Но даяки, недолго думая, переключились на китайских фермеров, и до того, как англичане поняли, что вместо голов японцев им приносят головы мирных жителей, было убито довольно много китайцев. Естественно, англичане перестали выплачивать даякам деньги и те вернулись к мирной жизни. Последняя охота даяков случилась в шестидесятых годах двадцатого века, какие-то пятьдесят лет назад. Тогда Калимантан стал полем боя между Индонезией и Малайзией в гражданской войне, развязанной президентом Индонезии Сукарно.
Интересно, что столь воинственные аборигены не обладают ни крепким телосложением и высоким ростом, ни большой физической силой. Щуплые и низкорослые, даяки компенсируют физические способности бесподобными навыками охоты. Главное оружие у даяков — длинная трубка, которая может быть использована и как копьё, и как смертоносное орудие для стрельбы дротиками. Процесс изготовления такой трубки, стреляющей на добрую сотню метров — очень кропотливое занятие, требующее большого опыта.
Может сложиться впечатление, что даяки в былые времена только и делали, что охотились друг на друга, но на самом деле это не так. Культура и мирные традиции племён, населяющих остров Калимантана, представляют не меньший интерес, чем «охота за головами». Здесь и необычные жилища, и таинственные обряды нанесения татуировки, и великолепные умения резьбы по дереву, и многое другое.
Испокон веков неприхотливые даяки живут в своеобразных общежитиях — длинных домах. Конечно, к началу двадцать первого века, дома несколько видоизменились, но суть осталась той же. Тропические ливни на Калимантане — не редкость, а потому жилища даяков покоятся на деревянных сваях, защищающих обитателей от затопления.
В дикие времена охоты за головами дома поднимались на неприступную для врагов высоту — около десяти метров, сейчас же расстояние от земли до дома составляет от двух до четырёх метров. Даякская деревня может состоять даже из одного дома, способного вместить более пятидесяти семей, но чаще таких жилищ несколько, и они строятся либо на отмелях рек, либо на их высоких берегах, а в длину составляют несколько сотен метров.
Даяки украшают свои жилища традиционной резьбой по дереву: деревянные элементы длинного сарая, в том числе массивные сваи, зачастую представляют собой произведения искусства, на которых изображены духи и божества, или звери — обитатели джунглей. Раньше дома строились из плотных бревён, способных держаться больше века, а помещение внутри могло даже не разделяться перегородками между семьями — личная жизнь каждого становилась достоянием всего племени. В домах обычно не было никакой мебели, но в любом жилище обязательно находилось место для священного уголка, где даяки хранили самое сокровенное: обычно это были реликвии, оставшиеся от предков.
Для хранения общего имущества в длинных домах была предназначена веранда, а нехитрый личный скарб даяки подвешивали на стену, или под крышу. Сегодня такой устрой характерен для племён, напрочь отвергающих цивилизацию. Дома же менее консервативных аборигенов представляют собой не сарай, а множество соединённых друг с другом квартирок, то есть живут семьи обособленно.
Сваями, на которых стоят и современные дома, внутреннее пространство дома разделено на личные зоны, зону отдыха и общую зону. Как и раньше, главенствует в длинном доме вождь, а помимо него обязательно есть шаман и травник. Травником может стать любой, а шаманом — лишь избранный духами, что обычно проявляется во сне. И травник, и шаман способны оказать минимальную медицинскую помощь.
Никита, легко читается и очень любопытно. 5!
Оценка статьи: 5
0 Ответить
Ольга, большое спасибо за отзыв!
0 Ответить