• Мнения
  • |
  • Обсуждения
Гертруда Рыбакова Грандмастер

А жила ли Россия без кризисов?

Кризис, кризис, кризис! Только о нем все СМИ и пишут, и говорят. Телепередач и публикаций, посвященных этому явлению, так много, что они любого могут привести в состояние нервного шока. И в нашем журнале регулярно появляются статьи на эту тему в разных вариациях.

Б. М. Кустодиев, «Возмущение слобод против бояр (Бунт против бояр на старой Руси)», 1897 г. Фото: общественное достояние

Так и хочется последовать совету профессора Преображенского и не читать нашу прессу. Или вспомнить пословицу: «Не так страшен черт, как его малюют». И продолжать жить, не обращая внимания на разрастающийся кризис.

Давайте проанализируем историю нашей страны хотя бы за последний XX век. Много ли выпало периодов, когда народ жил счастливо, сытно, спокойно? Мы с ровесниками неоднократно обсуждали тему — когда нам жилось легче всего. И пришли к выводу, что наиболее благополучные годы пришлись на период так называемого «застоя» в годы правления Л. И. Брежнева, то есть 70−80-е годы.

Леонид Ильич Брежнев
Леонид Ильич Брежнев
Фото: общественное достояние

Интересно, что к этому мнению присоединились и 40−45-летние — мои бывшие ученики, сыновья и их друзья, чьи школьные годы и юность пришлись на этот период. Кое-кто скажет, что был дефицит того-другого, особенно продуктов. Но вспомните, ведь в холодильниках-то у большинства все было. Люди боялись, чтоб надолго электроэнергию не отключили, ведь холодильник разморозится и продукты пропадут.

Если заглянуть немного глубже в историю, то даже не надо вспоминать произведения Н. А. Некрасова, М. Е. Салтыкова-Щедрина, Ф. М. Достоевского и других классиков, реалистично писавших о том, «кому на Руси жить хорошо» было в XIX веке. У большинства моих ровесников родители родились в начале ХХ века, а мы — в конце 30-х, начале 40-х годов, так что о жизни в России многое знаем, как говорится, из первых уст или личного опыта. Жизнь большинства населения многострадальной Родины можно изобразить в виде чередования черных и белых полос, и, как правило, черная всегда шире.

Мои предки — бабушка и дедушка — родились в 80-х годах XIX века, в Архангельской губернии, они были вполне зажиточными крестьянами: дом, корова, лошадь, мелкий скот. До Первой мировой войны они уже были женаты, даже успели родить и младенцами похоронить двух детей. Во время войны дед окончил краткосрочные фельдшерские курсы, так как был грамотным — умел читать-писать (бабушка была совершенно неграмотна).

Неизвестный художник, «Ты помогаешь ликвидировать неграмотность? Все в общество
Неизвестный художник, «Ты помогаешь ликвидировать неграмотность? Все в общество „Долой неграмотность“», 1925 г.
Фото: artchive.ru

Моя мама родилась в январе 1918 года. Революция, разруха, Гражданская война — это было страшнее кризиса, даже самого мощного. Небольшое улучшение жизни в короткий период НЭПа — с 1922 по 1926−27 годы. А потом коллективизация, вслед за тем голодные годы.

Дед, чтоб не вступать в колхоз, перебрался в город Каргополь в 1931 году, начал работать фельдшером в больнице, но заразился чахоткой и в декабре 1932 года умер. Бабушка осталась с тремя дочками, маме было около 15 лет, средней сестре 8, младшей не было и года.

А вообще-то, бабушка за время замужества родила 10 детей — выжили только три дочки, остальные умирали в младенчестве. Вот такая «хорошая» была жизнь в России! Как было неграмотной вдове с тремя дочками выживать? Маме выправили паспорт, приписав лишний год к возрасту, чтоб смогла пойти работать.

Неизвестный художник, «День урожая и коллективизации», 1930 г.
Неизвестный художник, «День урожая и коллективизации», 1930 г.
Фото: общественное достояние

О том, как жила страна Советов в период с 1932 по 1939-й, рассказывать не надо, и так все знают. Особенно страдали маленькие городки и деревни. Но наш терпеливый народ всегда надеялся на скорое улучшение жизни. А тут начался долгий военный период.

Я родилась, когда папа был на Финской войне. Только вернулся после боев на Карельском перешейке — разразилась Великая Отечественная, и 27 июня 1941 года отца уже призвали на фронт. Про жизнь в крошечном городке на Севере во время войны и говорить нечего. Как тогда там жили люди, очень ярко рассказано в трилогии Федора Абрамова «Пряслины» и в романе «Дом». Он описывает жизнь простых людей, крестьян, в наших архангельских местах.

Хоть я была во время войны маленькая, но чувство голода помню. У дома, где мы снимали жилье, был небольшой огородик, так слезно молила я бабушку: «Сорви мне хоть одну луковую травинку, кушать хочется!» Спасали и помогали выжить каргопольские леса. Запасали грибы, сушили ягоды, чуть снег сойдет — ели всякую траву. Суп из крапивы, просто на воде, считался деликатесом.

Каргополь — соборная площадь
Каргополь — соборная площадь
Фото: Шелковников Евгений Анатольевич, по лицензии CC BY-SA 4.0

Папу после взятия Кенигсберга, в мае 1945, отправили еще в Маньчжурию — воевать с Японией. К нам он вернулся летом 1946-го. Но какие голодные были на Севере 1946−47 годы! Я помню, что вместо хлеба на карточки иногда мама приносила какое-то количество не обмолоченного овса. Его как-то толкли в ступе и варили кашу. Если папа доставал кусок подсолнечного жмыха — праздник в доме был.

Летом 1947 г. отец, чтоб уехать из голодного Каргополя, завербовался строить Нарьян-Мар, вербовщики обещали сытую жизнь и много всяких благ, что, конечно, оказалось неправдой. В Каргополе хоть лес снабжал витаминами, а приехали мы в тундру. В первую зиму из-за отсутствия витаминов у мамы началась цинга, зубы и волосы стали выпадать, и ее шикарную косу пришлось обрезать.

