики, гимнастика, надувные шары, картинг, катание на лошади… У нас же во Владивостоке часто на набережной преобладает «литрболл» и горы пивной посуды, не вмещающиеся в мусорные баки…
Я вовсе не утверждаю, что китайцы не пьют: харбинец и «Харбинское пиво» — понятия неразделимые. В утренних харчевнях продают и пиво, и «байзю» — китайскую духовитую водку. Но в городе, в общественных местах и зонах отдыха здесь немыслимо увидеть человека, сидящего на лавочке и пьющего пиво с сушеным кальмаром… И не потому что запрещено: просто стыдно пить алкоголь без закуски (конечно, вспоминается шутка, что только истинно русский человек может понять разницу между едой и закуской). Для китайцев алкоголь всегда и неотъемлемо соседствует с обильной, для каждого, естественно, по его карману, трапезой.
И только к 17 часам я возвращаюсь на остров Солнца. На набережной уже нет престарелых гимнастов и певцов. На лавочках жмутся друг к другу влюбленные парочки, а некоторые, не дожидаясь темноты, уже целуются. Опять чирикают птички, чистейший воздух, голубое, ясное небо над головой.
Рай, да и только!
Александр Котов, подозреваю, что информации о заболеваниях, которыми страдали в Средневековье крайне мало еще и потому, что к медикам...