Святой Илия-пророк считается покровителем полевых работ, посылающий на землю плодородие. Крестьяне, имевшие полевые угодья, в этот день с особым усердием обращались к нему с просьбой благословить на новый богатый урожай. Молитвы перед иконами, молебны в полях, в церквях и часовнях, крестные ходы в храмах во имя пророка — вот что происходило повсеместно!
Считается, что урожай собрать нужно до Ильина дня. Так, согласно народным поверьям, кто в Ильин день сенокосит, тому добра не ждать. А кто до Ильина дня сено сметал, тот в стога пуды меда набрал.
В подчинении Илии-пророка гром и молния: он ниспосылает их на Землю-матушку, борясь с нечестивыми духами, разя их насмерть своими огненными стрелами. Боясь грозного и решительного Илию, бесы разбегались кто куда, прячась во все щели или превращаясь в различных животных. В этот день никто не рисковал пускать в дом кошек и собак, так как боялись навести молнию, преследующую такое животное.
Но самое печальное, что порой, не зная, куда деваться от страха, нечистая сила и в добрых людей вселялась. Так что частенько огненные стрелы разили и ни в чем не повинных людей, что вызывало вполне обоснованный страх среди человечества. Однако, считается, что Илия ведает, что творит: рано или поздно вселившийся бес все равно погубил бы человека, заставив его потонуть или повеситься.
Народом подмечено и веками проверено, что, начиная с Ильина дня, погода ухудшается, начинаются частые дожди, наступает ненастье. Ильин день считается своеобразной отправной точкой для осени: по утрам становится прохладнее, порой доходит и до заморозков, начинают опадать листья с деревьев, а световой день становится более хмурым и идет к сокращению, удлиняя ночки темные.
А еще есть одна примета, подкрепленная многочисленными поговорками и наблюдениями: начиная с Ильина дня нельзя купаться в реке, мол, Илья реку остудил. Так, например, существует поговорка: «До Ильина дня мужик купается, а с Ильина дня с рекой прощается». А народная примета подмечает: «С Ильина дня вода студена станет, купаться нельзя». Кто пойдет против Илии, тот имеет риск заболеть или того хуже, утонуть.
Во все времена этот праздник побаивались, но пророка Илию почитали за силу ратную и отважную борьбу с нечистыми силами. Тем, кто захочет помолиться Илие-пророку, не сложно будет без помощи вездесущих бабушек-помощниц найти икону: пророк Илия изображается, согласно иконописной традиции, возносящимся на колеснице с огненными колесами, которая окружена со всех сторон пламенем и запряжена четырьмя крылатыми конями.
Считается, что те, кто родился в Ильин день, умеют отводить нечистую силу. Ну, а тем, кто другого дня роду, остается либо верить всем сказаниям и приметам и неотступно им следовать, либо идти им наперекор, памятуя другую народную мудрость — «Чему быть, того не миновать!»
он, наверное, единственный из всех ветхозаветных пророков, к которому благоволит православная церковь - если "наверное" выражает сомнение - лучше сомнению поверить. Поскольку пр. церковь "благоволит" ко всем пророкам - устраивая, например, в высоком иконостасе пророческий чин. Или воздвигая храм пророка Даниила на Кантемировской. Или посвящая храм в Хотькове пророку Моисею. Или поддерживая храм пророка Самуила (в Воронеже, кажется). Я уж про пророка Исаию не говорю...
Святой Илия-пророк считается покровителем полевых работ, посылающий на землю плодородие. - опечатка, наверное - посылающиМ?
крестные ходы в храмах во имя пророка - крестные ходы в храмах НЕ ходят. Вокруг храмов. Вокруг городских кварталов, вокруг деревень и сел.
Считается, что урожай собрать нужно до Ильина дня. Так, согласно народным поверьям, кто в Ильин день сенокосит, тому добра не ждать. А кто до Ильина дня сено сметал, тот в стога пуды меда набрал. - о каком урожае вообще речь? И для какой местности примета? Могу вас уверить, что в нашей местности, а это бывалошное Ростово-Суздальское княжество - об эту пору зерновые еще не трогали. Если о сенокосе - так вопросов нет - но так и надо писать. В понятие "урожай" много чего входит - и зерно, и картошка, и морковка с капустой. В советской традиции "битвой за урожай" принято было именовать уборку зерновых.
нечестивыми духами - дух нечистый, человек нечестивый. Дух нечестивый?!
этот праздник побаивались - этого праздника, может?
кто другого дня роду, - уж лучше бы - рождения, либо: в другой день родился. Род - это вам не рождение...
Вообще статья неудачная. Если задан вопрос - кто такой пророк Илия, так и надо было ответить на этот вопрос не скороговоркой, - мол, ветхозаветный пророк, к которому какая-то православная церковь благоволит. Это был человек, это был пророк, это святой, которого почитают не только сторонники РПЦ, но и восточные христ. церкви, и мусульмане, и иудеи, естественно. Кстати, если бы хоть бегло вы, Ольга, прошлись по житию святого, вы смогли бы обосновать эту связь пророка Илии с громом и молниями - его контакты с Богом именно сопровождались нисхождением небесного огня, громом и дождем.
То есть самому пророку вполне можно было бы посвятить хоть около половины текста, а уж весь этот фольклор - для другой половины, в соответствии с тем, что спрашивает заголовок.
0 Ответить
Вообще христианская, вернее православная (!) вообще не поощряет чтение Святых книг Библии.
Если вы подойдёте к любому т.н. "православному" у церкви и спросите его, что он вообще читает, то большинство вообще ответит, что НИЧЕГО - в их сознании быть православным христианином - это ходить по крайней мере по праздникам, в церкву, слушать с постным лицом, ничего не понимая, как там что-то поют или лопочут на тарабарском языке, слушать благовест колоколов, знать по крайней мере одну молитву "Отче наш", при чём тараторя её, не вдумываясь о чём это она там...
Ну, а уж читать толстую Библию - эт только Евангелия - 4 штуки и то много, хотя их было 27!!
А уж о т.н. "Ветхом завете" и не помышляйте - там же кругом одни евреи!
Вот таково нынешнее положение с православием!
Но не стоит огорчаться - так же не читают Святую книгу и мусульмане, хотя Тора для них ("Инжил") такая же священная книга, как и Коран.
И не думайте, что русскоязычные израильтяне в большинстве своем заглядывали в Тору - это, к сожалению, не так!
А уж чтоб читать Тору и вообще ТАНАХ в подлиннике - об этом вообще речи нет!
Вот и остаётся, как слушать толкования несчастных старушек, которые ещё каким-то чудом сохранились где-то по умирающим русским деревням. Да ещё и почитывать всякие сказки на сайтах. Да и то хорошо, что может быть это вызовет интерес к настоящему изучению веры наших праотцев.
Оценка статьи: 3
0 Ответить
Статья по существу перепечатывает какой-то этнографический материал и за это её соответствующая оценка.
О настоящем Илии - см. здесь http://lib.eparhia-saratov.ru/books/13n/nikifor/encyclopedia/1943.html , а ещё лучше просто почитать Библию.
Добавлю, что некоторые черты Илии-пророка перенесены на былинного Илью Муромца, т.к. מרום /мерум - "Высокий, великий", а מרומאץ /меромъэц - "Высокий, великий сошел".
www.newsem40.com - Археолингвистика
Оценка статьи: 3
0 Ответить