Легче стало с отменой карточной системы, по крайней мере, хлеба стали есть вволю. Но очень трудно жилось до начала 60-х. Большинство населения страны не знало не то что телефона, телевизора, холодильника или стиральной машины, даже патефон или радиоприемник были редкостью. Телевизор с крохотным экраном я впервые увидела в общежитии в Ленинграде, когда стала студенткой в 1957 году.

Источник видео: РКН: сайт нарушает законодательство РФ


Одно спасало — вера в светлое будущее. Правильно это или нет, но человек, если верит в светлое будущее — легче переносит материальные невзгоды. А ведь жизнь действительно налаживалась, мы хоть и медленно, но «поднимались в гору», к благополучию.

Наша молодая семья в 1963 году (через год после окончания мной университета) получила комнату, правда, в коммуналке, с общей кухней на три семьи, но большую, светлую, с коммунальными удобствами. В том же году мы купили швейную машинку и кое-что из мебели. Первую стиральную машину «Рига» купили в 1965, в 1966 — холодильник «Снайге» и первый телевизор. Осенью 1967 года получили двухкомнатную квартиру со всеми удобствами, пусть не самую шикарную, но отдельную!

Когда, отслужив в армии, старший сын женился, на заводе его сразу поставили в очередь на приобретение кооперативной квартиры, и спустя 2,5 года они с женой уже справили новоселье в двухкомнатной квартире улучшенной планировки. Мои сокурсницы по университету, жившие в Ленинграде, имели похожий уровень жизни: строили кооператив или получали квартиры, растили детей, ездили по путевкам в санатории и дома отдыха.

И так было примерно до 1986 года, когда начавшаяся перестройка и последующие «демократические» преобразования не ввергли нас в череду непрекращающихся кризисов, почти не дающих передышки. Так называемая либерализация и переход к рынку (я бы скорее назвала — к базару) привели к тому, что люди месяцами не получали зарплаты, теряли работу; ученые, инженеры, учителя вынуждены были превратиться в «мешочников и челночников».

Памятник первым предпринимателям - челнокам в Бердске, Новосибирская область, Россия
Памятник первым предпринимателям — челнокам в Бердске, Новосибирская область, Россия
Фото: Depositphotos

А какой разгул преступности начался! Такого даже после войны не было! Страна теряла по миллиону населения ежегодно. Больнее всего по большинству людей ударил распад Советского Союза. Для нашей семьи это самая большая трагедия в жизни, у мужа случился инфаркт. А сколько людских жизней унесли инфаркты и инсульты, последовавшие за этим событием? Молодое поколение не воспринимало это так болезненно, как те, что прожили жизнь в советское время.

А трагическая «Павловская реформа», когда только за 1992 год цены выросли в 26 раз?! По сравнению с ней даже дефолт 1998 года оказался уже не таким страшным! Так что теперешний кризис, я очень надеюсь, наш закаленный в борьбе с невзгодами народ преодолеет и выживет, несмотря на нагнетаемые страхи.

И удачи всем! Главное, будьте здоровы и не теряйте оптимизма.

Статья опубликована в выпуске 29.12.2008
Обновлено 9.06.2023

Комментарии (53):

Чтобы оставить комментарий зарегистрируйтесь или войдите на сайт

Войти через социальные сети:

  • ...А вот в параллельном Китае отработали передачу эстафетной палочки власти и сейчас показывают пример устойчивого развития. Даже после Ленина не было чёткой передачи, всё определял Бог-случай. Несмотря на все закидоны Ельцина, он не курил, не матерился и сподобился внятно назвать преемника и даже мониторил его первые шаги. ...И сейчас много беспокойств о передаче э/палочки после марафонского забега и не без оснований,имхо.

  • Гертруда Рыбакова, не смогла не вставить свои "пять копеек" (точнее чужие , это про рисунок, прошу прощения за некоторую нецензурность http://pics.livejournal.com/oleg_anisimov/pic/0007ekft/s640x480) в беседу о кризисе и увольнениях. Действительно, жить при "застое" было легче (вот Старохамская с Лаурой Ли не слышат, щ-щ-щ-щчас-с-с-с бы та-а-а-акой гай поднялся), про "перестройку" вообще молчу, не смотря на то, что меня чаша сия (в большей её гадючности) миновала, но вспоминаю эти годы с содроганием. Так много людей страна действительно ещё никогда не теряла. Тало того, что вымирали пенсионеры и интеллигенты, какая "утечка мозгов" произошла, а сколько народа кануло в водку и бомжевание! Страшно даже осознавать эти цифры. И, боюсь накаркать, ждут нас достаточно страшненькие времена. Бездуховненькие, гаденькие, выживальческие.

    Оценка статьи: 5

  • Есть такое понятие "офисный планктон" Вот с них началось увольнение. Работы уйма и говорить о безработице глупо. Как поднялась Америка в 30 годы? Вспомните. Дороги, стройки. А у нас и выдумывать не надо, все это есть. Но брать в руки лопату? Упаси Бог.

    • Олег Ветер Читатель 14 января 2009 в 17:40 отредактирован 14 января 2009 в 17:49 Сообщить модератору

      Игорь Абрамов,
      Увольняют не только "офисный планктон", а достаточно работоспособных сотрудников. Например, наш финдиректор очертил "задачи" по "причесыванию" баланса-бюджета. И давай косить направо-налево... При этом своя ЗП - святое. Что касается того, что работы в Росии много, типа... "давай...дороги восстанавливай, улицы подметай, здания крась и т.д.". - это не разговор! Многие из сокращенцев расчитывают на свои профессиональные навыки, которые приобрели за годы работы. Есть дипломированные специалисты, есть прочие хорошие специалисты, но в условиях кризиса невостребованные или сокращенные недоумками "топ-менеджерами". Им идти мести улицы или все же пытаться найти работу по специальности? Вы бы как поступили сами? А то ведь легко показывать на Россию-матушку и приговаривать "Вон работы-то сколько! Америка тоже на этом поднялась!" Мы знаем на чем она поднялась. Надо было 200 лет остальной мир грабить, да в двух мировых войнах поучаствовать финансами, чтобы теперь слыть богатой и умной.

      Оценка статьи: 5

    • Владимир Аникейчев Владимир Аникейчев Дебютант 14 января 2009 в 07:44 отредактирован 14 января 2009 в 07:46 Сообщить модератору

      Игорь Абрамов,
      Америка поднялась в 30-е годы?!!! Да Вы что? Америка начала выползать из Великой депрессии в начале 40-х благодаря начавшейся войне и военным заказам... Но то, что началось сейчас, это не кризис перепроизводства, ни резкое увеличение безработицы. Настоящее явление уникальное, всеобъемлющее, которое можно вполне назвать системным мировым кризисом. Такого ещё не было. Не было это и у нас. Я сегодня разговаривал с подругой, которая живёт в Коннектикуте, недавно ездила в Калифорнию, Нью-Йорк, Чикаго. И рассказывает, что в двух последних рынок жилья встал, никто ничего не покупает, не продаёт, а цены остаются высокими. В Коннектикуте наоборот - вполне приличный дом можно купить за 500-1000 долларов да вложить в ремонт 10-15 тысяч долларов. На мой вопрос, отчего так, отвечает - жуткая безработица, от которой все стараются убежать туда, где есть возможность надеяться на хоть какую-то работу. У нас ситуация аналогичная - давно уже полно брошенных деревень, сёл и городов, куда уже никто никогда не вернётся. Обама собирается делать те же шаги, что и наш премьер уже делает. К сожалению, они безбожно опаздывают (ещё летом, а то и много раньше, надо было вкладывать огромные средства в сельское хозяйство и в возрождение промышленности, профессиональное обучение - деньги скоро кончатся, но это не хлеб, ни какой-либо другой продукт.

      Оценка статьи: 5

      • Владимиру Аникейчеву

        Владимир Аникейчев, здравствуйте! Как я с вами согласна! Вижу, что статья задела многих, столько времени идет полемика! Нам, пенсионерам, конечно, немного легче кризис пережить, хотя, если честно , в городе ( а не в деревне) прожить на нашу пенсию едва ли можно - у меня она до 5000 руб не дотягивает. Все годы пенсионные подрабатываю, при любой возможности, благо, голова варит еще и образование позволяет. Но ведь к 70 годам уже тяжко, хочется элементарно расслабиться, отдохнуть, больше времени уделить своим увлечениям. Надя Гаева вот маму свою из костромской деревни приводит в пример - а она сама там в деревне , хотела бы жить? Легко ли корову содержать? И пожилой женщине огород обрабатывать? Знаю я , что это такое жизнь в русской деревне,(жила) все удобства во дворе, утром зимой первым делом печь затопить, ( дров с утра приготовить), воды принести, скотину обрядить, навоз отгрести, и т.п. Не так уж много у нас в деревнях домов с городскими удобствами! А еще дороги! не выехать, не въехать. Кострома, это все же не север, и не 1000 км от столицы, как Надя мне ответила, а всего 352 км - может Надюша проверить по карте и справочникам.А вот как живут за 1000-1500 верст от столицы?Не от того ли и пьют там люди по черному? Брошенные деревни я видела в Вологодской и Архангельской областях воочию. Да и дороги в России ужасные, но.. что-то не слышно пока, чтоб наше правительство направило все силы на строительство, создав рабочие места и начать строить около новых дорог какие-то производства новые, если старые совсем разрушены и не подлежат реконструкции. Истина давно известная - есть дороги - есть жизнь, нет дорог и там люди жить не будут. Не советовать же людям жить как Лыковы, в тайге, ( помните В. Песков о них много писал), тоже вроде бы жили. Да разве это жизнь? Насчет Америки, Володя, все правильно! Особенно в части продажи домов, мы уже тоже видели в Интернете, риэлтерские фирмы предлагают за 1,5 - 2,0 тыс долларов дома.

        • Владимир Аникейчев Владимир Аникейчев Дебютант 16 января 2009 в 06:32 отредактирован 16 января 2009 в 06:38 Сообщить модератору

          Гертруда Рыбакова,
          я ещё не сказал, что у нас можно приехать в некоторый город и выбрать любую квартиру, дом и поселиться там бесплатно. Только там нет ни электричества, ни отопления. Точно так же ещё больше сёл, где можно жить без электричества с лучиной, но смысл?
          У меня сын года два назад закончил университет по весьма престижной специальности, мог сразу пойти в госструктуру менеджером, но заявил, что не хочет работать на хозяина, послушал своего приятеля, который набрал кредитов, но не собирается их возвращать, взял кредит и купил грузовик. Я ещё перед этим его предупредил, что это бессмысленное предприятие, но он слушать не стал. Через несколько дней его стукнули в зад, потом разбили пластмассовую облицовку и бампер спереди. А он приезжал, хвастался тем, сколько за день заработал - и месяцами не мог попасть на разбор в ГИБДД. Так получилось, что я незадолго до этого проехал по левой стороне, но решил вопрос так, что пара инспекторов, среди которых был и тот, который выписал постановление, ночью топорами вырубили всю разметку с перекрёстка. И когда сын мне позвонил, что он из-за записи не может попасть к инспектору, я посоветовал ему пойти к зам начальника. Тот, как только увидел мою фамилию, сразу заверещал, что никакой записи быть не может и существует только живая очередь. А потом сынок поехал за большим рублём в Сыктывкар. Я потом по ящику видел дорогу, на которой он рессоры вогнал в кузов. Там большегрузы тонут и опрокидываются набок. Приехал весной и только перед Новым годом отремонтировался потратив всё, что заработал и ещё чуть-чуть. Я знал нашего питерского дорожного мецената Ботку Н.П. Дороги - это одна из самых больших дыр, в которую уплывает бюджет. Да и основная причина в том, что первая цель наших "коммерсантов" - выжать по максимуму и нажиться любой ценой. А в результате, как в анекдоте, где потерявший рубль зажигает сотенную, чтобы его найти. Так горит состояние у Дерипаски, Абрамовича и многих других. Но больше всего пострадают те, у кого нет резервов, которые есть у них...
          ЗЫ. Сегодня поеду в нашу любимую Гатчину.

          Оценка статьи: 5

  • Олег Зверев
    Встала отрасль. Где? Какая?
    У меня сосед- таксист московский.
    Вот у него на днях "встала отрасль"
    Выставка миллионеров на Крокусе не принесла ожидаемой выручки.
    Обычно на выставке миллионеров такситы её называют "сенокос", зарабатывают два-три месячных дохода.

    • Олег Ветер Читатель 11 января 2009 в 12:18 отредактирован 11 января 2009 в 15:33 Сообщить модератору

      Надя Гаева,
      С Наступившими праздниками! Перечислю отрасли , к примеру: строительство, производство цемента и строит.материалов, производство металлоконструкций и вообще черная металлургия, соответственно производство кокса и коксующегося угля, Грузовые жд перевозки резко сократились. Короткая цепочка? И речь не о собственниках-миллиардерах, а о специалистах, людях , которые работали в этих областях. Отразилось на них. А вы про таксистов, да менеджеров.... Вам это ближе по профилю?
      У меня есть знакомые, которые не пострадали: инспектор ГИБДД, инспектор БТИ, пожарный, который куррирует наш объект. Есть товарищи, которые мясом торгуют на рынке. Нормально. О кризисе не слышали, советских газет не читают. Кредиты им тоже не нужны. Бизнес..., понимаешь!? Рынок.

      Оценка статьи: 5

      • Олег,
        Сдаюсь! Всё хорошо!
        Вернее, блин, всё плохо, все пострадали, все отрасли встали...Но, может, ещё поживём, чуть-чуть хотя бы? А?
        Ведь в статье Гертруды Рыбаковой, если вы хотя бы заголовок читали, Россия-то без кризисов-то пока и не жила.

        В первом же абзаце как раз очень мудро и как раз про эту ситуацию...

        "Кризис, кризис, кризис! Только о нем все СМИ и пишут, и говорят. Телепередач и публикаций, посвященных этому явлению, так много, что они любого могут привести в состояние нервного шока. (...) Или вспомнить пословицу: «Не так страшен черт, как его малюют». И продолжать жить, не обращая внимания на разрастающийся кризис?"

        Скажите, Олег, вам удалось на праздники шампанского-то хоть выпить, или вы статистику для меня собирали? Если б я знала, что так вас задену, молчала бы как рыба об лёд!
        Чтобы прекратить зверские нападки в таком тоне, я полностью капитулирую, признаю ваше полное превосходство в споре!
        Вы победили, я проиграла!

    • Надя Гаева, В народе говорят : "Сытый голодному не товарищ" - так вот и рассуждают те, кто дальше своего благополучия ничего не видит. Да, можно порадоваться за тех, кого кризис не коснулся пока ( именно , пока!) ибо он будет долгим и затяжным, не легче "великой депрессии" 30-х прошлого века. Наденька, Москва, это не Россия, а анклав внутри страны. Вы, видимо, за МКАД не выезжаете, и не знаете, как живут в отдаленных маленьких городах страны? И по ТВ новости не смотрите? Я согласна с комментариями Олега Зверева и Владимира Аникейчева, они реалисты, а не утописты, или пессимисты. Я всегда бываю в северных городах, там живут мои многочисленные родственники, и знаю, как там сложно с работой даже в периоды между кризисами, а все уехать в столицу не смогут. Да если все туда ринутся , то москвичам не позавидуешь. Начнется "принудительная экспроприация", уже и сейчас по ТВ говорят, что за последние месяцы уровень преступности вырос. Кушать хотят все, а если нет работы и денег, что людям останется делать?Миллионеров у нас не так много, да они все жлобы, нищему куска хлеба не дадут, не то чтобы полезное для страны сделать.Так что , Надя, съездите на досуге куда-нибудь за 300 км от Москвы, в деревню, на Смоленщину или в Тверскую губернию, на Новгородчину,посмотрите, как там народ выживает. Тогда и поймете, что кризис не только в головах.

      • Гертруда, дорогая!
        Вы меня послали
        на 300км, а я за тыщу км пошла! В Кстромскую губернию.

        Позвонила маме- поздравила, заодно спытала про кризис!
        Она у меня умница- ТВ цитирует слово-в-слово!
        Говорю, спасибо, мам, за дословное цитирование СМИ!
        Ты мне расскажи про свой, костромской деревни, кризис!

        И она смеётся:
        "А какой у нас кризис? Картошку выкопали, урожай хороший,
        корова здорова, не будут пенсию платить- всё равно выживем!"
        И побежала на репетицию концерта, артистка!

        • Надя Гаева,
          и мои - так же! Здоровья им всем! Нам бы их ... здравомыслие что ли... умение жить, а не выживать. Как бы то ни было - они-то не чувствуют себя "выживающими"! Живут, внуков и детей жалеют - горемычные мы, без огорода-то))), все в депрессиях, нервные, воздух плохой, дитЯм гулять негде...

          • Татьяна Павликова!!!

            "Здоровья им всем!
            Нам бы их ... здравомыслия что ли... умения жить,
            а не выживать".

            Поддерживаю!!!! УРА!
            Гертруда! Жанна! Владимир Аникейчев!
            Олег Зверев! Богдан С. Петров! Владимир Рогоза!Ольга Конодюк!
            С праздником!!! Пусть если кризис, то не сильно нас заденет.

  • Россия без кризисов - нонсенс.

    Оценка статьи: 5

  • Горячо поддерживаю Жанну! В нашей стране общество разделено примерно в соотношении: 10 % - живут, 90 % - выживают, причём цифра в 10 % постоянно уменьшается (в их число как раз входят названные здесь 200 тыс. уволенных). Кризис коснулся по-настоящему тех из первой группы, которые поверили в американский образ жизни и понабрали кредитов.

    А остальные как жили, так и живут - от зарплаты до зарплаты. А вопли о кризисе в наших СМИ - это для тех, кого они обслуживают. Недавно по телевизору увидел интервью с одной девочкой - менеджером: её уволили. И она сказала: Если в ближайшее время не найду аналогичной работы - пойду работать простой продавщицей (кстати, в Москве - самая дефицитная работа).

    Пока ещё в России при наличии безработных предложение работы превышает спрос; конечно, не все уволенные соотвествуют этому спросу.

    • Богдан С. Петров,
      В нашей стране общество разделено примерно в соотношении: 10 % - живут, 90 % - выживают, причём цифра в 10 % постоянно уменьшается (в их число как раз входят названные здесь 200 тыс. уволенных).
      Должен заметить, что эту цифру, в течение нескольких дней, дважды корректировали (250, сегодня - 270 тысяч). А это, по сути, только начало кризиса, тяжёлого и затяжного. Увольняют сейчас, в основном, строителей и менеджеров строительных компаний. А теперь представьте, что все поверили в американский образ жизни, рванули в города, забросили сельское хозяйство - и стали не нужны агротехнологии на государственном уровне; философия Вашего времени с американской не уживается, Ваши ненавязчивые советы не нужны временщикам, разворовавшим страну, а прожиточный минимум, по которому рассчитывается Ваша пенсия, таков, что на оплату коммуналки не хватит. К прилавку пойдёте? Или фантастикой жить будете? Я говорю только о тех, кто кредитов не брал. А им тоже жить надо каждый день (только на что, если зарплаты изо дня в день нет). Упомянутая Вами девочка ввиду своей неопытности ещё не знает, что торговать тоже надо уметь. И ещё она не знает, что её работа менеджером закончилась навсегда (потому многие и не идут в продавцы, чтобы не портить послужной список). Многие современные профессии требуют постоянного обучения (выпал из обоймы на неопределённый срок - и ты уже не специалист; никто - и даже не фантаст). Странно, но почему-то о вкусе устриц больше всего рассуждают те, кто их даже никогда в жизни не видел. О каком спросе можно говорить, когда рынок жилья намертво стал, а строительные компании увольняют строителей и менеджмент, потому что нечем платить (набранных кредитов не хватает)? Вы много видели ларьков, прилавков, закрытых по причине того, что у их прилавков нет продавцов? А тут, вдруг, нарисовалось аж 270 тысяч - где найти этот прилавок, за который их можно поставить. Поэтому такую фантастическую близорукость этой девочке-менеджеру можно простить - она ещё ЭТОГО не видела, не сталкивалась. А Вы-то уже знаете, что сейчас не социализм, не плановое хозяйство, что воруют сейчас сверху, без плана, помногу и безнаказанно, а к ответственности привлекают женщину, мать троих детей, хотя она не является ни распорядителем кредитов, ни лицом, контролирующим этого распорядителя (главным бухгалтером, финансовым директором). Я Вам предлагаю отложить книжку с фантастикой и понять, что официальные цифры безработицы невероятно занижены (уж Вы-то знаете, что Вы, как пенсионер, статуса безработного никогда не получите), а сколько ещё не пенсионеров, которые готовы за 100 рублей в час отработать грузчиком ХОТЯ БЫ час в день, чтобы этот день хоть как-то прожить. Я работаю (хотя и на пенсии), специалист по самой, что ни на есть востребованной профессии (программист-информационщик) - и у меня нет ни иллюзий, ни фантазий... Потому что меня уже ничем не удивишь (я уже знаю, что в 45 - это уже бесперспективный старик, который вполне может лет 15 быть безработным - не работать по специальности, являющейся основой его жизни)... И Вы правильно заметили о наших СМИ. Те, кого они обслуживают, потом скажут: "Кризис? Безработица? Чудовищная рецессия? Коллапс производства? Торговля схлопнулась? Нечем торговать? Так всех предупреждали! Какой выход? Да загнанных лошадей пристреливают, не правда ли?" И будут правы.

      Оценка статьи: 5

      • Владимир Аникейчев,
        Во второй раз спрашиваю! Где безработица?
        Во второй раз спрашиваю- видели журнал "Работа и зарплата?"
        2 кг мелким шрифтом!
        Сколько в интернете сайтов про вакансии?
        Я вас умоляю!
        Вчера фото видела на дверях "7континента":
        "Вас уволили? Приходите к нам и выбирайте рабботу!"
        Ой, 250 тысяч сократили! А 460 тысяч вакансий.

        а сколько ещё не пенсионеров, которые готовы за 100 рублей в час отработать грузчиком ХОТЯ БЫ час в день, чтобы этот день хоть как-то прожит

        Будто из разных стран мы говорим!
        Где этот пенсионер? Я дам телефон фитнес- клуба, 12 тыс руб шубки выдавать десять смен в месяц без чаевых. И ещё туча тех персонала. Как требовались, так и требуются...!!!!!
        Да, идут, но или алкаши, или прынцессы, которым за 100руб в час в лом полотенце подать банкиру , олигарху, вип-клиенту.
        какая безработица! Вопят знакомые работодатели -некому работать!
        Одна радость - стали чуть-чуть держаться старые кадры,
        нож от горла убрали:"Подними з/п или уйду к конкуренту..."

        • Надя Гаева,
          Уже 270 тысяч. Что такое "латентная безработица", Вы в курсе? Не надо меня умолять - я всё это уже проходил. Самое последнее, что было - 1,5 года на учёте в службе занятости (и все с пособием в размере прожиточного минимума). И то благодаря тому, что во времена чёрных зарплат меня юный директор взял на круглосуточную работу на трёх автомобилях одновременно и на белую зарплату, а через год продал свою фирму, а большинство сотрудников уволил по соглашению сторон. А до этого я лет десять без работы был и в службу занятости не шёл (потому что по специальности после официальной работы тем же гардеробщиком или безработным на работу по специальности, которая требует постоянного самообразования, уже рассчитывать не приходится). Мне повезло, что мои разработки более, чем 30-летней давности, ещё работают. У нас на заводе на проходной дежурное объявление несколько лет висит: Требуются станочники - зарплата от 25 тыс. рублей (сумма постоянно растёт). И никто не идёт. А в цехе несколько станочников возрастом 70 и выше. Молодых нет. Вам объяснить, почему? Или сами поймёте? Юный топменеджер, уволенный с зарплаты за 200 тыров, не пойдёт в станочники и на 50. Во-первых, он не знает, с какой стороны к этому станку подходить (нигде сейчас станочников не учат - не при Советах), а во-вторых, он не хочет девальвировать два своих высших образования, одно из которых - Гарвард, да и свою кандидатскую он не для этого защищал. И мы не в разных странах живём - мы по-разному видим окружающее. Приблизительно, как сапёр, который видит, что ему не успеть погасить бикфордов шнур, который через несколько секунд взорвёт мину, и домохозяйка, которая с интересом наблюдает за этим "бенгальским огоньком", горящим на расстоянии менее вытянутой руки от неё... Разницу улавливаете? Кстати, у меня высшее экономическое, математическое образование, многолетний опыт работы программистом и разработки алгоритмов по статистической обработке информации и т.п. И ещё одна маленькая деталь - я, в отличие от вышеупомянутого юного топменеджера отдам свою машину кому-либо делать тогда, когда у меня на это нет времени, но зато я могу проехать через весь Союз на том, что в принципе ехать не может. И несколько лет тому назад я предсказывал сегодняшний день и, в отличие от некоторых дам, никогда не ошибался ни в сроках, ни в прогнозах.

          Оценка статьи: 5

        • Олег Ветер Читатель 30 декабря 2008 в 15:44 отредактирован 30 декабря 2008 в 15:46 Сообщить модератору

          Надя Гаева,
          Я реально не понимаю Вас, либо безработицы в Москве нет. Вы, пожалуйста, не путайте понятия "терять профессию" или "зарабатывать на жизнь". Вы еще скажите: Ничего страшного! Идите в Службу занятости, Вам там 460.000 вакансий предложат...
          Вы знаете, что большая часть этих предложений - фикция. Это ЗП 5000-6000 руб. без всякого соблюдения ТК и т.д. Если говорить о хлебе, то "на хлеб" я себе всегда заработаю, но речь-то о том, что встают целые отрасли, встают предприятия, молодые специалисты, получившие дипломы, возможно, никогда уже не станут работать по профильной специальности; люди, которым сейчас всего по 40 (45), возможно, также могут и не дождаться приемлемых вакансий, поскольку сам рынок труда перекосило (по многим специальностям). Это касается и юристов, и бухгалтеров, и менеджеров (не знаю такой специальности... Наверное, имеется ввиду "менеджер по продажам") + весь спектр технарей, которые только недавно были очень восстребованы на производствах. Теперь они снова встали , и следующего своего подъема российское производство снова будет ждать лет 10. Это вселяет уверенность, Надя? Это "кризис в головах", Жанна?

          Оценка статьи: 5

  • Гертруда Рыбакова, 5
    Вот именно! России постоянно судьба предлагает какие -нибудь трудности-сложности...
    И она достойно их выдерживает...
    Эх!

    • Надя Гаева, Да ладно на судьбу-то кивать. Давно уже известно, что мы сами себе трудности создаём, чтобы потом успешно и достойно их преодолевать. Это не я придумал (общеизвестный факт).

      Оценка статьи: 5

      • Владимир Аникейчев,
        Исправляюсь:
        России постоянно предлагаются разные трудности-сложности...
        И она достойно их выдерживает и решает...
        Эх!

        • Надя Гаева,
          Вы считаете ЭТО достойным решением? Окститесь... Достойно, это когда все работают достойно, производят продукт и процветают вместе со своей страной (хотя бы некоторые граждане достаточно интеллигентного вида не лазают по помойкам в поисках пропитания, не живут по подвалам, потому что бандиты и мошенники обобрали их и вышвырнули на улицу). При Советах Вы когда-нибудь видели побирушку? Беспризорных детей? А БОМЖей при Советах отлавливали, проверяли их установочные данные, судом выбирали меру ответственности за бродяжничество, а в завершение всех формальностей выдавали чистый паспорт и вновь переводили опустившуюся или заблудшую личность в статус ГРАЖДАНИНа. А сейчас достойный гражданин легко превращается в изгоя общества... Кстати, а как в Костромской, электричество, налоги, коммуналку и т.п. платят? А если денег нет? Зачем бабулю обрекли на потребление подножного корма? И кстати, падение промышленного и с\х производства по сравнению с 1987-м годом втрое - это достойно такой страны?

          Оценка статьи: 5

  • Какой кризис в головах, если на многих заводах стали работать 3-4 дня в неделю, а в Прибалтике в семье моего одноклассника сократили всех!

    Оценка статьи: 5

  • А жила ли Россия без кризисов?

    А жила ли какая-либо другая страна без кризисов?

    Однако соглашусь, у нас они какие-то.. то кровопролитные то голодные, америкосы свою великую депрессию вроде помягче переживали.

    А кризис он вот он - стройки закрываются, краны разбирают, людей увольняют. Президентские мантры по преодолению, переобучению и трудоустройству не особо впечатляют.

    Оценка статьи: 4

  • всем коллегам

    Уважаемые коллеги - товарищи или господа, кому как больше по душе. Спасибо всем за комментарии. То, что кризис только начинается и разрастается ясно каждому здравомыслящему человеку. Вот только что прочла, что безработица в России за декабрь выросла на 4%, это очень много, и обещают рост еще на 2-2,5 млн человек. Очень рекомендую почитать статью Игоря Иванова "Рынок краденого! - slm9.narod.ru/a49.htm . Желаю всем в наступающем году не растерять оптимизма и не потерять свою работу. И будьте успешны!

  • Вчера общалась со своими родными и друзьями по всему миру. И каждому задавала вопрос - как переживаете кризис? И КАЖДЫЙ из них ответил - Какой кризис? мы его не чувствуем! Именно в таком же состоянии и я - нет в моей жизни кризиса.

    Все мои подруги и родные смотрят российские каналы и за границей. Наблюдение - по нашим каналам просто муссируется слово "кризис", что не может не влиять на психику людей. Потому новости смотреть перестала.

    Что же касается времен застоя как лучших - не могу согласиться. Я всеми фибрами своей свободолюбивой души не могла терпеть уравниловку и обязаловку. Может быть, поэтому и не вступила в партию, хотя меня все равно избрали депутатом - нонсенс! Потому и уехала зарабатывать деньги за границу, чтобы этих унижений - талонов и распределений, ограниченности и несвободы выбора избежать. Все это меня сильно угнетало. Какие лучшие времена!

    Лучшие времена наступили когда стало все разрешено, когда я смогла свои таланты проявить, своим трудом достойно зарабатывать.

    Действительно, кризис только в головах.

    • Надя Гаева Надя Гаева Комментатор 29 декабря 2008 в 20:32 отредактирован 29 декабря 2008 в 20:41 Сообщить модератору
      О сестре кризиса - разрухе ещё Булгаков говорил в Собачьем сердце.

      Жанна Магиня,
      "Вчера общалась со своими родными и друзьями по всему миру. И каждому задавала вопрос - как переживаете кризис? И КАЖДЫЙ из них ответил - Какой кризис? мы его не чувствуем! Именно в таком же состоянии и я - нет в моей жизни кризиса. Действительно, кризис только в головах. "

      Действительно, а где же ещё?

      "Что такое эта ваша разруха? Старуха с клюкой? Ведьма, которая выбила все стекла, потушила все лампы? Да ее вовсе и не существует. Что вы подразумеваете под этим словом? - яростно спросил Филипп Филиппович.(...)
      Если я, входя в уборную, начну, извините за выражение, мочиться мимо унитаза и то же самое будут делать Зина и Дарья Петровна, в уборной начнется разруха. Следовательно, разруха не в клозетах, а в головах."

    • Олег Ветер Читатель 29 декабря 2008 в 16:20 отредактирован 29 декабря 2008 в 16:23 Сообщить модератору
      Жанне Магине

      Жанна, при всем моем уважении к Вам, я не могу согласиться с Вашей точкой зрения по поводу того, что "кризис в головах". Есть вещи, на которые при всем желании повлияить нельзя, также как не могут повлиять ни Медведев, ни Путин на отток капиталов из России, колебания курсов тех или иных валют и т.д.. Хочу сказать, что кризис-то раскручивается... Мы можем только скорректировать свое отношение к происходящему. У Вас это получается, похоже, здорово. Я Вас поздравляю! Однако у людей постарше поле для маневра достаточно узкое. Есть такое понятие как "экономически активный возраст", когда человек на этом отрезке жизни способен заработать максимум. Считается, что это отрезок от 25 до 40. Далее идет спад. Поэтому не совсем корректно говорить о том, что "ребята, кризис у вас в голове! во всем мире - никакого кризиса". Я бы так не сказал. Кроме того, в России не кризис перепроизводства, о чем упомянула Светлана Мендоса. Было бы так, то были бы признаки затоваривания, падение цен на все и вся. Такой кризис - в кайф. А дело как-раз в обратном: РФ мало что производит, а все покупает в странах-производителях. Поэтому цены на импорт растут, рубль дешевеет, нац.производители в условиях дефицита импорта подтягиваю цены до уровня импортн.товара и т.д.. Базарная экономика снова дает сбои. Что касается "цивилизованных стран", то для того, чтобы сколотить такие богатства, нужно было пять веков грабить остальной мир, чем собственно они и продолжают заниматься, подминая под себя все "нецивилизованные страны", промывая нам мозги по поводу нарушения прав человека, игнорируя международное право, применяя двойные стандарты по отношению к конкурентам. Это же все на поверхности! А мы в 80-90х заигрывали с "дружественным" Западом, приняв все за чистую монету.... Хорошо хоть до нитки не успели обобрать! Слава Богу нефть в гору пошла...

      Оценка статьи: 5

      • Владимир Аникейчев Владимир Аникейчев Дебютант 31 декабря 2008 в 12:35 отредактирован 31 декабря 2008 в 12:36 Сообщить модератору

        Олег Зверев,
        маленькое замечание. У нас кругом сплошные перекосы в производстве. Перепроизводство есть в строительстве, автостроении, ожидается кризис перепроизводства в сопряжённых с ними отраслях. Первую серьёзную волну проблем нужно ожидать к лету, когда ещё появятся другие кризисы (затоваривания, платёжеспособности населения и др.). Кстати, кризис затоваривания тоже ничего хорошего в себе не несёт. В Штатах эти кризисы были регулярно, особенно в сельском хозяйстве. Поэтому у меня на памяти документальные кадры из хроники, как бульдозерами сбрасывают горы апельсинов в океан (чтобы только не уступить врагу-потребителю в цене)... И кадры позднего совка - приезжает к проходной фура со свежей капустой, а мы идём с работы, подаём заранее припасённые мешки, набираем столько, сколько можем унести (бесплатно) и вечерами квасим капусту. Чтобы добро не пропадало (жалко, люди всё-таки трудились, выращивали). При этой власти такого не будет - один будет думать, что ему надо шустрее продать, чтобы не почувствовать кризис ("Челси" или "Пелорус" - кстати, вопрос УЖЕ в стадии решения), а миллионы - что бы купить, чтобы было посытнее да побесплатнее... А обобрать успели... В некоторых и многих отраслях даже выражение "до нитки" не подходит. И "начисто" или "запустение" - тоже не сказать.

        Оценка статьи: 5

    • Владимир Аникейчев Владимир Аникейчев Дебютант 29 декабря 2008 в 16:02 отредактирован 29 декабря 2008 в 16:14 Сообщить модератору

      Жанна Магиня, кризис не чувствует тот, кто не умеет видеть. Он появился не на последней неделе, а достаточно давно. И вошёл сейчас в качественно новую фазу. На днях количество безработных увеличилось за короткий срок на 200 тысяч, хотя официально введён запрет на увольнения. Реально, начиная с Приморья, выступили регионы против правительственной политики пошлин (8-го организованно проводятся демонстрации - 10-го изменения таможенных правил вступают в силу). читать дальше →

      Великая депрессия была больше десяти лет - её тоже не сразу заметили. Этот кризис значительно будет тяжелее, т.к. захватывает больше территории и государств. Россия во время дефолта была в лучшем положении, чем сейчас (не было такой разрухи в производстве да квалифицированных кадров было больше). Так что кризис не в головах, а на рабочих местах. И в головах его нет только у тех, у кого и до него в головах было мало или ничего. Государству смогли продать только 438 квартир в Шушарах и в железобетоне, где нет никакой инфраструктуры. Рынок жилья намертво встал - и строительные компании резко сокращают рабочих. Я работаю, но знаю многих, кто в январе уже не работает. Нигде. Но на биржу идти пока не рискуют, чтобы не портить послужной список. У транспортников - почти аналогичные проблемы.
      Так что это больше кризис власти, её политики (при Советах создавали рабочие места, насыщали их средствами производства, налаживали быт и обеспечивали отдых - при теперешних на любом производстве развал, запустение, у немногочисленных, оставшихся неразворованными, станков - специалисты за 60-70). Уж лучше бы относительное равенство, чем воры и убийцы у власти (разрешили беспредел и уничтожение народа).

      Оценка статьи: 5

  • Гертруда, как Вы правы. Справедливо сказано, что не стоит терять оптимизм. За статью 5!!!Удачи!

    Оценка статьи: 5

  • Светлана Крус Мендоса Светлана Крус Мендоса Профессионал 29 декабря 2008 в 10:57 отредактирован 29 декабря 2008 в 11:04 Сообщить модератору

    Это предопределено свыше - никогда Россия не жила без кризисов, начая с набегов половцев и хазаров, татар и далее. Весь свой исторический путь российский народ не живет. а все чего-то переживает. Мой старший сын родился в 90-м году, когда в магазинах стояли километровые очереди за хлебом, а вместо пищевых продуктов в гастрономах на витринах по всему городу были выложены книжки Поля Брэгга "Чудо голодания". Слава Богу, муж мой активно зарабатывал и голода мы не испытывали. Но вспомнить все равно жутко. В Москве продавались роскошные импортные косметические наборы по 250 руб. (моя зарплата тогда была 120 р.), но не было ни зубной пасты, ни мыла, ни ниток. Тогда еще не было рынка. Теперь вот рынок - и снова кризис: торговля не в состоянии сбыть то, чем затоварилась. Распродажи. скидки, бонусы, закрываются магазины и целые сети. Но вокруг меня никто не паникует. У кого банки лопаются и рабочие бастуют - у тех кризис, это да. Мы, средний класс, пока еще в седле.

    Оценка статьи: 5

  • Гертруда, спасибо Вам за Вашу статью, за Ваш опыт...

    Вы не подумайте ничего такого, но... в общем когда я читала Вашу статью и понимала, что человек ее написавший в солидном возрасте - у меня в душе такой респект (извините за жаргон - уважение, конечно же). Я восхищена! Вы просто молодец. Вот бы и мою маму подружить с компьютером, чтобы и ее жизнь стала намного интереснее. А она гораздо моложе Вас...

    Оценка статьи: 5

  • Нужно продолжение...

    Гертруда Рыбакова, ждем продолжения Вашей замечательной статьи. И следующая тема может быть - "Какая страна в мире испытала меньше всего кризисов и испытаний?".

    Оценка статьи: 5

  • Мы с 1946-го жили в Ленинграде. И сколько помню свои походы по магазинам в детстве, всегда видел ассортимент и полные прилавки. А в конце 50-х у нас в магазине при пустых прилавках рядом с молочным разливным автоматом был плакат: "Только в нашем магазине! Всегда в продаже молоко Кипеньской птицефабрики!" И всегда в голове гуляли шальные мысли. Потом Хрущёва убрали - в магазинах стало легче (прилавки заполнились, но ассортимент стал бледнее). В горбачёвские времена понравились выборы, референдум... Но это было ненадолго - всё потом решили за нас (развалили Союз, расстреляли всенародно избранный Верховный Совет).

    Оценка статьи: 5

    • Владимир Аникейчев, здравствуйте! Я приехала учиться в Ленинград летом 1957 года, там в магазинах тогда было все, не то, что в нашем заполярном Нарья-Маре, где сушка и баранки, не говоря о колбасе и сыре были деликатесом. В елисеевский гастроном на Невском мы, иногородние студенты, ходили как на экскурсию в музей - там прилавки сверкали как в поэме Маяковского, да стипендия наша не позволяла покупать деликатесы. Но уж мороженое в кафе на Невском позволить себе раз в месяц могли! Но только то, что я учусь в лучшем городе Земли наполняло сердце таким счастьем, что все остальное не имело значения!!Спасибо вам за комментарий!